Загадки географии. Иран. Абесгун

А ты ищи меня на карте.

Наш путь лежит из дельты Волги по Хазарскому (Каспийскому) морю на юг,  в Астрабадский залив. Нас интересует Абесгун. Именно сюда в 9-м веке совершили один из своих первых морских набегов русские дружины. Что означает это название - мы обсудим позднее.

О грабительском походе русских на север Ирана сообщают три независимых источника.  Арабский историк и путешественник Масуди (умер в Каире в 956 году) говорит, что это событие произошло после 300 года (912 г. по р.Х.) [29]:

«|II, 18|.  Русы после 300 г. приехали на 500 кораблях, по 100 душ на каждом, и вошли в рукав Бонтуса, (Черное море) соединяющийся с Хазарским морем, а там расположены специально назначенные люди хазарского царя, с сильным снаряжением, чтобы отражать тех, кто приходит с моря, и тех, кто приходит с суши, имеющей ответвление от реки Хазар, доходящее до моря Бонтус.»

Историк Кавказской Албании Каганкатваци, живший в 10-м веке, сообщает [30], что русские именем своим первый раз навели ужас на берега Каспийского моря в 914 году.

Наиболее подробно о событиях, связанных с походом русских в Абесгун, рассказал автор «Истории Табаристана» Мухаммед сын Эль-Хасана. Его рукопись относиться к 613 году(1216 г. по р.Х.) и гласит по нашему вопросу следующее [31]:

« Прибытие русских из-за моря, для грабежа Табаристана.
В этом году (297 г., 909-910 г. по р.Х.) шестнадцать штук кораблей Русских появилось в море и прибыли в Абесгун, как во время Хасана Зейда (864-884 гг.) Русские приходили в Абесгун и вели войну. Хасан Зейда выслал войско и умертвил всех их. В это время они в Абесгуне и по берегам моря по ту сторону успели провести опустошения и грабежи, убить и ограбить многих мусульман. Правителем Сари был Абу-з-Зыргам Ахмед, сын эль-Касима. Он отписал об этом Абул-Аббасу, который послал помощь. Русские прибыли в Анджиле, которое называют Макале. Он сделал на них ночное нападение и многих убил, взял в плен и разослал в окрестности Табаристана. На другой год Русские прибыли в большом количестве (вероятно, об этом рейде пишет Масуди), сожгли Сари и окрестности Пенджагезара, взяли в плен людей и поспешно морем удалились к пределам Шимеруда, в Дайлеман. Часть их высадилась, а другая осталась в море, Гилян-Шах приказал ночью отправиться на берег моря, сжечь корабли и убить тех людей, которые высадились. Другие, которые остались в море, удалились. Но Ширван-Шах, получил известие об этом, приказал на море засаду и до последнего из них никого не пропустил живым. Так предприятию Русских с этой стороны положен конец».

Морские рейды русских дружин в Абесгун – упомянутый вскользь рейд до 864 года, рейд 910 года, крупный (до 5000 человек) рейд в 912 (913, 914?) году имели свою причину – она в богатстве населенных пунктов в этом районе Ирана. Русский историк Дорн посвятил морским рейдам русских дружин в Табаристан книгу «О походах древних русских в Табаристан…» [32]. В ней он подробно разбирает многие эпизоды, и пытается объяснить – что же это такое – Абесгун.

Абесгун, или Абусгун, Аби-Сукун, Абисгун по словам Насир-эд-дина Туси (персидский ученый 1201-1274 гг.) и Улуг-Бега (султан Мавераннахра, внук Тамерлан, 1394-1449 гг.) был известной гаванью на юго-восточном берегу Каспийского моря при устье реки Джурджан (Гурган, Горган).

Грек Якут, живший в Сирии (1118-1179 гг.), составитель «Словаря стран», утверждает, что Абесгун – это небольшой город в трех днях пути от Джурджана.

Географ аль-Истахри (около 951 г.) называет Абесгун лучшим рейдом в тех краях.

Его слова подтверждает аль-Мукаддаси (около 985 г.), который говорит, что Абесгун заключал в себе кирпичную крепость и соборную мечеть, и был лучшим складочным местом для Джурджана.

Упомянутый выше путешественник Масуди сам ездил из Абесгуна в Табаристан.

Историк ал-Утби (961-1031 гг.), автор истории султана Махмуда ал-Газневи, утверждал, что место Абускун лежало в четырех фарсахах от Астрабада и четырнадцати фарсахах от Джурджана. Персидский фарсах - 5.5 км, следовательно, город Абускун отстоял от реки Горган на 70 км, и был сухопутным.

Садык Исфахани утверждал, что Абесгун – это остров в Гилянском (Каспийском) море. По названию острова было названо и все море – Абесгунское. Важным фактом в этом утверждении было то, что у арабов и персов заливы назывались морями. Соответственно, Абесгунское море – это Абесгунский залив в Каспийском море.

