Амур на кончике носа

«Возможность и воображение — из пространства отсутствия.
Где задыхается определенность, только и возможно дышать воображению».
© Н.Д. Корчалова

     Утомленная парочка с наслаждением плюхнулась на мягкие низкие диванчики. Он вытянул под столом ноги и, помахав вверх-вниз носками начищенных до блеска туфель, принялся изучать меню. Она подпихнула пару мягких бархатных подушечек под свою усталую спину и откинулась на спинку дивана. Приглушенный свет, негромкая музыка, мягкие переходы в цвете интерьера от горчично-бронзовых до лимонно-желтых тонов охры, восточные ароматы спровоцировали в её глазах нездоровый призывный блеск. Сработал потайной триггер, и манящая соблазнами сущность выползла наружу. Но Георгий всё ещё был под впечатлением от выступления своей молодой красивой спутницы на обучающем семинаре, и не сразу заметил в ней этой разительной перемены. Он сорвался с работы в столичном институте высшей школы, забросил дела в издательстве и приехал по первому же её приглашению для научно-консультационной поддержки. Ученый был совершенно очарован глубиной и основательностью её изысканий:не ожидал встретить такое неуёмное упорство и фундаментализм в продвижении на практике его собственной диссертационной темы.
      - У вас очень хороший уровень познаний, но чувствуется, что практически нет единомышленников. Я до сих пор не пойму, как вы пришли к таким серьёзным научным размышлениям? Снимаю шляпу перед вашими познаниями в психологии, - вымолвил Георгий, сделав официанту заказ, - признайтесь, ведь у вас семьи нет, как я чувствую, или детей своих нет, что более вероятно. Хотя, социальная интуиция- не самое моё сильное качество, поэтому прошу прощения, если я вас обидел этим замечанием, но вам нужно резко продвигаться в науке, а потом и по служебной лестнице. Или там даже вплоть до докторской, я так думаю. Не совсем, правда, понимаю, но уже вижу какого редкого человека послал мне Господь.
       - Вы ошиблись, Георгий. Бог ничем меня в этой жизни не обделил. У меня всё есть. И семья, и дети – полный комплект. И карьерой я не озабочена, хотя и здесь Господь меня не обидел. Всё же интересно не это. Мне Всевышний даровал иные способности. Я умею охватывать и удерживать во внимании большие объемы информации, устанавливать связи, понимать целое и предвидеть будущее, - улыбнулась Лана.
      - Так значит, Вы, Лана, давно уже пани!- удивился пожилого вида мужчина, -как же это вам удается? Вы виртуозно балансируете на стыке науки и практики. Мало у кого такое получается. И вы совершенно правы, говоря о том, что большинство специалистов слабо различают исследовательскую и проектную типы мыследеятельности. Грубо говоря, практически никто не понимает, что проектирование – это другая парадигма жизнебытия, иная картина мира. Идет просто какая-то мода на слоган. Не более. Отсюда и масса ошибок, недопониманий, о которых вы мне рассказываете. В основе этого, кстати, невладение деятельностным языком и видением мира деятельности. Московский методологический кружок – это глыба мирового масштаба. И мы не понимаем, что являемся обладателями бесценного сокровища – результата прорывной, практически без отдыха, сорокалетней работы нескольких десятков людей и нескольких поколений учеников моего тёзки Георгия Петровича Щедровицкого. Я впечатлён тем, как вы в одиночку вновь переоткрываете законы, над которыми бились кружковцы. Если хотите, я помогу вам войти в эту культуру, хотя там есть и свои искушения и опасности, много гордыни и тщеславия. Если хотите, я помогу вам напечататься в профильном журнале. Ваши статьи в научном плане весьма любопытны.
      - Нет, что вы! – смутилась Лана, - я нигде никогда не печаталась, ибо считаю вредным засорять печатное пространство сырыми и детально не выверенными материалами. Этого добра и без меня хватает.
       - Уважаю, что-то подобное лет в тридцать и я понял. Стал меньше писать. Это вообще проблема нашего века- весь этот информационный шум! Просто безумный!
       - С другой стороны, если человек ничем не увлекается, не интересуется и ничего не исследует, не изучает, если он ничего в своей жизни не пережил, то тогда о чем он может рассказывать другим людям, кроме того, что только пересказывать кем-то раньше высказанное? – с жаром продолжила свою мысль пани, - впрочем, стало очень сложно отсеивать зерна о плевел, и наука должна нам в этом помочь!
