Христианство и Иудаизм. Заповеди Десятословия

       Общаясь с христианами и нехристианами, а, тем более, общаясь с атеистами, я неоднократно убеждался в том, что очень многие люди совершенно не осознают саму логику развития Христианской Религии – почему и зачем она появилась в земном человеческом обществе и каким боком к этому причастен Иудаизм. И чаще всего противоречивые мысли и эмоции возникают у людей тогда, когда они читают Ветхий Завет и сравнивают его содержание с Новым Заветом.  Ведь в Ветхом Завете Бог призывает евреев огнём и мечом отвоёвывать города и имущество у окружающих племён – по пути в Землю Обетованную, – при этом очень часто безжалостно уничтожая своих противников и присваивая себе их жён и детей, а иногда не щадя и жён, и детей. В то время как в Новом Завете Господь Иисус Христос – Сын Божий – с точностью до наоборот призывает людей не гневаться друг на друга, не убивать, милосердно любить врагов и делиться с ближним даже своей последней одеждой.
       Хотелось бы кратко разъяснить – как я понимаю это сам – почему существует такое противоречие между книгами Ветхого и Нового Заветов, и в чём смысл процесса развития Христианства на земле.
       Начну со второй части, с Нового Завета. Господь Иисус Христос – Сам Бог, принявший человеческую форму – пришёл к людям, чтобы призвать их к покаянию. Без покаяния нет возможности человеку преобразоваться и возродится духовно, и после смерти попасть на Небеса – в Царство Божие. Спастись…
       По сути, Господь напоминает человеку о том, что истинная его цель пребывания на земле – подготовить себя к жизни после смерти. Дело в том, что человек когда-то очень давно, во времена так называемого Золотого Века, это знал. И тогда он жил в согласии с Богом и Небесами (в Ветхом Завете это символически передано историей Адама и Евы). Но впоследствии это понимание было утеряно и в итоге человек стал таким, каким стал – любящим только своё «я» и земные удовольствия. Любой, кто способен логично мыслить – даже атеист – согласится с тем, что без посмертного продолжения сама по себе земная жизнь абсурдна и нелепа: откуда-то из «ниоткуда», через утробу матери, человек приходит в земную жизнь, непонятно зачем её проживает, попутно плодя себе подобных – чаще всего страдая и не получая от жизни удовольствия, – а затем умирает и его закапывают в землю в деревянном ящике. Чтобы человек заново осознал своё истинное предназначение – для того и пришёл Господь Бог к людям с призывом:

«…Мк.1:14 …пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
Мк.1:15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие…»

«…Лк.4:43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
Лк.4:44 И проповедывал в синагогах галилейских…»

       В этом и заключается смысл Благой Вести – потому и называются основные книги Нового Завета Евангелием (ведь как известно, Евангелие в переводе с греческого «Благая весть»)…
       Чтобы после смерти человек ушёл в Небеса, а не в ад, человеку необходимо таким образом жить и развиваться на земле, чтобы внутренне, духом своим, соответствовать тому, как устроены Небеса. Земной человек, конечно же, не способен осознать устройство Небес. Поэтому человеку даны адаптированные для его сознания Правила Земного Бытия – так называемые Заповеди Десятословия. Именно соблюдая эти Заповеди, человек формирует своё духовное естество необходимым для небесного существования образом. Недаром Господь говорит в Евангелие:

«…Мк.10:17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Мк.10:18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Мк.10:19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Мк.10:20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
Мк.10:21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест…»