Существование острова Абесгун дополнительно подтверждено историческим преданием, что Хорезм-Шах Ала ад-Дин Мухаммед (1169-1220) спасся от монгольских войск Чингизхана на острове Абесгун и, якобы, умер там в нищете.

Авторитетный летописец Рашид-ад-дин в 1306 году в "Повествовании о Чингис-хане" так описал обстоятельства смерти Хорезм-Шаха на одном из островов  Абескун [62]:

«Так как у него ничего не осталось, [он был] совершенно несчастен. Оттуда он пришел в окрестности Дануи, [одного] из округов Амоля. Эмиры Мазандерана поспешили к нему. Короче говоря, где бы он ни останавливался  на день, монгольское войско его настигало. Он учинил совещание с великими и знатными лицами Мазандерана, бывшими в [том] месте полномочными и особо доверенными людьми. Те сочли единственным выходом укрыться на несколько дней на одном из островов Абескуна. Султан ушел на один из островов и на некоторое время там остановился. Когда распространилась весть о его пребывании на этом острове, он из предосторожности переправился на другой остров. Его передвижение совпало с прибытием монгольского отряда, который Джэбэ-нойон послал из Рея в погоню за султаном. Так как они не нашли султана, они возвратились назад и занялись осадой тех крепостей, в которых находились его гарем и казна. Захватив [их], они все полностью отослали в Самарканд к Чингиз-хану. Когда этот ужасный слух достиг ушей султана и он выяснил, что его гарем обесчещен, сыновья стали пищей меча, а добродетельные женщины [очутились] пленницами во власти чужеземцев, он так расстроился и растерялся, что ясный мир в его глазах померк.

Когда услышал султан, он растерялся,
Мир потемнел перед его очами.

Он извелся в этой тревоге и волнении и от этого горестного события и ужасного бедствия плакал и рыдал, пока не вручил милой души истине:

О, мир! Какое же ты злодарующее и злое существо:
Что сам вскармливаешь, то сам уничтожаешь!

И его похоронили на этом острове. Спустя несколько лет, султан Джелал-ад-дин велел перевезти его останки в крепость Ардахин. Хорезм-шах до того сделал наследником Озлака, одного из своих детей; [теперь] на острове Абескун он его отрешил, передал [царство] султану Джелал-ад-дину и сделал его наследником. Султан Джелал-ад-дин после смерти отца услышал, что в пределах Хорасана и Ирака монгольского войска не осталось. Оно спешно уходило, согласно приказанию Чингиз-хана, нигде не останавливаясь».

Лев Гумилев без ссылок на источники дополняет легенду о гибели Хорезм Шаха  тем, что на острове была колония прокаженных [33]:

«У хорезмшаха было 400 тыс. регулярного войска против 200 тыс. монгольского ополчения. Но монголы победили. Хорезмшах погиб во время побега на острове, где находилась колония прокаженных…».

Легенда о смерти Хорезм-шаха в нищете на острове использована и прозаиком Янчевецким (псевдоним Василий Ян) в романе «Чингиз-хан» (1939 г.), но трудно предположить, что можно совместить в одном географическом пункте лучшую гавань, лучшее складочное место и остров прокаженных.

Наконец, историк Неджати (около 1304 г.) сообщал, что в его времена остров (город?) Абусгун был затоплен и поглощен морем.

Кроме того, многие авторы при употреблении термина «Абесгун» имеют в виду море (залив). И фраза историка Мухаммеда сын Эль-Хасана (см. выше) – «прибыли в Абесгун» может означать – «приплыли в Абесгунское море (залив)».

Подведем промежуточные итоги.

Местность, куда провели свои походы русские дружины, именующаяся как Абесгун,  это или гавань в устье реки Горган, или город между рекой Горган и Астрабадом (современный иранский город Горган, более 300 тыс. жит.), или остров (группа островов) в Каспийском море, или залив в этом же море.

В начале 19-го века с военно-политической миссией в районе острова Абесгун (он в те времена пока присутствовал на картах), выполняя поручение генерала Ермолова, побывал капитан Муравьев, написавший книгу о своем путешествии. Муравьев, в августе 1819 года приплывший на баркасе из Ленкорани к устью реки Гюрген (Горган), вообще не упоминает о существовании какого-либо острова вблизи устья, но его внимание привлек «Серебряный бугор» - возвышение на правом берегу указанной реки. Муравьев выбрал время для любительских (и незаконных) археологических раскопок на Серебряном бугру, и подробно их описал [34]:

