Как нам сохранить суверенитет культуры

Второй год педагогический процесс в Костромском областном музыкальном колледже лихорадит… Преподаватели и студенты выходят в мирные пикеты, пишут петиции в самые высокие структуры власти – в министерства, комитеты и даже президенту России. А причина – возникшая серьезная угроза разрушить традиционную образовательную систему, потерять опытных педагогов, студентов и, что особенно опасно для развития и сохранения известного на всю страну музыкального колледжа, негативно повлиять на будущих абитуриентов.

Дело в том, что колледжу настоятельно предлагают покинуть здание, исторический памятник, в котором колледж работал более шестидесяти лет! Результаты экспертизы по состоянию здания показали, что ему необходим капитальный ремонт. Так считают городские власти. Но предложение перенести учебный процесс на 5 (!) лет в другой район, а вернее – на окраину города, в абсолютно неприспособленное для музыкально-образовательного процесса здание, вызвало волну возмущения преподавательского и студенческого коллектива: «Везде – деньги и кумовство! Мы не верим уже… Целый год бились! И никакого результата. Нас никто не спрашивает, не дают возможности позитивного диалога между городской властью и преподавателями колледжа. Есть опасения в том, что после ремонта здание не вернется музыкальному колледжу, а перейдет в другой ранг зданий-памятников в центре Костромы. Это будет не переезд, а ликвидация!»

По всей центральной России происходят перемены в жизни и деятельности музыкальных училищ. Новая волна прокатывается по известным  музыкально-образовательным учреждениям. Приказ «на выход» грозит таким колледжам искусств, как Велико-Новгородскому, Смоленскому, и даже некоторым московским образовательным учреждениям. Вероятнее всего, причина одна и та же: музыка — дело хорошее, но не прибыльное. Многие музыкальные училища еще с советских времен занимают в центре городов исторические здания, которые могли бы использоваться гораздо выгоднее с точки зрения властей.

Заглянем ненадолго в историю музыкально-педагогического образования и воспитания в Костроме, как ни удивительно, самым тесным образом связанного и с историей музыкального образования Петербурга.  В 1882 году в Костроме было создано отделение русского музыкального общества. Активное участие в этом принимала Варвара Сергеевна Сумарокова – выпускница Петербургской консерватории. Она же открыла в 1890 году частные музыкальные классы, которые стали основой будущей музыкальной школы Костромы. Здесь обучали взрослых и детей игре на фортепиано, скрипке и сольному пению. Одними из первых учениц классов стали сестры Мария Федоровна и Лариса Федоровна Иорданские. Окончив курс обучения в Костроме, они поступили в Петербургскую консерваторию.

В 1900 году в Кострому приехала пианистка, певица В. Н. Войнова – выпускница Московской консерватории по  классу В. М. Зарудной. Выдающийся музыкальный и общественный деятель, дирижер, композитор и педагог Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859–1935) принимал участие в работе Костромского отделения Русского музыкального общества, курировал вопрос организации музыкального образования в российской провинции, лично оказывал помощь в разработке учебных планов и концертных программ для костромской музыкальной школы.

В 1907 году М. М. Ипполитов-Иванов вместе с В. М. Зарудной побывали в Костроме, после чего на  самодеятельной сцене Костромского музыкального общества была осуществлена постановка опер А. С. Даргомыжского «Русалка» и П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

В 1910 году музыкальная школа была преобразована в музыкальные курсы Костромского отделения  Императорского Русского музыкального общества (РМО), в учебном заведении вводится специальность виолончели. Не одно поколение костромских музыкантов с большой теплотой вспоминало выпускницу Московской консерватории по классу профессора Киппа Лидию Алексеевну Паршину. После окончания консерватории она в течение семи лет занималась педагогической деятельностью в Московском женском институте, а с 1913 года преподавала в Костромском отделении РМО. Именно в классе фортепиано Л. А. Паршиной проходил обучение будущий всемирно известный дирижер, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, народный артист РСФСР Илья Александрович Мусин (1904–1999). Параллельно с этими курсами в последнее предреволюционное десятилетие костромичи имели возможность обучаться игре на музыкальных инструментах в частной музыкальной школе сестер Иорданских.

