О вкусах не спорят

               
                О вкусах не спорят.

    Правило французской женщины: невозможно нравиться всем подряд — все подряд не могут обладать безупречным вкусом.

    Когда нет вкуса, едят все с аппетитом.

    О вкусах не спорят, из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются.


            Я тоже не буду спорить об этом. Просто постараюсь пояснить, прежде всего для себя, любимого, - что такое вкус. Часто слышим или сами используем слово (термин), смысл которого не всегда понятен и однозначен. Почему в письменном виде? Так будет доходчивей. Когда стараешься нечто объяснить другим, то и сам начинаешь понимать это самое нечто «гораздо лучше, чем до аварии». Бумага не просто всё терпит, она мысли наши приводит в порядок, заставляет избавляться от словесного мусора. Я так думаю.

             Начну, как обычно, с примеров, а затем, если получится, сделаю выводы. Конкретнее, с середины прошлого века, со времён правления кукурузного генсека Хрущёва. В году, Господи, столько не живут нормальные люди, короче – очень давно, а кажется, если не смотреть в паспорт и зеркало, что только вчера. Было мне тогда лет десять, плюс – минус пару лет. Павлик Морозов в то время ещё не считался мерзким доносчиком на своих родителей, а являл собой пример для каждого пионера. Учились в две смены. Дорога до школы составлял километра три, если идти коротким путём. Машины ездили не часто, поэтому мы смело месили грязь там, где это направление незаслуженно носило название дороги или улицы. Мои родители никак не могли понять, почему на путь из школы до дома у меня уходило времени раза в два больше, чем из дома до школы. Для меня это тоже было загадкой, которую я даже не пытался решать. Вокруг было столько всего интересного: любопытные собаки, задиристые коты, птички, рыбаки с удочками на реке, яркие звёзды на небе, траурная процессия по дороге на кладбище – всё это отвлекало, развлекало и настраивало на лирический лад. Вероятно, в это время я просто гулял.

             Примерно на середине пути за высоким дощатым забором располагался большой дом, с красивым и вкусным названием пекарня. Там всегда одуряюще пахло тестом на опаре и свежим хлебом. Этот хлеб доставляли в магазины на лошадях в специальных фургончиках. Буханки ржаного и пшеничного хлеба выпекались в дровяной печи. Они были большие, килограмма под два весом, поэтому в магазине хлеб продавали на развес: - взвешивали на весах с чашками и гирьками, так что часто получались довески. Самые вкусные довески были с горбушкой, с хрустящей корочкой. Эти до дома не доживали, безжалостно съедались по дороге. Даже не потому, что очень хотелось есть, просто от одного только запаха резко просыпался аппетит и диктовал свою волю. Удержаться было невозможно даже сытому. По сути, этот хлеб можно назвать отдельным блюдом, ему не нужны были усилители вкуса в виде сыра, масла или колбасы.

             Вот теперь скажите, какие ощущения испытывал пацанёнок, который шёл домой после пяти – шести уроков домой мимо этой пекарни? Конечно, можно было бы перекусить булочкой или пирожком в школьном буфете, вот только батя денег на это не давал, считал, что пообедать можно и дома, нечего зря деньги переводить. Прямо как в анекдоте. Когда дорогого и всеми любимого Леонида Ильича спросили о недостатке продуктов в магазинах, то он ответил, дескать мы все идём стройными рядами к светлому будущему – коммунизму. Кто-ж в дороге ест, вот придём, там и наедимся. Наверно отец был прав, домашняя еда, даже самая простая, гораздо лучше столовских перекусов, по крайней мере здоровее. Однако все дети эгоистичны и подвержены стадному чувству: - у всех это есть, и мне надо, иначе чувствуешь себя обойдённым и человеком второго сорта.

                Иногда с соседским Саньком мы заходили после школы в заводскую столовую, где работала его мама. Там нас усаживали за стол у окна в углу громадного, каким он нам тогда казался, зала и приносили в качестве угощения по котлете и по паре пончиков с компотом. Это было безумно вкусно. Скажу так, обычная столовская котлета того времени, даже совсем холодная, даст сто очков вперёд котлете из Макдональдса. Я не помню, когда в первый раз попробовал настоящее пирожное, но точно не в то благодатное время, а много позже. Наверно не впечатлился, раз не запомнил. Зато помню отдельной картинкой тот случай, когда мама отрезала ломоть от большущей буханки того самого белого, мягкого ноздреватого пшеничного хлеба, намазала его маргарином и слегка припудрила сверху сахарным песочком. Вкус этого «самопального» пирожного я помню до сих пор, вероятно из-за того, что продукты тогда не подделывали, для людей производили, не для электората.
 