       Этот диалог, и подобные ему из других Евангелий диалоги, знают очень многие христиане и нехристиане. Казалось бы, всё в нём ясно и понятно. Однако, хотелось бы ещё раз обратить внимание на следующие слова человека, отвечающего Господу: «всё это сохранил я от юности моей». И на последующие слова Господа: «одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».
       Из этих слов следует, что человек этот, в соответствии с Иудейской Религией, уже от рождения знает Заповеди Десятословия и соблюдает их. Но, тем не менее, этого недостаточно, чтобы заслужить вечную жизнь. То есть, чтобы в посмертии пойти на Небеса, нужно ещё и «всё, что имеешь, продать и раздать нищим» и «последовать за Господом, взяв свой крест»…
       Не будем сейчас рассуждать о том, что означает «всё, что имеешь, продай и раздай нищим» и «последовать за Господом, взяв свой крест». Это само по себе важно и интересно, но выходит за рамки текущего вопроса.
       Обратим внимание на следующий вывод: Иудаизм, как религия, являлся переходной стадией духовного развития человека. Иудейская религия давала человеку понятия о том, как нужно жить на земле, чтобы быть «угодным Богу». Но при этом она не говорила человеку о том, что ждёт его в посмертии. Или, скажем так, она не объясняла ему по истинной духовной сути, что ждёт человека в посмертии. Максимум – это понятие о «воскресении», но есть большие сомнения, что иудеи осознали это правильно. Недаром появились в итоге среди них так называемые саддукеи, которые вообще перестали верить в воскресение, о чём в Евангелие тоже говорится.
       Хотелось бы в данном месте заявить следующее: Иудаизм и не должен был готовить человека непосредственно к самой «вечной жизни» в Небесах. В силу своего грехопадения человек был неспособен на тот момент это правильно воспринять и осуществить в своём земном бытие. В рамках Иудейской религии человеку нужно было «всего лишь» сформировать свою духовную суть таким образом, чтобы уже затем, в Христианстве, на основе приобретённого в Иудаизме – от Самого Господа Бога, – получить наставление о том, как преобразовать и возродить себя в земной жизни для жизни на Небесах. Таким образом, мы переходим теперь к рассмотрению того, что было сказано человеку Богом в книгах Ветхого Завета…
       Прежде всего хотелось бы напомнить – что именно является духовной основой Ветхого Завета. А духовной основой Ветхого Завета являются всё те же Заповеди Десятословия. Именно эти Заповеди Своим Перстом начертал Бог Иегова на каменных скрижалях и вручил Моисею на горе Синай. Именно они стали основой жизни древних евреев.
       И именно для того, чтобы Заповеди эти закрепились в понимании человека не только на уровне мысли, но и на уровне действия, были даны евреям многочисленные «законы Моисея», разъясняющие, как нужно на практике соблюдать Заповеди Десятословия, и какая кара постигнет того, кто нарушит Заповеди Десятословия.
       Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что те, кто критикуют Ветхий Завет за излишнюю жестокость евреев по отношению к другим народностям, забывают (или вообще не знают) о том, что и сама по себе внутренняя жизнь еврейских племён была основана на жестоких и бескомпромиссных принципах. «Законы Моисея» не щадили не только внешних врагов евреев, но и внутренних. Очень многие религиозные проступки евреев наказывались мучительной смертью…
       По какой причине сложилась в земном сообществе такая жестокость, происходящая, казалось бы (но это не так), от самого Бога?.. Наверное, здесь прежде всего стоит рассуждать о том, что в те древние времена, в принципе, человек был настолько жесток и невежественен по своему духовному строению, что никак по-другому не смог бы понять необходимость призыва Бога к своему внутреннему совершенству. Человек настолько полюбил своё «я» и стал мирским, что его вряд ли заинтересовали бы и привлекли рассуждения о бескорыстном милосердии к ближнему и самоотречённой любви к Богу. Он не смог бы просто так, на ровном месте, «возлюбить своего врага» и делиться с ближним последним, что у него есть из имущества.
       Здесь ещё обязательно нужно сказать, что человек абсолютно не способен быть злым или добрым сам по себе. Человек своим духом находится в Духовном Мире, хотя и не замечает этого в процессе своего земного бытия. Но тем не менее, помыслы и побуждения человека на совершение злого или доброго поступка незаметно приходят в его сознание, и ему только и остаётся – согласиться внутренне с этими помыслами, сказав себе «я это хочу» и воплотить этот помысел в свою земную «реальную» жизнь. По сути, в душе своей, человек постоянно, осознанно или нет, делает выбор в пользу Добра или Зла, и присваивая себе выбранное направление, совершает злой или добрый поступок. А задача духовного просветления человека в том и заключается, чтобы знать и понимать, что есть Добро или Зло, и отказываться от злых поступков в пользу добрых.
       Именно к этому призывает человека Бог, и призывы эти человек получает в такой форме, которую способен осознать на данном этапе своего развития. Для соблюдения Заповедей Десятословия древним евреям полагалось следовать жестоким и бескомпромиссным «законам Моисея». А иудеям времён пришествия Господа Иисуса Христа для соблюдения Заповедей Десятословия нужно было уже перестраиваться на так называемые «заповеди Блаженства», которые Господь провозгласил в Своей Нагорной Проповеди. То есть, в Ветхом Завете, говоря упрощённо, человек проходил более грубую «обработку» своего духовного естества, а в Новом Завете человек уже выходил в развитии своего духа на более тонкий уровень, когда уже ему давались понятия о продолжении жизни в Том Мире. И только от самого человека – от его внутренних усилий, как в Ветхом Завете, так и в Новом – зависит то, каким человек был есть и будет духовно…
       В завершении своих рассуждений хотелось бы сказать ещё вот о чём. Да, во времена Ветхого Завета, особенно когда древние евреи шли в Землю Обетованную, творились жуткие дела с точки зрения современного человека-гуманиста. Какие-то племена Бог приказывал евреям уничтожать до основания. В каких-то случаях требовал убивать только мужчин. Но и в то же время, с какими-то народностями призывал вступать в дружбу и союзничество. Критерием степени жестокости были религиозные установки этих племён и народностей – и прежде всего соответствие их вероисповеданий Заповедям Десятословия. Те племена, которые исповедовали идолопоклонничество и людские жертвоприношения, уничтожались прежде всего. А те, кто был предрасположен к соблюдению Заповедей Десятословия, оставлялись в живых, и некоторым племенам даже предлагалась ассимиляция среди евреев. Но почему же Бог был так жесток и непримирим к тем, кто либо не воспринимал, либо грубо нарушал и искажал Его Заповеди? Ведь Он не щадил и самих «богоизбранных» иудеев за такие проступки… Наверное, понять это можно только осознав и прочувствовав следующие слова Господа Иисуса Христа:

«…Мф.12:30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Мф.12:31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
Мф.12:32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем…»

       Только незримое небесное духовное воздействие на душу человека, которое в Евангелие именуется Святым Духом и Духом-Утешителем, даёт человеку возможность преобразиться духовно и в посмертии уйти на Небеса. А тот, кто препятствует проявлению этого небесного духовного воздействия на человека, и особенно, кто сознательно искажает и профанирует это воздействие – того ждёт самое суровое наказание. И очень может быть, что скоропостижная смерть такого человека на земле – это ещё не самое страшное по сравнению с тем, что могло бы ожидать его в посмертии в адских муках при более долгом земном существовании в ежедневном грехе хулы на Святого Духа…



Андрей Крикунов (МУРЕНЬ СВЕДЕНБОРЖЕЦ)


Рецензии