Мокроус. Стратегический объект
Транспортная ось Саратов -Урбах - Уральск имела важнейшее значение с точки зрения соединения центральных регионов страны с промышленным Уралом.
Между станциями Мокроус и Плес размещались два разъезда. Один из них – непосредственно около моста. В разные годы в документах и на картах его обозначали по разному: в годы ВОВ - 48 км, с 50 по 70-ее гг. – «Ветерок»( около современного пруда Митрушов). После прокладки второго пути в начале 70-х гг. данные разъезды потеряли технологическую актуальность и их закрыли.
А во время Сталинградской битвы(1942-1943гг.) по магистрали через соседнюю станцию Урбах осуществлялась переброска воинских грузов и частей к местам боевых действий. Контроль над этой линией находился в поле оперативного наблюдения германского командования. Воздушные бомбардировки узловой станции стали реальностью. За давностью времен в свободном доступе стали полетные карты Люфтваффе, в том числе и Заволжья.
С середины 1942 г. началась регулярные облеты вражеской авиации и территории Фёдоровского района Саратовской области вдоль железнодорожной линии.
С этого периода организована противовоздушная охрана объекта – установлены зенитки, введен режим охраны и пропуска гужевого и автомобильного транспорта под мостом, а территорию его окружающую огородили колючей проволокой. Военнослужащих осуществлявщих охрану объекта разместили в жилых помещениях (казармах) разъезда.
Здесь регулярно останавливались составы с эвакуированными, ранеными, пассажирские поезда. Часто в них оказывались умершие в пути люди. Естественно, их приходилось выносить из вагонов и хоронить в степи
По свидетельствам очевидцев именно при таких обстоятельствах появилось масульманское кладбище в Лесной балке.
После окончания Сталинградского сражения в конце 1943г. и отхода фронта далеко на Запад воинская охрана и режимность с объекта были сняты.
Название «Чертов мост» нигде не фигурирует в официальных документах и используется исключительно на конкретной административной территории. Его название связано с высокой кривизной расположения линии в данном месте и, в связи с этим, повышенным вниманием к безопасности движения.
В авторском личном архиве сохранилось фото и биография человека, осуществлявшего воинскую охрану моста в 1942 -1943 гг.
Имя в воинской истории – Полулях Василий Васильевич (1907-1943).
Место рождения – с.Семеновка Фёдоровского района Саратовской обл.
В 1933г., спасаясь от свирепейшего голода( в колхозе имени Свердлова данного села отмечено даже людоедство – единственные случаи не территории района в этот период), с семьей перебрался в Мокроус и устроился работать на железную дорогу, где платили регулярную заработную плату.
Жилище обрели недалеко от станции на улице Базарной(сейчас ул.им. Гаввы И.С.).
Вся производственная деятельность в довоенный период связана с разъездом «48-й километр».
В годы войны получил «бронь». Но все железнодорожники в период ВОВ находились в статусе военнослужащих.
В 1942-1943г. выполнял приказ по охране «Чертова моста».
Скоропостижно умер в 1943г. Похоронен на старом кладбище Мокроуса.
В Мокроусе живет его сын – Владимир Васильевич Полулях(1938 года рождения): знаменитый спортсмен, легенда местной футбольной команды, хранитель истории семьи и ее славных и героических воинских страниц.
На снимке В.В.Полулях.Фото 1942 г.
Свидетельство о публикации №220012601164