8. Бог как предмет исследования

 

Существует такое понимание, что сознание есть "чистая доска" на которой Бог пишет письмо Духа. Эти отношения подразумевают некую определенность христианина и Бога в сознании. Христианин в этих отношениях не может быть "чистой доской" которая не имеет определенности. Это же относится к Богу. Бог не может быть "чистой доской" в сознании христианина, наоборот, Он должен иметь определенность в Духе и Истине. Но может ли особенное в лице человека познать всеобщее в лице Бога?
Когда я прихожу к мысли о себе самом, то не могу увидеть себя в своей чистотой непосредственности белого листа. Все непосредственное бессознательно. Доступное для сознания себя оказывается опосредованно чем-либо, поэтому сознание появляется только в отношении, а если нет отношения, то нет и сознания. Я, как созерцающий, одновременно должен видеть себя со стороны, как созерцаемый самим собой объект познания. Это отношение и есть сознание. О себе я могу сказать я, если только есть отношение к себе в самосознании. Я должен взять себя как объект познания в себе самом и только тогда, в этом отношении, я обнаружу себя как я. Себя как особенное я могу познать только через всеобщее в духе.
Как христианин я выступаю в отношении любви к Богу в своем сознании, а Бог отвечает тем, что полагает Себя во мне в Духе и Истине.
Как объект познания я выступаю к себе самому в отношении тождества в котором мне ясно, что я есть. Через уверенность в своем бытии, я как христианин уверен в бытии Бога. Уверенность в том, что "я есть" определяет единичный момент моего я в своем абсолютном отличии от других. Через уверенность в своем бытии я уверен в существовании мира вне меня. При этом обнаруживается и всеобщий момент, что я, это всякое я вообще. Поскольку я никак не могу быть "чистой доской", то имею особенный момент своего внутреннего наличного человеческого бытия. Это значит, что у меня есть все градации мышления начиная от ощущения, чувства, восприятия, представления до чистоты мысли, то есть, как объект познания, я понимаю себя в своих особенных человеческих проявлениях. Но как христианин я имею задачу дойти до нищеты своего человеческого духа, чтобы мой дух в личном мнении не был препятствием для Духа Бога во всеобщем понятии.
Увидеть в себе особенные проявления не представляет труда. А вот единичный момент в своем начале самотождественности, требует углубленной рефлексии, через которую можно выйти на понимание начала, в котором есть только определенность чистого бытия самого я. Для этого я должен расчистить свое я от наслоений всего особенного человеческого проявления, от всего, что не принадлежит его чистому бытию. Результат всей этой деятельности выводит за пределы моей телесности, в которой я обнаруживаю себя, как чувствующее и воспринимающее существо. Выводит и за пределы психологии, в представлении себя множественной личностью, во внешних, ролевых отношениях добра и зла. Выводит за пределы человеческих представлений и  мнений. Я прихожу к пониманию  момента абстрактной всеобщности бытия моего я в его истине.  Тут оказывается, что я, как всеобщий момент, не принадлежит только мне одному, а принадлежит также и Богу, и всем тем, кто может сказать о себе "я есть". Оказывается, что я есть мысль во Христе.
Христос для моего я есть всеобщее, тот всеобщий Человек к которому стремиться мое человеческое я. Во мне Он может сказать - Я есть, и эта мысль во Христе объединяет нас во всеобщем начале. Конечно, это только первый шаг, только самое начало пути. Бог ещё не знает Себя во мне и я не знаю ещё себя в Боге. Отношения любви не положены во мне в их особенной форме. Есть только Семя -"Я есть", есть только Имя и с этого начинается подспудное движение Духа в почве моего сознания, прорастание в нем Семени.
Все рассмотренное выше говорит о я, как объекте познания. Но я также и субъект, который осуществляет познание себя в самосознании. Определенность позиции с которой я смотрит на себя состоит в том, что эта позиция как бы не принадлежит я. Это чистое бытие я в его безличной всеобщности мысли. Поэтому с одной стороны во мне есть я как объект в самотождественности бытия и личностной особенности мысли в движении к всеобщему Духу, а с другой - наблюдающий субъект, который для моего я выступает как безличный наблюдатель самого Духа. Это око Отца, через которого Дух наблюдает Себя во мне.
Поскольку человеческое стремиться к нищете духа и смерти во Христе, то отношения развиваются между Отцом и Сыном.  Всеобщее Отца познает Божественное особенное в Сыне. Во мне как в христианине Христос имеет тождество с Собой в моменте бытия, может сказать о Себе - Я есть. Но Он ещё не един с Отцом, потому что положен только момент бытия. Отец же может явить Себя не Сам, а только через Сына в пологании сущности в Духе. Дух же не может появиться сразу, а только в результате становления в Сыне и только тогда приходит к понятию Себя. Поэтому все завязаны друг на друге. Я же как человек, в основном контролирую хозяйственную часть. Обязан следить за сохранностью сосуда в котором идёт сложное развитие Божественного организма: правильно кормить тело, тренировать его, чтобы дышало и имело силу выдержать напряжение Духа, читать книги в которые отмечены Его печатью и на которые Он укажет, участвовать в заботах мира ровно настолько, насколько это способствует Божественному Ростоку окрепнуть. Мое приобщение в вере к происходящей Божественной жизни в моем сознании возвышает меня в сознании причастности к Божественному Триединству, свидетелем которого я отказываюсь.
Но есть и другая сторона. Бог и человек в христианине находятся в отношении сиамских близнецов имеющих одно тело, но разные головы, поэтому последствие греха через тело действует на обоих. Бывает, что в душе христианина Христос страдает тяжелей, чем при Своей исторической жизни. Тогда Бог отворачивается от человека.
Итак для сознания Духа в христианине нужны два момента: тождество сознания с Собой в Сыне и различие сознания от Себя в Своем движении к Себе. Тождество с Собой даёт момент всеобщности во Христе, а различие момент особенности этого проявления. Благодаря этим двум моментам сознание Духа находится в отношении к Себе Самому в христианине.
Так Бог входит в сознание христианина в Духе и в сознании христианина движется к Себе.


Рецензии