Инициации посвящённых. 1923-36. До статьи Азадовск

   
1923-36. До статьи Азадовского.

   И вот так всё и шло. Первые четыре стиха принадлежали Пушкину, вся сказка – Ершову. С самой почти Революции, - с 1923 года (насколько нам удалось отследить)  - посвящённые хотели и стремились передать народу своё знание, или – по крайней мере, - расширить круг посвящённых.

   В 1923 году С.Я. Маршак (в соавторстве с Е.И. Дмитриевой (Васильевой))* написал сказку о том, как Иванушка с Коньком-Горбунком привозят Солнышко. **  То самое Солнышко, что в самой сказке так и не появляется. Солнышко – аналог Христа, - вернее, аналог царя-Христа, - правителя – помазанника Божьего. Такого, каким должен стать в сказке преображённый Иван, а в жизни, для нас – сам А.С. Пушкин.

   Параллельно в этой игровой сказке за Солнышком едет профанный герой – Петрушка, и привозит как Солнце – обыкновенную репу. Репу, найденную на огороде у старухи Панкратьевны. (Вспомним толстовского Панкрата Ивановича Ершова-Карасёва – он парный персонаж к этой Панкратьевне). У Маршака есть и третий ряд – это «научные работники» (пушкинисты) – в лице Японца, который привозит искусственное Солнце, которое можно включать и выключать.

   В том же году А.Н. Толстой написал рассказ «Как ни в чём не бывало», о котором мы говорили выше, - где прямо назвал автора Ершова (под видом персонажа Панкрата Ивановича Ершова-Карасёва, владеющего лодкой «Воробей»***) – дураком (в смысле – профаном).

   В 1934 году, в юбилейном издании (к столетию выхода сказки) «Конька-Горбунка» в издательстве «Academia» художник Н.Б. Розенфельд рисует на первой странице сказки – Пушкина, -  вроде бы юного и указывающего рукой на Царское Село. При этом над Царским Селом нарисован герб Николая Первого (чёрный двуглавый орёл с вензелем H I), а сам Пушкин одет в чёрный мундир. Из этого рисунка можно сделать следующий вывод: царь Николай вступил в союз с чернью, «очернился», сам стал профаном, и из-за этого нашему Поэту пришлось подделаться под профана. Это он объясняет по прибытии в «светлый край» - край посвящённых, - Старику и трём сыновьям.

  В 1930-е делает свои иллюстрации к «Коньку-Горбунку» и Юрий Алексеевич Васнецов. Он рисует по две-три иллюстрации к некоторым моментам сказки. Так, первая Царь-Девица у него плывёт на лодке Исиды – с выгнутой гусиной шеей,**** а на другом рисунке перед ней всплывает какой-то полосатый Кот (может быть, - Учёный, - из Вступления к «Руслану и Людмиле»); и – наконец, - Царевна плывёт в обычной лодке и без кота…  Так же у него есть рисунок, где Иван вынырнул красавцем из котлов – без перекладин на заднем плане, а есть – с перекладинами; и перекладины эти складываются в буквы «А» и «П».

  Все эти «инициации» делались ещё до статьи М.К. Азадовского,***** которая положила конец двойному авторству «Конька-Горбунка»; после неё в ПСС Пушкина уже не печатали первых четырёх строчек сказки и сказка перешла полностью к автору-профану – П.П. Ершову. Это заставило наших посвящённых активизироваться. Прежде всего – А.Н. Толстого. Но сначала выскажем, что мы думаем об «операции «Конёк-Горбунок»: операции по окончательному разъединению сказки с её настоящим Автором. То есть, окончательной «профанизации» (слово неправильное, но профанация здесь – не совсем то) пушкинского сакрального произведения.


Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/26/1537

   
 
 





*Мы думаем, что соавтора (Е.И. Васильеву) здесь можно не считать: Маршак просто хотел помочь гонораром этой женщине (поэтессе Серебряного века Черубине де Габриак).
** «Золотое колесо».
***Название лодки так же «говорящее», - отсылающее к черновым строкам «Домика в Коломне»: Покамест можете принять меня За старого, обстрелянного волка Или за молодого воробья, За новичка, в котором мало толка…».
****Лодка, посвящённая богине Исиде в «Метаморфозах» Апулея: «… корма, выгнутая в виде гусиной шеи, покрыта была листовым золотом».

***** Азадовский М. К. Пушкинские строки в "Коньке-горбунке" // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — [Вып.] 2. — С. 315—316.


Иллюстрация: рисунки Ю.А.Васнецова: с "А.П." и без них.


Рецензии