Как прекрасен этот мир

        К 75-летию Победы

         Моя юность  проходила в двадцатом веке. Тогда при изучении истории страны девятнадцатый век казался таким отдалённым, словно речь шла о космосе. В двадцать первом веке,  сравнивая прошлое и настоящее, воспринимаешь время неизменным, как физическую величину, у него нет границ, одно столетие плавно и незаметно  переходит в другое. Есть мы и  память о том, что происходило в мире, в стране. Нашему поколению довелось пережить Великую Отечественную войну, в которой от немецко-фашистских захватчиков погибли 27 миллионов человек. Враги разрушали, стирали с лица земли наши города, деревни, промышленность, сельское хозяйство. Германию и её европейских сателлитов с их военной и экономической мощью наши люди одолели, всё разрушенное восстановили в короткие сроки своими силами без иностранной помощи. Это был второй, после военного, трудовой подвиг советского народа. Бездарные партийные руководители-предатели в 90-е годы совершили контрреволюционный переворот, установили власть буржуазии. Всё достояние страны, нажитое кровью и потом многих поколений, мошенническим путём захватила в свои руки кучка дельцов, которые теперь во власти, возрождают капитализм, от которого Россия избавилась 100 лет назад. Они вместо благодарности не перестают клеветать, чернить советскую власть, судить историю, чтобы оправдать свои преступления и заставить советских людей жить по лжи и без совести, по законам хищного капитализма. Такова природа либералов: белое называть чёрным, добро - злом. Наверное, они плохо знали советскую страну и её народ. Мы - «Дети войны», кровные наследники Великой Победы СОВЕТСКОГО!!!  народа над германо-европейским фашизмом. При буржуазном строе обязаны в первозданном виде сохранить историю СССР с его властью трудового народа, правду о Великой Отечественной войне - до буквы и слова. Наша неподкупная память ценнее либеральных подтасовок и манипуляций с архивами.
 
Мы пережили оккупацию, росли, набирались сил, вдыхая необыкновенно лёгкий, чистый воздух свободной жизни на родной земле и цветущего Мая 1945 года. От избытка сил были готовы выполнить для страны любое трудное дело: строить новые города, предприятия, поднимать целину, растить хлеба, осваивать космическое пространство. Слова не расходились с делами, в решении многих задач Советский Союз оказывался первым в мире. 
 Активность и сознательность били в нас ключом. После пережитой войны, самой кровопролитной и разрушительной в истории человечества,  прогрессивные силы всех стран объединялись, чтобы сохранить мир на века. Тон в этой борьбе задавала Всемирная Демократическая Федерация Молодёжи при активной поддержке Советского Союза, который по праву называли оплотом мира. Было такое чувство, что хотелось обнять весь  мир, чтобы на всей нашей дорогой и любимой планете Земля торжествовали Мир, Счастье, Любовь, Красота, Труд. Повсюду звучал Гимн Демократической Федерации Молодёжи, слова Льва Ошанина. «Дети разных народов,
 Мы мечтОЮ о мире живём.
 В эти грозные годы
 Мы за счастье бороться идём.
 В разных землях и странах,
На морях - океанах,
Каждый, кто честен,
Встань с нами вместе
 Против огня войны.
Песню дружбы запевает молодёжь.
 Эту песню не задушишь, не убьёшь…»
 В те годы, как пароль, по всей Земле звучали слова: «Мир». «Дружба.» После гибели СССР мировой капитализм ввёл в оборот слова: международный терроризм, идеологические войны, переоценка истории. Каждое из этих направлений может спровоцировать горячую войну с самыми не предсказуемыми последствиями. Кроме того, человечество обеспокоено климатическими катаклизмами. Молодёжи есть, куда направить свою энергию, но пока только Грета Тунберг призывает объединиться и провести на нашей дорогой и любимой планетЕ ЗемлЯ генеральную экологическую уборку ради спасения окружающей среды. Поддержка минимальная, между тем доброе дело приносит пользу обществу и делает жизнь интересной самим активистам. Об этом мне хочется рассказать.

