Мокроус. Стратегический объект

       В начальный период Великой Отечественной войны  стратегическим объектом на территории Фёдоровского района Саратовской области стал железнодорожный мост, находящий в Лесной балке.
      Транспортная ось  Саратов -Урбах - Уральск имела важнейшее значение с точки зрения  соединения центральных регионов страны с промышленным Уралом.      
     Между станциями Мокроус и Плес  размещались два разъезда. Один из них – непосредственно около моста. В разные годы в документах и на картах его  обозначали по разному: в годы ВОВ - 48 км, с 50 по 70-ее гг. – «Ветерок»( около современного пруда Митрушов). После прокладки второго пути в начале 70-х гг. данные разъезды потеряли технологическую актуальность и их закрыли.
    А во время Сталинградской битвы(1942-1943гг.) по магистрали через соседнюю станцию Урбах осуществлялась переброска воинских грузов и частей к местам боевых действий.  Контроль над этой линией находился в поле оперативного наблюдения германского командования. Воздушные бомбардировки  узловой станции стали реальностью. За давностью времен в свободном доступе стали полетные карты Люфтваффе, в том числе  и  Заволжья.
   С середины 1942 г. началась регулярные облеты вражеской авиации  и территории Фёдоровского района Саратовской области вдоль железнодорожной линии.
   С этого периода организована противовоздушная охрана объекта – установлены зенитки, введен режим охраны и пропуска гужевого и автомобильного транспорта под мостом, а территорию его  окружающую  огородили колючей проволокой. Военнослужащих осуществлявщих охрану объекта разместили в жилых помещениях (казармах) разъезда.
     Здесь регулярно останавливались  составы с эвакуированными, ранеными, пассажирские поезда. Часто в них оказывались умершие в пути люди. Естественно, их приходилось выносить из вагонов и хоронить  в степи 
       По свидетельствам очевидцев именно при таких обстоятельствах появилось масульманское кладбище в Лесной балке.
     После окончания Сталинградского сражения в конце 1943г. и отхода фронта далеко на Запад воинская охрана и режимность  с объекта были сняты.
     Название «Чертов мост» нигде не фигурирует в официальных документах и используется исключительно на конкретной административной территории. Его название связано с высокой кривизной расположения линии в данном месте и, в связи с  этим, повышенным вниманием к безопасности движения.
  В авторском личном архиве сохранилось фото и биография  человека, осуществлявшего воинскую охрану моста в 1942 -1943 гг.
    
  Имя в воинской истории – Полулях Василий Васильевич (1907-1943).
  Место рождения – с.Семеновка Фёдоровского района Саратовской обл.
В 1933г., спасаясь от свирепейшего голода( в колхозе имени Свердлова данного села отмечено даже людоедство  – единственные случаи не территории района в этот период), с семьей перебрался  в Мокроус и устроился работать на железную дорогу, где платили регулярную заработную плату.
      Жилище обрели  недалеко от станции на улице Базарной(сейчас ул.им. Гаввы И.С.).
 Вся производственная деятельность в довоенный период связана с разъездом «48-й километр».
   В годы войны  получил «бронь». Но все железнодорожники  в период ВОВ находились в статусе военнослужащих.
   В 1942-1943г. выполнял приказ по охране «Чертова моста».
 Скоропостижно умер в 1943г. Похоронен на старом кладбище Мокроуса.
   В Мокроусе живет его сын – Владимир Васильевич Полулях(1938 года рождения): знаменитый спортсмен, легенда местной футбольной команды, хранитель истории семьи и ее славных и героических воинских страниц.

На снимке В.В.Полулях.Фото 1942 г.


Рецензии