Глава IV

***

Паспорт человека — это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать,

а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить как восемнадцатилетняя.

Ф.Раневская


Три дня пролетели молниеносно, оставив приятное послевкусие от встреч и разговоров. И даже звонок не смог этого испортить. Я постаралась выбросить эту проблему из головы, пусть нею занимаются специалисты.

Надо настроиться на клиентов, которые придут ко мне со своими проблемами. За полгода я поняла, что им не нужны все те психологические заумности и изыски, которыми нас пичкали в университете. Это хорошо для научной работы. В работе с людьми главное - умение слушать и понимать. И основной инструмент - простое человеческое слово.

Кирилл отдал мне свою машину, так как его подвезет коллега. Ему по дороге. Не знаю, может быть, он что-то почувствовал или просто хотел, чтобы я добралась на работу с комфортом? Водитель я так себе. Опыта - кот наплакал. Но реакция у меня отменная. Не говоря уже о концентрации. Смотрю вокруг и за себя, и за других. На дороге можно доверять только себе. Только ли на дороге?..

Первой пришла женщина среднего возраста. То есть я не могла точно его определить. А в анкете она пропустила этот пункт. И я сразу почувствовала, что это неспроста. Есть женщины, возможно, и я буду такой, которым сложно принять возрастные перемены, наступающие рано или поздно.

Женщина была в темных очках и в косынке. Так одеваются те, кто не хочет быть узнанным. Но еще больше привлекают к себе внимание.

- Присаживайтесь, пожалуйста. Вам не о чем беспокоиться. У нас тихо и спокойно. Могу предложить вам чашку чая или что-то другое по вашему выбору?

- Спасибо. Если можно, то чашку зеленого чая с ложечкой мёда "Манука", если у вас есть.

- Да, я тоже предпочитаю этот мёд, - сказала я, и налила две чашечки чая. Было впечатление, что мы сидим и никуда не спешим. Хотя время нашей встречи ограничено временем сеанса. Но когда удается создать подобную обстановку, то я очень радуюсь. Из-за такого особого течения времени я очень люблю английские фильмы. Особенно исторические. Там никто никуда не спешит. И за чашкой чая решаются жизненноважные проблемы: от новостей о соседях до замужества дочерей.

Я видела, что женщине трудно начать разговор.

- Не возражаете, если я включу ароматическую лампу?

- Если аромат будет лёгкий.

- Свежий и бодрящий, - ответила я.

Какое-то время мы рассматривали меняющиеся цвета лампы.

- У меня такая профессия, что я не имею права выглядеть плохо. Но у меня страх перед пластикой. Ведь неповторимость лица также важна, как и хороший вид. И я не могу ради последнего пожертвовать вторым.

- Но сейчас не обязательно прибегать к радикальным методам.

- Да, я знаю. И я уже все, что можно сделала. Кроме радикальных вещей.

Снова наступила пауза.

- Но у вас остались теперь не внешние, а внутренние проблемы, связанные с возрастными изменениями?

- Вы правы. Именно так. Иногда я замечаю, что веду себя, как в тридцать лет. Так реагирую на мужчин, так же смеюсь. Потом осознаю это, и мне становится неловко, что обо мне подумают... Я знаю, что не я одна такая. Но от этого мне не легче.

- А кто вам сказал, как надо реагировать в тридцать и в пятьдесят?

- Да, но... Ведь это нелепо.

- Это вы так сами думаете, когда видите подобное у других?

- Да. А что это меняет?

- Вы - перфекционистка?

- Пожалуй... - призналась женщина.

- Вы сами устанавливаете себе рамки и от этого сами же страдаете.

- Возможно... - она немного расслабилась и наконец-то решилась снять очки и косынку.

Я узнала в ней известную актрису, которая нравилась мне во многих фильмах. Ей где-то ближе к шестидесяти, прикинула я.

- Вижу, что вы меня узнали.

- Узнала. И если позволите сказать, мне очень нравится ваше творчество.

- Спасибо, - благодарно ответила актриса.

- Вы знаете научные данные, что многие женщины после пятидесяти пяти счастливее, чем они были в тридцать или в сорок?

- Встречала такую информацию. Но верится с трудом...

- Скажите, вы хотели бы вернуться в детство?

- Пожалуй - нет,  - к собственному удивлению ответила она. - Там было много тяжелого, было голодно и холодно.

- А в твадцать и в тридцать вы были счастливы?

- Иногда. Больше было тяжелых моментов.

- Как у вас со здоровьем сейчас?

- Пока не жалуюсь, - немного надменно сказала актриса.

- И это прекрасно! Поэтому вы можете вести себя так, как вам хочется. Не сдерживайте себя.Это лишает вас счастливых минут, портит их, ограничивает вашу жизнь. Я понимаю, что в обществе много негативных стереотипов. Но все меняется. И уже не все так безнадежно, как раньше.

- Пытаетесь утешить? - скептически произнесла актриса.

- Нет. Я хочу сказать, что чувство внутреннего комфорта, гармонии и равновесия в ваших руках. Но они не приходят сами. Это ежедневный труд.

- Это понятно. Но как этого достигать? В чём заключается работа над собой на этом этапе?

- Вспомните, как вы впервые снимались в кино или вышли на сцену. Ведь вы ничего не умели, правда?

- Да. И это было очень некомфортно.

- Ничего не изменилось. Это тоже новый этап. Вам надо приобретать новые привычки и навыки, другие цели и новый смысл жизни. Но помнить при этом главное - вам всё по плечу.

- Очень сложно, когда видишь молодых, которые с презрением посматривают на тебя, кичась своей молодостью, - вздохнула актриса с ноткой обречённости в голосе.