После революционных перемен 1917 года частные музыкальные школы становятся государственными I ступени. В них обучались как взрослые, так и дети. Открытие Костромской 1-й Советской школы состоялось 30 апреля 1919 года. Некоторое время заведующим школой был известный костромской музыкант, выпускник Петербургской консерватории по классу пения Борис Владимирович Пиллер. Известно, что он пел в Тифлисском оперном театре, а также в течение восемнадцати лет занимался педагогической деятельностью в различных учебных заведениях, в том числе в Костромской мужской классической гимназии. 2 мая 1919 года была открыта Костромская народная консерватория. Возглавлял её председатель коллегии педагогов Михаил Порфирович Епифанов – выпускник Московской консерватории 1906 года по классу скрипки профессора И. В. Гржимали. Завучем в консерватории была Л. Ф. Иорданская. Для укрепления преподавательских сил в Кострому были приглашены профессора Петроградской государственной консерватории Людвиг Эдуардович Аббиате (виолончель) и Алексей Федорович Штейн (фортепиано). В народной консерватории кроме сольфеджио, теории музыки и хорового класса были введены гармония, оперный класс, камерный и симфонический ансамбли, введение в философию искусств. Обучение было бесплатным. К сожалению, Костромская консерватория сделала только один выпуск.

В 1922 году Народная консерватория и ДМШ были преобразованы в Музыкальный техникум с детскими классами. Страницы губернской газеты «Красный мир» сообщают, что в 1923 году в техникуме работало 16 преподавателей, а число учащихся было 242 человека. Обучение было платным, но рабочие и передовики труда обучались бесплатно. Среди педагогов были пианисты Н. Ильина и С. Озерцовская, дирижер И. А. Пернаткин, вокалист Л. Н. Наместников. Учащиеся техникума обучались по классу фортепиано, скрипки и пения. В стенах этого учебного заведения получили образование будущие доктор искусствоведения музыковед Елена Михайловна Орлова (1908–1985), военный дирижер Михаил Павлович Ганапышев (1904–1955), заведующий музыкальной частью Костромского театра имени А. Н. Островского Леонид Алексеевич Дорогов (1910–1983) и другие. На рубеже 20-х–30-х годов в школе работали 30 преподавателей. Занятия велись в классе фортепиано, вокала, дирижирования и виолончели. Школа успешно ставила фрагменты оперных спектаклей.

С середины 30-х годов костромская детская музыкальная школа переживает подлинный расцвет. Так, если в 1930 году здесь  существовал только класс фортепиано, то через 10 лет в стенах музыкальной школы работали педагоги по классу народных инструментов, скрипки, баяна, деревянных и медных духовых инструментов, фортепиано. В 1934 году заведующей школой была назначена выпускница Московской консерватории по классу вокала В. М. Зарудной Зинаида Васильевна Жданова (1886–1965). Она преподавала теоретические дисциплины и сольное пение. С ее приходом на пост директора музыкальная школа переходит на семилетний курс обучения и переезжает в отдельное здание на улице Ленина. Ученики школы вели активную концертную деятельность.

Большое внимание качественному обучению музыке уделяли власти города Костромы. Для улучшения материально-технической базы школы регулярно выделялись солидные денежные средства. 28 сентября 1935 года газета «Северная правда» сообщала, что Президиум горсовета отпустил 12 тысяч рублей на приобретение для музыкальной школы баянов, патефонов с пластинками и необходимого набора духовых инструментов. В тот же год для школы были выделены средства на приобретение концертного рояля.

В июне 1940 года коллектив преподавателей и учащихся школы отметил 50-летний юбилей. Кроме поощрения  коллектива, в честь юбилея для наиболее одаренных детей в учебном заведении были установлены три стипендиальных места, назначения на которые производились директором школы в виде поощрения на полугодие.

Многие учащиеся школы предвоенного десятилетия впоследствии продолжили обучение в музыкальных техникумах и консерваториях. Так, ученик по классу кларнета Н. А. Пелянена участник Великой Отечественной войны Константин Николаевич Бузин (1920–2011) в 1948 году окончил Высшее училище военных дирижеров Советской армии по классу дирижирования А. Д. Цейтлина, кларнета – А. Л. Штарка. В разные годы он являлся преподавателем 1-й Ленинградской школы музыкантских воспитанников, военным дирижером Костромского военно-химического училища. Бывший ученик Л. Ф. Иорданской Борис Михайлович Победимский (1926–2014) после окончания Военно-морского факультета Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по классу дирижирования И. А. Мусина возглавлял военный оркестр крейсера «Адмирал Ушаков» Балтийского флота, а затем являлся художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северного флота.