     - Я вас разочарую, пани Лана. Традиционная наука давно умерла. В том смысле, что она перестала отвечать новым социокультурным проблемам. Сегодня нормой является выход за пределы нормы. Наука в принципе не успевает за обновлениями. И вот ещё - её раздробленный характер. Мир целостен. И проблемы, как правило, носят межпредметный характер. Большинство научных исследователей всё ещё продолжают работать лишь только в рамках своих научных предметов. А новые прорывные технологии как раз-таки рождаются на стыке разных научных предметов. Достичь прорыва иначе, как используя проектную мысдедеятельность, невозможно. Однако и тут имеется противоречие. Деятельностный подход хорош, но в нем нет субъектности. Классическая наука в принципе не имеет дела с виртуальными и субъектными реальностями, которые являются сегодня самыми значимыми. Объект изучения, инструмент, которым изучается объект, и субъект, производящий это изучение, – они должны быть все взаимосвязаны. Я бы вам порекомендовал покопаться ещё ив материалах субъектного подхода Рубинштейна и Лефевра. Если вам удастся в своей голове увязать и уложить эти два подхода, то вы прорветесь гораздо дальше в своих изысканиях. Сработает принцип дополнительности Бора, в котором разные позиции дадут вам искомую целостность картины мира.
      - Припомнила строки из «Фауста» Гёте: «Стань твердо здесь – и вкруг следи за всем: для дельного и этот мир не нем…», - рассмеялась молодая женщина.
      - Я бы сказал «…набравшись духу, выломай руками врата, которых самый вид страшит…», - задумчиво произнес Георгий и принялся уплетать свою порцию горячего.
      Нарастающее и окатывающее нежное тело горячими волнами возбуждение отбивало напрочь ланин аппетит. Она отложила приборы и стала рассматривать своего учителя. Невысокого роста, худенький, лет на десять старше её. Одет с иголочки, достойно и со вкусом. Хорошо подобранный костюм, сорочка, дорогой галстук, часы.Понятно, что ему приходится крутиться в высших кругах общества, встречаться с людьми от власти и от бизнеса. Мелкая кость создавала образ хрупкого мужчины. Но выраженная ямка на подбородке, тонкие поджатые губы, заострённый нос и глубокая поперечная складка на лбу указывали на необычайно волевой и жёсткий характер Георгия. Говорил негромко, однако каждое своё слово он будто бы впечатывал в пространство. Нет, нет. Даже язык не мог повернуться у Ланы, чтобы назвать своего спутника иначе. Ни Жориком, ни Гошей, ни Герой, ни Гогой. Перед нею сидел именно Георгий! Тот самый, которого можно увидеть на иконах, где он поражает копьём древнего змия. Все люди делятся на жрецов, дельцов и воинов. Георгий был самым настоящим воином: смелый, решительный, непоколебимый. Хотя чуточку в нем что-то было и от жреца. Учитель давал ей бесконечно много духовной пищи для дальнейших размышлений. Лана словно губка впитывала в себя всё. И если бы не её необузданный дикий характер, она стала бы, скорее всего, одной из адепток масштабной просветительской программы, которой руководил Георгий. Но не срослось.
      - Кстати, я вам приготовил подарок. И совсем забыл о нем, простите, - вдруг оторвался от еды учитель, обтер салфеткой рот, руки, и полез в свой кожаный черный кейс. Бумаги, необычно расчерченные и исписанные, увесистой стопкой лежали сверху.
       - Что это? – удивлённо спросила Лана, показывая на стопку.
     - Мои записи, черновики, конспекты новых статей, размышления. Я систематизирую их таким образом, чтобы потом было легко искать. Хотите посмотреть?
       - А можно?
      - Можно, пани Лана, если вас это интересует. Вот здесь я разбиваю страницу на части, потом делаю лаконичную запись. Важно, чтобы мысль была органично завершена. Подвожу черту. При необходимости делаю чертеж. Попутно записываю вопросы, которые возникают по ходу моих размышлений. Внизу ставлю номер страницы, если тема объемная и требует к себе много внимания. Потом эти листы скрепляю. Получается своеобразный архив размышлений.
      - Очень интересно. Отличная идея! А можно, Георгий, я её у вас возьму в своё пользование? Я тоже люблю структурировать своё мыслительное пространство, но до этого момента я просто тупо и рефератно записывала свои умничанья в обычные тетрадки.
      - Вот! – лицо Георгия просияло улыбкой, - я долго искал дома, но специально для вас, пани Лана, отыскал последние экземпляры моих книг! Они вышли небольшим тиражом, и я порядком успел их всех раздать. Уж не знаю, и даже переживаю, понравится ли вам такой мой подарок?
       - Ииииих! – захлебнулась от восторженного счастья ученица, выхватывая книги из рук учителя, - о Боже! Я так мечтала их получить, но стыдилась у вас попросить!А в библиотеках ваши монографии все нарасхват, так что даже и копию с них снять невозможно! Я боялась даже заикнуться! А вы…вы мне сейчас такой подарок сделали! О Боже!..