«Августа 7. Поутру я отправился опять к серебреному бугру с заступами, ломами и рабочими людьми; мне хотелось найти в развалинах какую-нибудь монету, по которой бы мог заключить о древности бывшаго Города. — Надобно было отвести внимание Туркменов; для чего я и высадил на берег не большую команду, с офицером и барабанщиком, — которая пошла в Аул учиться, а сам я начал свои изыскания.
До сих пор еще не могу себе точно объяснить сих развалин; серебряной бугор; как выше сказано, есть наружная стена большаго здания или крепости, занесенная песком с Восточной стороны; но в самой сей стене я нашел могилы и отрыл несколько оставов человеческих, похороненных по мусульманскому обряду; то есть: положенных боком, и головой к Северо-Востоку. Я полагаю, что тела сии позднейшаго времени и похоронены Туркменами. — Стена, о которой я упоминал, имеет около 100 сажен в длину и 2 в вышину, она построена из хорошаго сженаго кирпича, в стене после каждых трех рядов кирпичей похожих на Грузинские, находится ряд из кирпичей на подобие употребляемых в России; под стеной нашел я не большой свод, в котором рылся; но кроме разбитаго посуднаго стекла и уголья ничего не отыскал.
От сей стены сажень на 70 в море вдается мыс, которой кажется мне, искуственной; ибо в некоторых местах нашел я стены домов, круглых башен и площадки, выложенныя весьма правильно из большаго квадратнаго кирпича, имеющаго в боке поларшина. Место сие завалено обломками кирпичей, которые простираются даже по дну моря на разстоянии 30 или 40 сажен; но меня удивило, что остатки сии не имеют вида развалин; стены ни мало не возвышаются над горизонтом, и одна другой не выше, но как будто бы ровно срезаны, и потому я заключил, что здания сии провалились от землетрясения, на подобие Керван Сарая, находящегося в Бакинском Рейде, и что я ходил не по низу их, а по крышке. — Жители находили тут много серебреных и золотых монет, и говорят что будто бы крепость сия построена Русскими, которые прежде владычествовали на сем берегу. — Я разрывал внутренность одной из круглых, башен, но не нашел ничего, кроме множества битой стеклянной и каменной посуды; — форма одного штофа, коего нашли горлышко с плечами, совсем не похожа на форму Русских штофов. Я бы продолжал поиски свои, и дорылся бы до основания сей башни; еслиб сильной жар не утомил работников.
Читая путешествие Российской Эскадры под командою Графа Войновича в Астрабад и по Восточному берегу Каспийскаго моря в 1782 году, я нашел описание серебреннаго бугра, совершенно несогласным с тем — что сам видел; там сказано, что серебреной бугор есть остров: — острова нет. — Не должно ли думать, что так как в сем море берега часто изменяются от прибавления или уменьшения воды, то и сия перемена от сего же случилась с 1782 года. Серебреной бугор, по словам Киата и других Туркменов, точно был остров, и не более пяти или шести лет соединился с твердой землей.»

Версия капитана Муравьева, что Серебряный бугор прежде был островом, наводит на мысль, что именно это мог быть остров, город и гавань (искусственный мыс!) называвшийся прежде Абесгун. Более того, остров Абесгун был не затоплен морем, а напротив, Каспийское море отступает, и прежние острова со временем оказываются сушей.

Изучение современной географической карты (2019 год) подтверждает мои слова – у устья реки Горган нет никаких островов, но образовался мыс – море за 200 лет еще больше отступило на запад.

Завершаем поиски «острова – гавани – города – залива» Абескун сообщением от современного западного историка. Дональд Логан, автор «Истории Викингов»  (1983 г.), относит все вышеупомянутые грабительские походы в Табаристан к рейдам викингов из Швеции, и термин «Русь» считает обозначением именно шведских воинов. Логан пишет [35]:

«Когда-то во время правления Хасана ибн Заида, правителя Табаристана (864-884), Русь вышла в Каспийское море и безуспешно атаковала восточный берег у Абаскуна. Вероятно, это был набег очень небольшого масштаба, подобный набегу 910 года, в ходе которого шестнадцать кораблей, как сообщают, грабили Персидское побережье. Большие набеги, однако, имели место примерно в 913, 943, 965 и около 1041 гг.»

Дональд Логан пишет «восточный берег у Абаскуна» - но что это – остров, гавань, сухопутный город, либо залив, он не поясняет. Загадка Абаскуна, который так привлекал своим богатством то ли древних русских воинов, то ли шведских викингов, остается нерешенной.

29. Материалы по истории туркмен и Туркмении. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л. АН СССР. 1939.
30. «История Агвана Моисея Каганкатваци, писателя X века», пер. К. Патканяна, СПб., 1861.
31. Muhammad B. Al-Hasan B. Isfandiy;r «An Abridged Translation of the History of Tabarist;n: Compiled About A. H. 613 (A. D. 1216)». Based on the India Office Ms. Compared With Two Mss, in the British Museum.
32. Б.Дорн «О походах древних русских в Табаристан…», СПб.: Тип. Имп. АН, 1875.
33.  Л. Гумилев «Древняя Русь и Великая степь», М.: Эксмо, 2006.
34. «Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах гвардейского Генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров», М.: тип. А.Семена, 1822.
35. F.Donald Logan “The Vikings in History”, London and New York: Hutchinson & Co (Publishers) Ltd, 1983.
62. Рашид-ад-дин «Сборник летописей», М. - Л.: Изд. АН СССР, 1952.


Рецензии