В годы Великой Отечественной войны учащиеся и преподаватели школы вели активную концертную деятельность, выступая в госпиталях, перед уезжающими на фронт бойцами, проводили платные концерты, перечисляя средства от них в фонд Победы. Школа для большинства из детей была вторым домом. «В дни Отечественной войны детская музыкальная школа не только не свернула свою работу, а продолжает расширять и углублять музыкальное образование людей трудящихся города», сообщала газета «Северная правда» в феврале 1942 года.

З. В. Жданова привлекла к педагогической работе в школе наиболее талантливых музыкантов, оказавшихся в военные годы в городе. Так, теоретические дисциплины с марта 1943 по сентябрь 1944 года вела выпускница аспирантуры Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Е. М. Орлова. В классе скрипки преподавал будущий прославленный советский композитор Вениамин Ефимович Баснер (1925–1996), являвшийся в этот период курсантом 3-го Ленинградского артиллерийского училища, размещавшегося в Костроме.

В 1954 году произошли изменения в руководстве старейшего музыкального учебного заведения Костромы. На место ушедшей на заслуженный отдых З. В. Ждановой был назначен выпускник Ленинградской государственной консерватории Карин Наумович Герцензон (1927–2014). Значительным событием в жизни музыкальной школы стало открытие Костромского музыкального училища 5 июля 1957 года, ныне Костромского областного музыкального колледжа. Появление в Костроме среднего специального музыкального учебного заведения позволило выпускникам музыкальной школы получать профессиональное образование, не покидая родного города. Сразу после открытия музыкального училища К. Н. Герцензон передал свой пост новому директору – Льву Евгеньевичу Ежову (1927–1991). Яркий организатор, дирижер, преподаватель хоровых и теоретических дисциплин, Л. Е. Ежов внес большой вклад в воспитание и обучение музыкантов Костромы. По его инициативе и благодаря активным действиям учебное заведение расположилось в новом – угловом здании, на первом этаже которого размещались теоретические классы ДМШ № 1, а часть третьего этажа была жилыми комнатами для молодых преподавателей. При Льве Евгеньевиче училище работало круглосуточно. Многие взрослые студенты, поступившие без подготовки, с разрешения директора занимались по ночам. Заслугой Л. Е. Ежова была целенаправленная работа по развитию культуры в городе и области, расширению сети детских музыкальных школ. Л. Е. Ежов пригласил с костромское училище талантливых музыкантов, выпускников Ленинградской консерватории Бориса Михайловича Ляшко, впоследствии декана Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского; Виталия Александровича Шурыгина – впоследствии директора училища.

В 1970-м году на пост директора вступил выпускник первого набора училища, воспитанник Ленинградской консерватории класса П. И. Говорушко по специальности и В. Р. Столера по дирежированию Валерий Дмитриевич Афанасьев. Как говорит В. Д. Афанасьев, его воспитывала сама атмосфера Ленинграда, филармония, где он пропадал, приехав на сессии, слушая всех знаменитых музыкантов мира. В. Д. Афанасьев десять лет успешно и плодотворно руководил оркестром баянистов училища, расширив репертуар, открыв необозримые исполнительские возможности этого инструмента. Он пригласил из Нижнего Новгорода молодых музыкантов – струнников, которые составили славу струнного и хорового отделения. В эти годы был организован камерный струнный оркестр, который возглавил В. В. Демин.

В советские годы, вплоть до конца 80-х, да и в тяжелые годы перестройки  коллективом колледжа неизменно строго сохранялась в традиционном академическом направлении атмосфера музыкального воспитательного и образовательного процесса. Это подтверждается и большими успехами выпускников училища.  Многие выпускники Костромского музыкального училища (ныне колледжа) работают в самых разных уголках страны. Кто-то преподает в консерваториях, кто-то занят в крупных академических оркестрах, кто-то сделал эстрадную карьеру. К примеру, Олег Шунцов – очень известный барабанщик. Входит в десятку лучших барабанщиков Европы. Денис Ковальский – композитор, продюсер, хитмейкер. Работает с такими артистами, как Дима Билан, Николай Басков, Григорий Лепс, Жасмин, группа «Динамит», Филипп Киркоров, Игорь Крутой. Денис Ковальский – многократный лауреат престижных российских музыкальных премий.