      - Правду, что ли говорите, или хотите польстить мне?
      - Да как вы можете сомневаться! Для меня это такой дорогой и ценный подарок! Дух захватывает!
      - Тогда я вам сейчас их подпишу на память, -засмеялся учёный и потянулся за книгами.
       Их руки случайно встретились. От неожиданного прикосновения Лана вздрогнула. Горячая волна пробежала по спине, и капелькой пота скатилась ниже талии. Дыхание стало глубоким и частым. Зрачки расширились. Ей захотелось крепко обнять этого строгого мужчину за шею, прижаться к нему всем телом и нежно поцеловать в щеку. Она ждала момента, ловила малейшие признаки того подтверждения, что она может и имеет право так сделать. Учитель, деловито отодвинув тарелки и приборы и, не поднимая на Лану головы, мелким бисерным почерком написал ей дарственную надпись: «Уважаемой Лане от автора с благодарностью за интересные обсуждения! Желаю творческих успехов и надеюсь, что сей скромный труд окажется полезным в ваших делах на благо!»
       - Держите свой подарок, - наконец, протянул ученице книги Георгий.
       Лицо Ланы заливалось пунцовой краской. Глаза светились диким блеском. Женщина застыла в ожидании. Георгий молча посмотрел на свою спутницу, видимо хорошо понимая, к чему идет дело.
       - Простите, мне нужно сделать важный звонок и я на несколько минут выйду в коридор, - оборвал тягостную паузу учитель, поднимаясь и стягивая со стола мобильный.
      - Снова это дурное напряжение мучает меня, - подумала Лана, оставшись одна, - два года я живу в постоянном напряжении и уже не знаю, смогу ли я физически его вынести. Но и остановиться я тоже не могу. Во мне сидит дурной демон, внушающий мысль, что я должна добраться до искомых смыслов. Чтобы хоть как-то привести себя в порядок и не соскользнуть в развивающийся невроз, мне нужно срочно что-то предпринять! Мне нужна точка опоры в этом внешнем мире, страховка, которая будет противоположна всему тому странному, что заполняет мой внутренний мир.
       Учитель долго не возвращался. Официанты с заказами сновали туда-сюда. Горячее в ее тарелке давно остыло.
      - Я такой же человек, как и все, я реально существую, - успокаивала сама себя женщина, - но, когда я погружаюсь в свой внутренний мир, бывают моменты, когда я чувствую, что могу сойти с ума. Я знаю, что мне нужно работать и писать. Но для этого мне нужен учитель, кладовщик, который будет оставаться для меня той благополучной реальностью моей жизни, удерживающей меня от безрассудства и способный выдержать мои атаки. Сможет ли Георгий стать для меня такой незыблемой твердью?
       - А вы в курсе того, что согласно Карлу Марксу труд создал человека из животного? Потому что, первобытный человек что-то там понял, догадался, изобрел? - воодушевлённо спросил учитель, возвращаясь за столик ресторана,- но если все же хорошо подумать, то этим первобытным и догадливым существом всё же должна была быть изначально та самая обезьяна, которая просто обязана была уже быть человеком, находящимся на более высокой ступени развития. Вот такой парадокс! Есть ли у животных труд, пани Лана, как вы думаете?
      - Я наблюдала у некоторых животных целесообразную деятельность. Некоторые даже могут использовать для достижения своих целей предметы в качестве орудий. Мой кот легко открывает двери, запрыгивая и ударяя лапами по ручке, и перепроверяет затем когтями, открылась ли дверь, - улыбнулась Лана.
     - Это не то! Целесообразная деятельность – это ещё не труд! Согласно теории Вильчека труд – это деятельность по условной, искусственной, не врожденной и не инстинктивной программе. Чтобы создать человека, труд должен был возникнуть раньше самого человека, потому что специфичной человеческой деятельностью могут заниматься только люди, а не обезьяны. Но у животных программа врожденная. А человек свою программу не наследует! Он получает её путём социализации и обучения.
        - Это именно то, о чем говорил Щедровицкий? Не все люди – это люди? – догадалась ученица.