В пятидесятые годы «-дети войны» окончили школы. Одни шли учиться дальше, другим хотелось работать. Моя сестра Шура в 13 лет окончила семь классов с Похвальной грамотой и без экзаменов поступила в педагогическое училище. Стала студенткой и другая деревенская отличница Зина, дочь почтальонши тёти Мани. Мне не удалось выдержать конкурс в педагогический институт, пришлось довольствоваться зооветеринарным техникумом. Так мы, деревенские девчонки, стали в городе набираться ума. Общение шло благодаря знакомству с городскими ребятами. В областном центре было несколько специальных учебных заведений, но юноши предпочитали ходить на танцы к «учителям». У сестры появился ухажёр Владик, симпатичный высокий блондин. Он работал шофёром на легковой машине «Победа». Днём возил начальницу, а ночью самовольничал, иногда катал нас по городу. Однажды  он повёз нас в деревню за 40 километров от областного центра.

Путешествие было незабываемое. Нас распирало от гордости, что мы, простая деревенщина, едем в легковушке, которые ещё были редкостью. Владик козырнул тем, что знает песню про американских ковбоев. Это повышало его авторитет в наших глазах: по радио не передавали, а городские всё узнают первыми. Песня нам сразу понравилась. Слова и музыка простые, покоряла молодость, романтика пастухов -ковбоев, их любовь к своим прериям, бодрый ритм напева. Песню мы выучили в пути и решили исполнить её сегодня на концерте в своём клубе. На языке долго вертелись слова: «Хорошо в степи скакать, Чудным воздухом дышать. Лучше прерий места в мире не найти…»

Владик высадил нас из машины на дороге, к которой примыкало поле, и поехал обратно, его ждали на работе, а мы в весёлом настроении поспешили к деревне, соскучились по маме и дедушке с бабушкой. Мы пели о прериях, лучше которых «в мире не найти», и думали, а что знают там, в Америке, про русское поле, многократно воспетое в музыке и стихах, которым мы теперь любовались.
Вспомнились слова из песни: «Как прекрасна земля на рассвете.» Она и вправду необыкновенна. От вспаханной чёрной земли, согретой первыми солнечными лучами, идёт  еле уловимый пар, с небесной высоты доносится ликующее пение жаворонка. Поле спокойно дышит, словно ждёт, когда колхозники посеют зерно. Так было всегда, и только в октябре 1941 года сюда прилетели германские самолёты, «засеяли» взошедшую озимую пшеницу бомбами и осколками от взрывов. Одна бомба так разворотила землю, что после неё образовалась огромная яма. Работая на поле, её объезжали трактористы и комбайнёры. Природа не любит взирать на страдания земли. Со временем выросла огромная кустистая черёмуха. Она цветёт каждую весну, белый шар из цветов черёмухи покрывает место падения бомбы, был виден издалека. Сёстры любовались черёмухой, от которой лёгкий ветерок доносил стойкий аромат цветов.

Деревня М. расположена в красивом месте: на пригорке стоят сорок три деревянные избы с соломенными крышами, окна с резными наличниками, в палисадниках  сирень и акация. Под горой речка, где вода «воробью по колено». Солнце всходило из-за леса, там когда-то произошёл оползень и деревья вместе с землёй «поплыли» вниз, потом лес снова вырос, место получило название «Пыплово». Кругом расстилались поля. В войну остро не хватало рабочих рук, однако ни один клочок земли не оставался не возделанным. В этом заслуга наших матерей, в основном вдов, в колхозе они работали с таким же старанием, как и в домашнем хозяйстве, «вкалывали» за двоих. На войну деревня М. отправила 36 тружеников колхоза, их заменили женщины и подростки. Половина пала смертью храбрых. Из тех, кто вернулся в свои семьи, один был без обеих ног, другой в плену заболел туберкулёзом и вскоре умер, некоторые перенесли ранения или контузии, не отличались крепким здоровьем. Молодые фронтовики уехали в города, так что всего семеро остались восстанавливать сельское хозяйство: дядя Ваня пас колхозное стадо, дядя Лёня на лошади с фермы возил молоко на молочный завод, дядя Изот на стационарной молотилке обмолачивал зерновые культуры, остальным находилось дело, где требовались мужские руки.

Наши матери вдовы не падали духом, не замыкались в себе. Они ходили в клуб посмотреть новое кино, на танцах сидели на скамейках и любовались на своих очаровательных дочерей, могли повеселить честной народ шутками, прибаутками собственного сочинения. Правление колхоза под клуб приспособило дом пяти-стенку. Кто в нем жил раньше, мы, дети, не знали, помнится, в нём находилось правление колхоза, после изгнания немцев хранились семена. Когда жизнь наладилась, здание отдали для танцев и показа фильмов. Кинопередвижки возили на лошади от одной деревни в другую. Заведовал клубом горбатенький Миша. В войну младенцем его уронили и он не вырос даже до одного метра. Старшие сёстры купили ему гармошку и Миша играл танцевальные и плясовые мелодии.