                В том «любопытном» возрасте мы, детвора, всё пробовали на зуб и на вкус, начиная от стручков весеннего хвоща, заячьей кислицы, дикого щавеля, белых корневищ осоки, кончая варом (сорт гудрона), набегами на горох и прочие вкусности колхозных полей. Не от голода, а от любопытства в познании природы и простой, не поддающейся простому объяснению, детской шкодливости. Занятно, что при этом никто из нас не страдал расстройством пищеварения, даже от кислых, ещё не спелых, яблок из чужого сада.

                Небольшое отступление. Позднее, когда построили хлебозавод, хлеб стали печь на нём для всего города, а мелкие пекарни закрыли. Буханки стали меньше и все строго одного веса - килограммовые. Но это стал уже не тот хлеб, а дрожжевой и не такой вкусный, крошился и быстро черствел. Тогда город интенсивно строился и менялся, ведь после изгнания немцев в нём оставался целым только один дом, в котором разместили магазин. Всё остальное было разрушено и сожжено.

                После хрущёвской денежной реформы 1961 года, когда коробок спичек стал стоить ровно одну копейку, а бутылка популярной Московской особой (бескозырки) 2 рубля 87 копеек, люди довольно быстро привыкли к новым ценам. Как следствие, в наши детские кармашки иногда попадали мелкие монетки. Можно было сэкономить на автобусе, просто пробежавшись пешком. Честно добытые деньги тратили в магазине. У детворы того времени «в почёте» были кубики – прессованные брикеты кофе с сухим молоком и сахаром, такие же с какао и брикеты сухофруктов. Кто думает, что мы брикеты заваривали, тот сильно ошибается, мы их грызли и считали это правильным, единственно верным способом употребления. Мыши в тот момент, думаю, от зависти умирали. Особенное наслаждение испытывали от молочного мороженного, которое мороженщица накладывала между двух круглых вафельных пластинок. Нашему поколению повезло, все продукты нам достались натуральные, без красителей, усилителей и прочей гадости искусственного происхождения. До недавнего времени я был уверен, что на пальмах растут только кокосы. Оказалось, нет, пальмовое масло тоже присутствует. Дёшево и в неограниченном количестве.

                Со вкусами всевозможных съедобных и питейных кулинарных изделий все знакомы не понаслышке, благодаря каждодневному и непрерывному личному опыту. Каждый в состоянии написать целый трактат о сладком, кислом, горьком, пресном и т.д., обосновать и привести примеры множества рецептов приготовления своих кулинарных предпочтений и изысков. В разделе питания ко вкусам вопросов нет, всё понимается однозначно.  Но есть ещё мода, литература, кино, театр, музыка, живопись и даже женщины (мужчины), где тоже бывает «вкусно» или не очень, и даже наоборот, полная безвкусица. Здесь практически невозможно назвать те критерии, которые бы легко и однозначно позволяли отличать вкусы от безвкусий. Однако можно указать некоторые общие реперные точки, чаще всего нематериального порядка, да и то, как правило, субъективные. Это общее впечатление, внутренние ощущения удобства, гармонии, уюта и т.п.


                Мода.

                Мода – дама капризная и непредсказуемая, со вкусом слабо коррелируемая, то есть они практически не сочетаются, чаще всего мода не является следствием вкуса. «Главное, чтобы костюмчик сидел»? Главное, я так думаю, чтобы все одёжки сочетались с их носителем, гармонировали и подчёркивали достоинства, либо скрывали недостатки фигуры (ежели таковые имеются) и выглядели как внешняя «кожа». Бывают удачные модные находки, люди их принимают на ура, тогда эти одежды переходят в разряд модных. Но чаще всего от просмотра модных показов возникает ощущение обмана в ожиданиях: по подиуму маршируют особи среднего рода, которые сбежали с огорода, или вешалка для рыболовных сетей. Не могу понять, это модельер над нами так издеваются, шуткует, или же это я такой толстокожий дебил: не разглядел сочетания гармонии и красоты высокой моды. Наши бабушки и прабабушки носили одни одежды, родители одевались уже иначе, в нашей молодости был совсем другой стиль, который, к слову сказать, сильно изменился, а вот наши дети и внуки придерживаются костюмов свободных и спортивных форм. Короче, люди носят одежду из материалов и покроя своего времени, доступную размеру кошелька. Одежду ещё надо уметь носить, то есть «вкусно» подать, не то будешь выглядеть как та корова под черкасским седлом. Эстетике в школах не учат, а жаль. Чувство прекрасного, красоты и гармонии не передаётся при рождении по наследству вместе с генами, оно есть продукт воспитания, так же, как этика и мораль. Нужно прежде научить человека жить красиво, привить вкус, тогда он будет непроизвольно тянуться к красоте. Из простого ремесленника "проклюнется" художник и творец, а жизнь станет красивей, наполнится чистотой и заиграет красками. Люди непроизвольно будут подстраиваться, переносить красоту в область общественных взаимоотношений. Мелочь, не стоящая выеденного яйца, скажете? Зря, однако. Красота, как всё сущее, что сотворил первый Прораб вселенной, тоже состоит из мелочей.

