След Глава 13

Время, отпущенное нам на радость и счастье, отсчитывает секундная стрелка. Все остальное – часовая. Поэтому семь лет пролетели для Александра как одно мгновение. Все эти годы он охотился, рыбачил, одним словом, был добытчик.
В один из летних дней, недалеко от своей избушки он встретил двух мужиков на лошадях. Они занимались сбором меда диких пчел, объезжали развешенные на деревьях улья. Один и таких ульев разорил когда-то Александр. Пчеловоды были вполне дружелюбны, даже пообещали на обратном пути заглянуть в гости и поделиться медом.
Мужики были пожилые, далеко непризывного возраста. От них Титович узнал, что уже третий год идет война германцами. Война, которая, прокатившись волной по его родной Беларуси, остановилась только на европейской части России, разбившись как о скалу, о твердость русского духа. Волна уже катилась обратно, но ее брызги перелетали через Уральские горы.
По заданию Г. Гимлера в 1943 году была создана диверсионно-разведовательная группа «Улым». Ее целью было уничтожить стратегические объекты в глубоком тылу. В июне 44 семь диверсантов из этой группы были сброшены с самолета в безлюдном районе тайги. В безлюдном, если не считать Александра и его небольшую семью. Один из группы погиб при приземлении. Еще одного отнесло далеко в сторону от заданного квадрата. Оставшиеся пятеро, навьюченные взрывчаткой и рацией, вышли к реке и двинулись вдоль ее русла.
Все диверсанты были русскоязычные. Их набирали из белогвардейцев и предателей. После выполнения задания обещали эвакуировать самолетом, в противном случае предлагалось добраться и пересечь иранскую границу. Но все прекрасно понимали, что это был билет в одну сторону, так как ни первый, ни второй способы эвакуации невыполнимы. Терять им было нечего. Они шли подрывать завод или железнодорожный мост и хоть как-то подорвать ту власть, которую каждый по - своему ненавидел.
Даже в огромной тайге, где можно ходить не толкаясь локтями, почему-то волею судьбы они встретились. Они – диверсанты, пчеловоды и Александр. Встретились, чтобы кому-то навсегда упокоиться в этих лесах. Пчеловоды, как и обещали на обратном пути, навестили Александра, и не застав его дома, оставили Аннушке немного меда. После чего ушли по берегу вниз по течению. Изба Александра скрылась за поворотом,  когда они увидели группу из пяти человек с рюкзаками за спиной. Незадолго до прихода пчеловодов, Титович отправился на охоту. По своему еловому мосту он переправился на тот берег и пошел вниз по течению. Старик первым заметил группу «туристов» и хотел было их окликнуть, но что-то его удержало и он, спрятавшись за деревья, стал наблюдать.
Вскоре из-за поворота реки показались пчеловоды, ведя коней, загруженных медом. Последние явно не ожидали встретить в этих краях врагов, тем более  что те громко разговаривали по-русски, шутили и смеялись. Пчеловоды не держали оружие наготове и беспечно близко подошли к тем, кто шел им навстречу. Из-за своего укрытия старик не только видел, но и слышал короткий диалог.
; Кто будете? Куда идете?
; Да мы геологи, заплутали немного. А вы что везете?
; Мед собираем в тайге.
; Может угостите медком?
С этими словами люди с рюкзаками обступили новых знакомых Александра. Дальше события развивались стремительно. Веселые геологи превратились в злых диверсантов и как учили их в разведшколе. По-тихому зарезали пчеловодов, те и вскрикнуть не успели. Потом оттащили их в кусты и прикрыли ветками. Диверсантам свидетели не нужны. Александр быстро прокрутил в голове все дальнейшие события. Вверх по течению, куда направляются диверсанты в метрах пятистах, еще два свидетеля – его жени и сын.
Добежать до избы и увести их он не успевает. Остается только одно – привлечь их внимание, чтобы они убежали сами. У него всего три патрона. Нужно попытаться кого-то подстрелить, вызвав огонь на себя и надеяться, что Аннушка, услышав стрельбу, убежит с сыном к озеру в лес. Александр за поваленным деревом занял позицию, прицелился, плавно нажал на курок.  Почти одновременно с выстрелом один из диверсантов, раскинув руки, упал. В ответ автоматные очереди заставили Александра всем телом прижаться к земле.  Какое-то время он лежал не поднимая головы. Потом ползком вдоль поваленного дерева сменил позицию и стал вглядываться в противоположный берег. Заметив легкое шевеление в кустах, сделал еще один выстрел. До того, как автоматные очереди заглушили шум реки, он успел расслышать,  как на том берегу кто-то вскрикнул.
; Знать, попал все-таки, - думал Александр, отползая вглубь леса.
Удалившись достаточно далеко от реки, он побежал к своему еловому мосту. В голове была одна мысль, чтобы Аннушка с сыном сбежали по этому мосту и тогда он будет его защищать с одним патроном.
Титович добежал до моста. В голове стучала все та же мысль – только бы Аннушка с сыном были на этом берегу, только бы успели убежать. Александр выбрал позицию, забравшись на густую ель. Позиция была удобная, как раз для одного выстрела. Потому как после того как он себя обнаружит не составит труда срезать его автоматной очередью.
Сидя на дереве, старик подумал: «Слишком высоко забрался, будет больно падать». Потом про себя улыбнулся: «Какая разница мертвому с какой высоты свалиться. Как подбитый глухарь с березы».
Диверсанты появились неожиданно, не заставили себя долго ждать. Их было трое. Двое из них заняли позиции на берегу, третий, балансируя, стал переходить реку по поваленной ели. Александр прицелился и выстрелил. Автоматная очередь прошила старика и он, цепляясь за ветви, упал вниз. Один из диверсантов, остававшихся на берегу, был убит. Другой дал очередь по Александру,  и бросился вдоль берега,  пытаясь спасти,  соскользнувшего с ели товарища. Старик сделал свой выбор. Он защищал не страну, не советскую власть. Он защищал свою семью.
Перед человеком всегда стоит выбор. Выбор – это нечто глубинное, смысловое, раз оно нашло свое отражение даже в русских народных сказках. Как, например, богатырь у камня, на котором написано: «Прямо пойдешь –убит будешь, налево – женат будешь, направо – богат будешь». Выбор сложный. Нормальный человек прямо не пойдет, да и два других маршрута спорны. Направо, казалось бы правильным путем, но правильным путем вряд ли разбогатеешь. Все большие капиталы, нажиты, как известно из истории, совсем не правильными путями. Я уже не говорю «ходить налево». Недолго останешься женат. Неплохо было бы совместить два направления: быть и богатым и женатым, и еще здоровым.
Человек всегда противится выбору.  Не хочет брать на себя ответственность и идет на хитрость.  Как в сказке. Выйдя в чистое поле и пустив стрелу, куда она залетит.  Или в жизни, подбрасывая монету, или спрашивая совета, чтобы переложить ответственность на кого-то.
В начале взрослой жизни мы все в чистом поле и вольны в своем выборе. Вольны идти в любую сторону. Но только сделав первый шаг вы попадаете в колею. И с каждым шагом она все глубже и глубже. И в конце концов колея превращается в глубокую траншею, из которой уже не выбраться. И только очень сильные люди могут что-то изменить и начать с чистого листа, как Александр. Для этого не надо обманывать себя в ожидании понедельника,  отпуска или выхода на пенсию. Потому что большинство людей подобны тому ослу, который всю жизнь качал воду, ходя по кругу и даже после того, когда его по старости отпускают на волю. Он продолжает ходить по кругу.


Рецензии