Выпускники колледжа поступают в ведущие вузы России (Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Саратовская и Казанская государственные консерватории, РАМ имени Гнесиных), а в дальнейшем работают во многих профессиональных исполнительских коллективах в России и за её пределами. Все они прославляют Костромскую область на музыкальных площадках нашей страны и ближнего зарубежья: директор Тверской филармонии, выпускница Московской консерватории Татьяна Сальникова; доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования РМ имени Гнесиных, дирижёр оркестра Большого театра России Александр Соловьёв; доцент кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени  Гнесиных Олег Тарасов; солист Тверской филармонии, выпускник РАМ имени Гнесиных Максим Сальников; солистка Белорусской филармонии Татьяна Старченко; солисты оркестра русских народных инструментов ВГТРК Дмитрий Ибрагимов и Андрей Сандалов; профессора Нижегородской консерватории Лилия Лукьяненко, Сергей Смирнов, Дмитрий Лившиц; солист музыкального театра имени Б. Покровского Александр Полковников; художественный руководитель Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова Лидия Адер; руководитель джазового оркестра Государственной филармонии Республики Татарстан Сергей Васильев; известный российский эстрадный певец Илья Юдичев и многие другие.

Петиции объединенного коллектива преподавателей и сотрудников музыкального колледжа в течение 2018–19 годов были отправлены в самые высокие инстанции. Вот некоторые отрывки из текста петиций:

«В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ РОССИИ, КОГДА С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЁ СИЛЬНЕЕ СКАЗЫВАЕТСЯ КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ КАК НА УРОВНЕ РЕГИОНА, ТАК И В МАСШТАБАХ ВСЕЙ СТРАНЫ, ТАКИЕ НЕПРОДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ, КАК ПЕРЕМЕЩЕНИЕ „КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА“ НА ОКРАИНУ ГОРОДА СОВЕРШЕННО НЕДОПУСТИМЫ!»

«Педагогический коллектив ОГБПОУ «Костромской областной музыкальный колледж», его выпускники, студенты и их родители, областной профсоюз работников культуры, музыкальные коллективы Костромы и просто неравнодушные граждане просят помощи в решении вопроса о пребывании нашего образовательного учреждения в прежнем здании на период ремонта и в последующее время. В течение 60 лет колледж занимает здание в центральной части города по адресу: г. Кострома, улица Симановского, 24. Здание колледжа является памятником архитектуры XIX века (доходные дома купца Третьякова). Его особенности полностью отвечают специфике нашего учебного заведения: прекрасная акустика, просторные кабинеты, оборудованный концертный зал, что способствует успешному обучению и прекрасным показателям колледжа. Немаловажна и транспортная доступность колледжа из любой части города. В начале 2018 года организацией по охране памятников архитектуры было проведена экспертиза, выводы которой говорят о том, что зданию требуется ремонт».

«Администрация Костромской области решила в спешном порядке переместить учебный процесс колледжа в типовое здание бывшего ГПТУ, расположенного по адресу: г. Кострома, мкр. Юбилейный, д. 10. Данное здание находится на окраине города, в одном из самых неблагополучных в плане криминогенной обстановки районе. Со зданием техникума граничит лишь гаражный кооператив, дальше которого находится заросший пустырь, в относительной близости располагается и исправительная колония».

«Исторически сложилось так, что самая сильная в мире российская система профессионального музыкального образования обладает некоторыми неотъемлемыми качествами, без которых воспитать конкурентноспособного музыканта-профессионала не представляется возможным… Эта необходимость продиктована тем, что любой музыкальный колледж и консерватория — это не только образовательное учреждение, но и значимая концертная площадка города. К сожалению, неграмотное и необоснованное перемещение в подобный, отрезанный от всей инфраструктуры города район полностью уничтожит всю концертную жизнь колледжа.