                Во времена нашего беззаботного и бесшабашного студенчества доводилось иногда посещать галёрку советских легендарных театров не менее легендарных городов. Люди приходили в богато украшенные храмы Мельпомены как на праздник: мужчины были прилично одетые, в начищенных башмаках, побритые, с подстриженными волосами и ногтями, благоухали «Шипром», а женщины в вечерних платьях, сменных туфлях, в причёсках, украшениях и духах «Красная Москва» (может это были «Шанель» или другие – я в этом вопросе не "копенгаген" и даже не "амстердам") – женщины были божественно прекрасны, в крайнем случае, просто красивы. Главное – было ощущение праздника. Этому ощущению способствовали и все работники театра, от гардеробщицы до режиссёра. С тех застойных советских времён прошло всего-навсего каких-то лет полста. Что изменилось с той поры, что мы видим в эпоху развитого дикого капитализма? Театров стало гораздо больше, репертуар широчайший, никакой тебе цензуры. Публика тоже присутствует в необходимом количестве. Казалось бы, живи и радуйся, наслаждайся жизнью во всех её проявлениях! Однако что-то пошло не так. Театры и актёры тех, теперь уже легендарных, но вместе с тем, не таких уж и далёких времен отличаются от нынешних как элитный ресторан от обычной забегаловки. Пропало ощущение праздника, люди в театр стали заходить как обычный сетевой магазин. Ощущению или предвкушению праздника содействует праздничная одежда, с неё начинается настройка на предстоящее торжество. Думаю, в нашем случае повинны обе стороны, идёт упрощение отношений между публикой и актёрами: - театры понизили планку в отношении репертуара и состава труппы (les gens vont tout manger, или, говоря по-нашему, пипл схавает всё), а публика обленилась, заелась или осталась невоспитанной в годы реформ и потрясений. Или отношение стало чисто потребительское, я плачу бабки, а вы меня извольте развлекать. Настоящий праздник состоится лишь тогда, когда в его проведении активно участвуют все стороны. Мы ходили в театр «на артиста», на всеобщего любимца и звезду. Театров было меньше, а «звёзд» - больше. Парадокс! Изменились вкусы, сильно обмелели и обмельчали. Констатация факта, не более того.

                Что означает выражение: - со вкусом обставленная квартира, сделанный ремонт, построено здание? Да, ничего особенного не значит, кроме одного, что в доме уютно, есть лишь необходимое количество удобных предметов и вещей, которые находятся там, где они и должны быть, будто так было всегда, со времён сотворения мира, а интерьер и экстерьер сочетаются в цветовой гамме. В таком доме хочется жить. Отчего не у всех и не всегда получается, такой вот, «аленький цветочек»? Так ведь, у всех свои предпочтения и свое понятие вкуса. Вкус – это внутреннее ощущение гармонии в мире, в себе и в природе, он либо есть изначально, как, к примеру, талант, либо его нет. Можно его привить, воспитать, научить? Таки я по-еврейски отвечу вопросом на вопрос. Можно ли любого и каждого сделать великим музыкантом? Ответ очевиден, по-моему.

                Кстати, о музыке. Я ни разу не музыкант, не разбираюсь в нотной грамоте и великих композиторах. Однако, сделал для себя интересный вывод о том, что менее одной десятой процента от всей сочинённой музыки оказываются настоящими шедеврами музыкальных композиций на века (ладно, на долгие годы). Часто ими оказываются песни с простой мелодией и незатейливыми словами, но они, как модно было выражаться, «торкают», берут за душу. К примеру, сколько помню себя, столько помню и некоторые песни.
 