Я внутренне улыбнулась - играет...

- Тяжело. Но вы можете взглянуть на них мудрым взглядом, который отрезвит их. И они увидят, что вам доступно то, что для них пока за семью печатями. Вспомните Джулию Ламберт.

Это напоминание вызвало теплую улыбку у актрисы.

- Спасибо! Есть над чем подумать. Надо записаться сейчас или я могу позвонить, когда мне будет необходимо?

- Как вам удобней. Я вас приму в любое время.

- Будем считать, что я получила от вас домашнее задание, - лукаво произнесла она.

- Очень хорошо, - ободряюще произнесла я.

Актриса снова облачилась в косынку и очки.

- Мне так спокойней. Это от назойливости...

- Даже не представляю с чем вам приходится сталкиваться.

Я не совсем была удовлетворена нашим разговором. Но такую проблему не решишь за час. Оставалось надеяться, что она правильно восприняла то, что назвала заданием. Вспомнилась роль, где она играла душераздирающую сцену расставания с любимым. Сильно и эмоционально. Она проживала это. Такое мастерство требует огромных энергетических затрат. Особенно, если ты сам в этот момент счастлив и доволен жизнью. Надо вырывать себя из этого и погружать в пучину отчаянья.

Следующие клиенты были молодожены. Могу предположить, что их привело ко мне. Интересно, угадаю или нет?

- Мы впервые обращаемся за помощью и не уверены, как правильно. Нам лучше вместе или по одному?

- Давайте начнем вместе, а там посмотрим, - предложила я. Взглянув в анкеты, я обратилась к ним по именам. - Станислав и Эмилия, расскажите, что у вас случилось?

- Всё почему-то изменилось... - начала девушка.

- Мы очень любим друг друга, но жить стало невыносимо, - подхватил муж.

Эмилия поморщилась и отвернулась. Она стала смотреть в оконную даль, как бы удаляясь от нас.

- Вы говорили друг с другом об этом?

- Пытались, но все перешло в очередную ссору, - сказала жена.

- Эми постоянно выносит мне мозг. Я мало уделяю ей внимания, стал невнимательным, грубым. Одни упреки и претензии, - возмущенно произнес Станислав.

- Я превратилась в прислугу. У меня одни обязанности и никаких прав. Мы оба работаем, но дома я снова должна работать, а он отдыхает. Это несправедливо.

- Понятно. Но я не услышала главного.

- Главное? Семейная жизнь состоит из мелочей, - с апломбом сказал Станислав.

- Верно. Но зачем вы создали эту самую семейную жизнь? - поинтересовалась я.

- Ээээ, мы любим друг друга, - заявил муж.

- Хотим детей, - добавила жена.

- А еще? - ответом было молчание. Я не стала дальше мучить молодоженов. - Вспомните свои свадебные клятвы.

- Любить, заботиться друг о друге... Начали говорить ребята. Наконец-то они поняли, что я имела в виду. Им стало стыдно.

- Какой же я дурак! Эми, прости! Я ведь счастлив, что могу заботиться о тебе, доставлять радость.

- И ты прости... Моя мечта была готовить тебе вкусные обеды, а вечером вместе смотреть какой-нибудь классный фильм. Ставить тебе горчичники, если простуда...

- Женитьба - это старт, начало вашей семейной жизни. И начало учёбы. Ведь этому нигде не учат. Только если у вас есть пример ваших родителей. Но они ведь другие люди, другое поколение. Поэтому все выстраивать надо самим. Всю жизнь мы учимся чему-то.

- Спасибо! Странно, что мы забили... И сами все портим.

- Главное - вовремя это понять.

Едва съев бутерброд, приготовленный утром Кириллом, я должна была принять еще двух клиентов. Одного за другим. Один пришел на последний сеанс. У него недавно умерла мама. Девушка  не могла принять свои недостатки, как она считала. Но стать лучше не получалось.

Когда за ней закрылась дверь, я сразу позвонила мужу. Но он был занят. Еще успею приготовить ужин, если дорога будет адекватной. По хорошей ехать минут двадцать. Успела проскочить до пробок. Ура!

Тефтели в соусе доходили в духовке, гречневая каша с грибами томилась в горшочке, а я пыталась в ванной уничтожить на себе запахи кухни, чтобы благоухать цветами, когда муж обнимет меня в прихожей. Хотя... вдруг ему нравятся запахи еды? Некоторые, например, любят ванильный дух.

- Пришел сердитый муж, грозный муж, - забасил Кирилл в прихожей. - О, какие дивные ароматы...

- Я старалась, - произнесла я, уткнувшись в его мягкую ладонь, а он поцеловал меня в шею. И я почувствовала, что мой аромат победил запах еды, и муж готов забыть об ужине...

Cледующая глава: http://www.proza.ru/2020/02/01/142


Рецензии
Умная девочка. И неплохой профессионал.

Житейские коллизии, приведшие клиентов к психологу, узнаваемы. Но не каждый пойдет с ними к специалисту. Предпочитают решать с кем-то или переживать и действовать наобум, самостоятельно.

Мне нравится, что семейная жизнь героини нормальная. Устаёшь от частого соприкосновения с семейными драмами, приятно прочитать о нормальной семейной жизни

Творческих успехов, Розалия!

Глафира Кошкина   25.01.2020 19:21     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и пожелания!
На другом сайте не приветствуются слишком тяжелые темы. О некоторых даже упоминать нельзя-забанят:)
Еще не знаю какой будет семейная жизнь героев, но ХЭ будет обязательно:)

Розалия Цех   26.01.2020 09:58   Заявить о нарушении