Колледж ежегодно выполняет контрольные цифры приёма и качественно обучает студентов, о чём свидетельствуют результаты итоговых государственных аттестаций. Наши выпускники поступают в ведущие вузы России (Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Саратовская и Казанская государственные консерватории, РАМ имени Гнесиных), а в дальнейшем работают во многих профессиональных исполнительских коллективах в России и за её пределами. Выпускники колледжа прославляют Костромскую область на музыкальных площадках нашей страны и ближнего зарубежья».

«Выпускники колледжа работают во всех ДМШ и ДШИ города и области, большинство директоров школ в разное время окончили Костромское музыкальное училище (ныне – колледж). Все творческие коллективы города и области практически полностью укомплектованы нашими выпускниками и возглавляются ими. Многие годы Костромской музыкальный колледж является центром музыкальной жизни области.

Переезд в другую часть города недопустим по целому ряду причин:

– возникнет острая кадровая проблема;

– будет разрушена система прохождения производственной практики;

– нарушится концертная деятельность как самого колледжа, так и возможность посещения концертов на площадках города;

– будет находиться под угрозой безопасность обучающихся и сохранность их инструментов;

– резко сократится количество обучающихся.

НЕОБХОДИМО:

– продолжение функционирования учебного учреждения в великолепном старинном здании в центре города, отвечающем своим внешним и внутренним убранством цели приобщения молодёжи к музыкальному образованию и воспитанию;

– сохранение контингента преподавателей и студентов;

– продолжение активной концертной деятельности преподавателей и студентов в учебном заведении и за его пределами;

– выпускники колледжа по-прежнему будут пополнять музыкальные кадры города, области и всей страны».

А вот и мнения из опроса студентов музыкального колледжа:

«Мне грустно осознавать, что после 60-ти с лишним лет существования колледж должен вдруг покинуть свой дом. Становится страшно за то, что произойдёт с нынешним зданием, в чьи руки оно перейдёт».

«Ещё обидно осознавать то, что тогда классическое музыкальное образование может стать неинтересным, как и классическая музыка».

«Знаю, что многим вообще неудобно местоположение здания машиностроительного техникума в микрорайоне Юбилейном, но других вариантов зданий нам не хотят предлагать».

«Грустно за педагогов (большинство из них находятся в почётном возрасте и намного серьёзнее переживают сложившуюся ситуацию), которые, проработав столько лет, будут вынуждены покинуть это здание. Нам, студентам, будет обидно, что некоторые педагоги, не выдержав этого переезда, просто уйдут с работы».

«В итоге это будет концом высокопрофессионального музыкального образования не только в Костроме и области, но и впоследствии за пределами региона».

«Если музыкальный колледж переедет в Юбилейный, то он превратится в типовое ПТУ. Нормальные талантливые музыканты никогда не будут в такой колледж поступать. Педагоги уйдут, я тоже уже задумываюсь о переходе в другой колледж, объединившись с однокурсниками».

«Переезд – это, однозначно, гибель музыкального колледжа, музыкальной культуры в регионе».

«Всем здравомыслящим людям понятно, что музыкальный колледж не должен находиться на окраине города. Мне очень трудно представить хоть в каком-нибудь городе России консерваторию или музыкальное училище, находящееся на отшибе или на границе с промзоной. Какие музыканты получатся из людей, которые будут обучаться в условиях, несовместимых с музыкой?!»

«Переезд нашего музыкального колледжа из центральной части города просто не допустим. Такой переезд приведёт к следующим последствиям:    1) Многие студенты сразу переведутся в другие учебные заведения нашей большой страны;

2) Абитуриенты, которые собирались поступать к нам в колледж, станут поступать в музыкальные колледжи других городов. 3) Многие преподаватели с очень высоким стажем и опытом прекратят свою профессиональную деятельность.

Эти три причины, на мой взгляд, самые опасные, так как они могут привести к тому, что наш музыкальный колледж прекратит своё существование. А это приведёт к постепенному вымиранию многих городских и областных музыкальных коллективов. Тогда, вообще не станет нормальной музыкальной жизни в нашем городе».

Мнения студентов поддерживают и преподаватели: «Мы так за колледж болеем не только из-за своей привычки или ностальгии. Здесь такое уникальное сочетание облика здания и его назначения. Памятник культуры, где занимаются музыкой,— комментируют преподаватели колледжа, — будет просто преступлением такое разрушить. Особенности исторического здания — высокие потолки, просторные кабинеты и неповторимая акустика. Все это возводит работу колледжа на совершенно иной уровень. Переезд в бывшее ПТУ, по словам многих педагогов и студентов, отбросит музыкальное образование в Костромской области далеко назад».