                «На Волге широкой,
                На стрелке далёкой
                Гудками кого-то зовёт пароход.
                Под городом Горьким,
                Где ясные зорьки,
                В рабочем посёлке подруга живёт.»
 или
                «Каким ты был, таким остался,
                Орел степной, казак лихой!..
                Зачем, зачем ты снова повстречался,
                Зачем нарушил мой покой?»

                Lolita Torres - Chudesnaja Koimbra, Хор_Кубанский казачий хор - Прощание славянки, Mireille Mathieu - Pardone-moi, Salvatore Adamo – Tombe La Neige, The Beatles – Yesterday, Игорь Слуцкий - Когда я уйду, Владимир Качан - Собака, гитара и я, Валентина Толкунова - У беды глаза зеленые, Хор_Моск_камерный муж_хор Пересвет - Выйду ночью в поле с конём, Nakamura - Лепестки розы, Al Bano & Romina Power – Liberta, ets, ets.

            Извините, погорячился, список любимых композиций займёт не один лист. И все любимые. Я их готов слушать и на смертном одре, и не умру, пока все напоследок не переслушаю. А потом ещё подумаю, умирать или слушать вновь. В чем причина успеха тех или иных мелодий, композиторов или исполнителей? Есть у меня одно завиральное объяснение этого феномена. В музыкальном мире существует некоторое сочетание звуков, или их гармоники, которые ухо человека ещё (или уже) не слышит, но оно, это сочетание, входит гармоничный резонанс с тонкой структурой человека (скажем, его аурой). Поскольку аура у всех уникальна и неповторима, то и реакция на музыку будет индивидуальна. Стало быть, музыкальные пристрастия, музыкальный вкус также будут различаться. Можно ли всех научить музыке и привить вкус? Полагаю, что задача не имеет однозначного решения для любого и каждого.

            Можно было бы порассуждать о литературном и художественном вкусах, об авторах и их произведениях, о картинах, художниках и стилях. А смысл? Написать ещё один трактат по теме искусствоведения? У меня задача гораздо проще, хочется понять универсальное значение понятия «вкус». По моему разумению вкус – это способность человека ощущать гармонию между собой и окружающим пространством, всем, что его окружает, что он смотрит, читает, слушает и кушает. Вы любите есть жаренную саранчу, лягушачьи лапки, смотреть гладиаторские бои или казнь через повешение? Я, нет. Но есть такие, кому это «в цвет».

                Люди обладают даром ощущать гармонию прекрасного не от сотворения мира. Чувство вкуса у этносов формировалось постепенно в течение столетий, в зависимости и с учётом традиционных привычек. С изменением традиционных предпочтений происходило изменение того, что мы называем вкусом. Собственно, вкус - это и есть предпочтения на текущем этапе времени. В течение жизни вкусы могут претерпевать существенные изменения, также, как и убеждения. И это правильно, вкус - это сугубо личное дело индивида, "нравится, не нравится - выбирай красавица"!

            Чуть было не забыл о женщине «в моём вкусе». По каким-то, не всегда внятным признакам, некая дама кажется вам предпочтительней многих других, не менее достойных женщин. И это хорошо, но есть нюанс. У дамочки есть своё чувство вкуса и своё представление о мужчинах. Нюанс заключается в том, что вкусы могут не совпадать. Да, засада. Но есть два выхода. Первый: свой вкус можете смело засовывать себе в задницу и не докучать её своим домогательством, и второй: можно через "задний кирильцо" вернуться на исходную позицию и приступить к долговременной осаде. Зато, если вы оказались в её вкусе, то можете не трепыхаться как пескарь на крючке, а смело привыкать к счастливой соседке, повелительнице вашего сердца и вашего вкуса. Всем всех благ и хорошего вкуса!


                P.S. Спорить с женщиной о вкусах? Лучше не надо, нервные клетки не восстанавливаются, здоровье дороже. У женщины своё, отличное от нас, «недоумков», чувство вкуса и красоты, Своя логика, в конце концов. К примеру, когда у женщины в шкафу одежды столько, что мужику спрятаться негде, она с горестным видом жалуется, что ей одеть нечего. Да, ладно бы, если в театр…


                Нахабино, январь, 2020 г.


Рецензии