Маня и Шура поздоровались с мамой, бабушкой и дедушкой, попили чаю с топлёным молоком, принесли из колодца воды, потом пошли по домам приглашать участников художественной самодеятельности в клуб, чтобы за несколько часов подготовить концерт в честь Дня Победы. Хотелось порадовать матерей.

Народа вечером в клубе собралось много. К постоянным посетителям прибавились городские, приехавшие к родным в гости, пришли цыгане, которые из своих повозок перебрались в пустующие дома, начали привыкать к честному труду, один из них Коля после армии работал в сельпо шофёром  и развозил на машине хлеб по деревням. Скамеек на всех не хватило, некоторые зрители стояли, школьники сидели на полу.

Номера объявляла Маня, старшая из артистов, ей было 19 лет.
Она боялась, что не справится с ролью ведущей, не знала, о чём будет говорить «без бумажки» перед большим количеством народа, но слова находились сами собой.

Дорогие вы наши замечательные земляки! Мы, самодеятельные артисты, поздравляем всех с Днем Победы! Наша деревня за торжество этого дня отдала 17 своих отцов, сыновей, братьев. Вечная им Слава! Низкий поклон нашим дорогим ветеранам и труженикам тыла. Живите долго, не болейте, растите детей и внуков! Мы вас очень любим!  Сейчас мы порадуем вас своими скромными талантами.» Зрители скромно похлопали в ладоши.

В клубе не было сцены, для неё оставляли незанятой скамейками часть деревянного пола у стены, где висел стационарный экран для демонстрации кинофильмов. На эту площадку
первым со своим номером вышел ученик 6 класса Витя Афонин. Он без ошибок наизусть прочитал стихотворение Михаила Исаковского о Родине:
Советская Отчизна! Родная наша Мать!
Каким высоким словом нам подвиг твой назвать.
Какой великой славой венчать твои дела,
Какой измерить мерой
Тот путь, что ты прошла.

 В годину испытаний, В боях с ордой громил
Спасла ты, заслонила От гибели весь мир…»
 Подзабытое стихотворение слушали внимательно, восхищались Витей, который в школе нарушал дисциплину, на самом деле хороший человек.

Красивая цыганка Роза всех очаровала своим голосом, исполнив песню о любви «Расцвела под окошком Белоснежная вишня». Вместе со всеми ей аплодировал муж, деревенский парень Лёша, работавший милиционером.

 Студентки Зина и Шура исполнили дуэтом арию Мельника из оперы Даргомыжского «Русалка» и грузинскую песню «Сулико». Зрителям классика понравилась. После них школьницы сёстры ЗиминЫ Валя и Зина спели про   »Солдатский простой котелок». В ней говорилось о солдате, который погиб в одном из боёв, а его имя товарищи нашли на дне котелка. Песня была очень жалостливая, мелодия протяжная. Матери, уставшие за день от работы, начали дремать, что заметил Мишка кузнец. Чтобы разрядить грустное настроение публики, он крикнул гармонисту: «Миш, порыПи. Пусть бабки кости разомнут!» Женщин долго не надо упрашивать. Как только Миша заиграл «страдание», почтальонша тётя Маня, худощавая, с седыми волосами, подала голос со скамейки: «Голова моя седая И седая борода. А душа -то, молодая, Не стареет никогда.»

 Ей на помощь пришла  Надежда Кочеткова, низкого роста, круглая, как колобок. Все ждали, что она, как всегда, «выдаст» интересный номер. Женщина вышла в круг, хитровато улыбнулась, топнула ногами и запела сильным, хрипловатым голосом: «Почему нам не сплясать, почему не топнуть. Неужели в этом доме половицы лопнут.

 Пойду плясать Надену баретки, (босоножки) Стану ноги подымать Выше табуретки.
 
Я на тракторе работал, Керосин домой носил.
 Девки, сволочи, сказали, Я у трактора просил.»

 Под смех и дружные  аплодисменты исполнительница, вытирая платком пот с лица, прошла на своё место.

После такого азартного выступления не мог усидеть на месте цыган Володя, молодой многодетный отец. Гармонист заиграл «Цыганочку.» Володя медленно, как бы с ленцой, прошёлся по кругу, потом несколько раз ладонями ударил себя по груди, завертелся волчком, отбивая чечётку. Не обошлось без «присядки» с «выбрасыванием» ноги, хлопков по груди и других элементов танца. Было необычно красиво, темпераментно. Кто-то из городских крикнул: «Володя, с таким талантом тебе надо ехать в Москву». Он с гордостью и достоинством прошёл на своё место.