Такая вот сложилась на сегодня острая и жизненно важная социальная ситуация в славном городе Костроме. Еще с начала 90-х годов в России идет так называемая реформа образовательно-воспитательной системы. Чтобы идти в ногу с коммерциализацией и глобализацией в целом, российская система образования в качестве «иконы» приняла прозападный современный лозунг: «Образование есть ПРОДУКТ. Его надо уметь ПРОДАВАТЬ». И, конечно же, взрослые, родители, сами учащиеся являются в таком случае ПОКУПАТЕЛЯМИ. А как же с нашей исторической ретроспективой обучения и воспитания человека? Тем более в системе музыкального образования, закладывающего основы духовно-нравственного развития ребенка, подростка, всего молодого поколения России.

Приведу пример из не столь уж и далекого прошлого.

В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны было открыто первое не только в России, но и в мире родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение  – Повивальный институт. Повезло Институту и после революции – в январе 1918 года  он перешел в ведение Народного комиссариата государственного призрения и стал называться «Институт – дворец материнства». И хотя в стране бушевала гражданская война, в здании института по-прежнему торжественно звучал  один из самых известных в Европе орган, подаренный Германией (в честь 200-летия Санкт-Петербурга). Все беременные и роженицы слушали музыку не для вящего удовольствия, а строго по расписанию, в полном соответствии с медицинскими и психологическими показателями здоровья.

Метод музыкотерапии для рожениц и новорожденных курировал сам академик В. М. Бехтерев, всемирно известный ученый физиолог и психоневролог, научный руководитель Психоневрологического института, заложивший в том числе и основы экспериментальной психологии детства. В. М. Бехтерев отстаивал необходимость высокого уровня музыкально-эстетического окружения входящего в мир каждого нового человека и описывал важнейшую его роль в развитии сознания, психики и физиологии человека. В своих исследованиях ученый настаивал на участии музыки в воспитании детей с самого раннего возраста, не исключая и периода эмбрионального развития. Сегодняшние исследователи влияния музыки на тело и психику человека, на его сознание в целом полностью солидарны с этими выводами.

А вот и современные исследования влияния музыки на человека:

Дина Кирнарская – российский музыковед, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ имени Гнесиных, президент АНО «Таланты – XXI век», автор бестселлеров «Классическая музыка для всех» и  «Музыкальные способности» в своих исследованиях отмечает, что музыка прививает не только любовь к творчеству и развивает душевные и духовные качества, но и помогает детям развить коммуникабельность и мыслительные способности. Очень часто дети, которые занимаются музыкой, отличаются от других ровесников грамотностью, трудолюбием, терпением и силой воли.  Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Музыка активно способствует изучению иностранных языков. Кроме того, уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Д. Кирнарская считает, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ во всем образовательном процессе, от раннего детства до окончания школы и далее. Современные когнитивные  психологи полностью согласны с этими доводами. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи.

Но чаще всего современные педагоги сетуют на недостаточную способность учащихся сосредоточиться, отсутствие необходимой концентрации внимания. И на это есть особые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредоточиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре. И самое время, на мой взгляд, пишет Д. Кирнарская, для родителей и педагогов озвучить факты  об огромной пользе обучения детей музыке.

В минувшем январе этого года Владимир Мединский на заседании правительства сообщил, что сегодня в России работают 5,2 тысячи музыкальных школ, где учатся полтора миллиона детей. При этом в последние годы число таких учеников выросло почти на 20 процентов. Министр культуры также заявил, что в колониях для несовершеннолетних преступников НЕТ детей, закончивших «музыкалки». «Напрашивается вопрос, что выгоднее для государства, если даже отвлечься от духовного здоровья нации — содержать детские музыкальные школы или исправительные учреждения», — отметил министр культуры.

В самую точку попал министр. Осталось только малое – бережно хранить накопленные нашим народом за века золотые правила и законы нравственно-духовного воспитания молодого поколения. Дай Бог, может быть, и правда, исправительные учреждения и карательные органы сами по себе со временем не понадобятся.

 


Рецензии