      - Совершенно верно! И многие до конца своей жизни так и не становятся человеками. Не пройдя социализации, ребенок не только не станет человеком, но и биологически будет нежизнеспособным. Воистину, с точки зрения марксистов, человек – это такое больное животное, со сбившейся программой. Человек наследует биологические потребности, но никаким образом совершенно не наследует информацию о том, как их можно удовлетворять! Ребенок-маугли либо погибает от своей ущербности, либо прибивается к стае животных и заимствует путем подражания их животную программу как надо жить. Сколько было уже таких случаев находок. Беда в том, что благоприятное время для развития маугли в человека было упущено, и благополучно социализироваться в человеческое общество они, увы, никогда не смогут. Вот и получается, что труд – это проклятие рода человеческого, полученное взамен утраченной врожденной программы. Человек ищет образец для подражания. Учится у других людей, у природы. Вот этот самый поиск образца для подражания и порождает само творчество. Творчество как замену утраченного инстинкта. Такую активность по преодолению первоначального отчуждения в мире и самореализации в нем. У животных нет никакого творчества, а, следовательно, и нет никаких проектов. Животным не нужны все эти искусственные средства передачи знаний и информации – речь, письменность. Они живут по заложенной природой программе.А люди создают новые ценности, которые в будущем станут их новыми реалиями жизни: паровой двигатель, электроэнергия, интернет…
       Учёный взглянул на часы: через полчаса поезд. Времени для живого общения с Ланой осталось очень мало. А столько ещё всякого хочется сказать и обсудить! Эта женщина словно магнит притягивает его к себе. Красивая, молодая, умная. Но нет. Нельзя. Отношения ни в коем разе не должны перейти за рамки делового общения. Георгий вздохнул, потер свой нос, глаза, встряхнул плечами.
       - Моё творчество всё же не так сильно связано с идеей самореализации, - облизав вилку, Лана принялась торцом рукояти рисовать по салфетке, - мне вообще не нравится теория Маслоу об иерархии потребностей. И я не считаю, что самоактуализация выступает конечной целью развития человеческой личности. Что такое вообще эта самоактуализация? Бред! Самость актуальна. Азм есмь. Я совершаю акт, действие. И я подобна Богу? В этой пирамиде что-то не так! Я уверена, что она носит урезанный характер, и вырвана из более сложной фигуры. От основания этой пирамиды должна исходить вторая зеркально отраженная! Целостность и устойчивость этой исходной сложной фигуры нам позволит взглянуть на проблему творчества совершенно иначе. Нет. Скорее всего, моё существо направлено к достижению согласия и гармонии с самой собой, к определенной устойчивости моего бытия. Более всего прочего мне хочется обрести мужество быть самой собою и понимать всё, что во мне происходит. И эти мои устремления ничуть не противоречат вашему христианскому взгляду на природу человека! Иметь мужество узреть насколько больна моя душа и с этим знанием продолжать жить, прилагая всяческие усилия к собственному исцелению – это ли не достойная цель? Понятие самоактуализации всё же больше направлено на действие вовне, на внешний мир и его обладание, а достижение внутренней гармонии направлено на внутренний мир, на собственную душу. Шаг от воспитания других к самовоспитанию – это логичный шаг вперед для человека, который решил стать человеком! Мой путь – это соприкоснуться со всей многозначительностью мира, испробовать на себе различные состояния его текучести и изменчивости. И в этом моём желании тоже нет ничего противоречивого христианскому мировоззрению, ибо сказано, что будет человек подвергнут различным испытаниям! Смысл евангельской притчи о сучках и брёвнах, да и всех остальных открывается именно так.
       - Мне пора, пани Лана, - ещё раз взглянув на часы, засуетился учитель, - я не могу сейчас, к сожалению, дать вам развернутый ответ. Может чуть позже, письмом отвечу.
       Лана подозвала официанта, расплатилась, оставив необходимые чаевые. Собрала свои вещи и вышла на улицу. Георгий ждал её у выхода из ресторана и попутно по мобильному телефону решал какие-то вопросы, связанные с издательством.
       На вокзале людей было немного. Проводница впускала в открытый вагон по одному пассажиру. Лану немного потряхивало от волнения. Самого главного она так и не сказала при встрече своему учителю. И времени на какие-то объяснения уже у неё не осталось. Слёзы навернулись, голос задрожал. Последний взгляд был ему в глаза:
       - Георгий, вы знаете, ведь хочется сотрудничать, когда человек тебе нравится. Никто не принуждает нас к такому общению. А когда человек нравится, то тут недалеко и до личностно-интимных отношений. Вот ведь какая штука-то в жизни! Всё в действии, почти по вашему Лефевру. Вы всё время позиционировали себя критиком фрейдовского психоанализа, но в то же время пользовались его инструментами, останавливая мои действия. И да, вы правы. Но только не в том, что вы объект или средство моей сублимации. Нет! Вы являетесь субъектом моего вполне осознанного желания. Только разве нормальные женщины об этом говорят открыто? Оттого и получается вся эта сублимация...
      - Посмотрите-ка на кончик своего носа, пани Лана, - улыбнулся учитель, совершая над ним легкое вращение раскрытым билетом, подобное смахиванию снежинки, - видите метаморфозу? Иииии раз! И толстый наглый крылатый амур одним движением руки превращается в рогато-копытное существо. Господи Иисусе Христе, Сыне Божие, помилуй нас грешных…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.