Маня, поправив на груди свои длинные русые косы, объявила: 
Мы с Александрой споём американскую песню о ковбоях, по нашему, о пастухах. И вот почему. Во всех странах люди борются за мир и дружбу, обмениваются песнями, ездят в гости друг к другу. Ковбои на лошадях пасут огромные стада коров, их песня словно посланец мира и привет нашим колхозникам.»

Сёстры пели красиво, слаженно, Шура подражала цоканью конских копыт, чему научилась в драмкружке.

Хорошо в степи скакать, Чудным воздухом дышать.
Лучше прерий места в мире не найти.

Если солнце не печёт, И лошадка не трясёт,
 И пивные попадаются в пути.

Эй-ё, эй-ё, эй-ё, эй-ё.
Если конь хороший у ковбоя,
Мы ворвёмся ночью в дом,
Мы красотку украдём, если даже не захочет полюбить.
К чему такая страсть? Зачем красотку красть?
Когда её можно просто так уговорить.

Зрители слушали внимательно, с уважением к американцам, ковбои совсем, как русские ребята. Мать сестёр Настасья хлопала в ладоши, а соседка Танька говорила: «Насть, ну и дочери у тебя - загляденье. Молодцы, не хуже городских.»

Сидевший неподалёку пастух дядя Ваня на войне был лейтенантом, значит, политически грамотный. Он сбавил женские восторги: « При чём здесь Манька с Шуркой. Красивые, ну и любуйтесь ими. Соображать надо. Мы думаем, что Америка где-то далеко за океаном, чудо Света. А там живут такие же люди, как и мы, коров пасут. В  моём стаде 150 коров. За день так набегаешься, еле до постели доползёшь, и есть неохота, а у них по 1000 голов скота.» Женщины поняли свою ошибку и согласились с Митричем. Настасья сказала, в других странах есть чему поучиться, но всё равно у нас лучше. Надо учиться друг у друга, чтобы не было зависти и споров.

Маня была довольна, что концерт людям понравился. Дружба объединяет народы и делает мир безопасным и прекрасным. Этого понимания не достаёт в 21 веке.


Рецензии
Как вы пережили голодающий 1947 год? Простили ли голод Сталину, власти?
В колхозах зависти было не меньше, чем при частной собственности.

Карагачин   06.04.2020 22:54     Заявить о нарушении
Пережили на подножном корме. Ели лепёшки из конского щавеля, соцветий цветущего орешника и так далее, с добавлением горсти муки. Сталина сюда не плетите, он не всесилен. По молодости, не помню, какие были погодные условия для урожая, но люди чувствовали приближение беды, поэтому с ранней весны картофельные очистки сушили и добавляли в хлеб. Люди были добрые, сердечные, некому было завидовать, все одинаково трудились, не воровали.Это было особое поколение, воспитанное на советских гуманистических ценностях. Спасибо за отклик. С уважением, Лариса

Коршуниха62   06.04.2020 23:41   Заявить о нарушении
Сталин как при чём: "всё от царя". Сталин был неумолим, когда даже большие начальники писали (секретари обкомов), просили снизить поставки. Сгноил отнятый у сельских жителей хлеб, ибо и хранить было негде и не умели, кормил Германию, Австрию, Румынию, Югославию мудрая политика, поддерживал социализм в других странах, а свой народ в сёлах, который и так отощал за годы войны до дистрофии, морил голодом.

Карагачин   06.04.2020 23:49   Заявить о нарушении
Уважаемый Карагачин, В полемике Вы не слышите оппонента. В рассказе даны ответы на Ваши вопросы. Вам не нравится позитив, правда жизни. Нет смысла в продолжении разговора, хотя отмечу один момент. В западных странах ещё не отменили продуктовые карточки, в Советском Союзе в 1947 году понизили цены, которые стали ежегодными. Сталин подумал о народе, отощавшем за годы войны. Для подкрепления здоровья народа, по его предложению стали выпускать колбасу Докторская, в которой было 95 процентов мяса, 5 процентов добавок. При капитализме, по вкусовым ощущениям, в колбасе лишь 5 процентов мяса, остальное добавки.

Коршуниха62   07.04.2020 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.