Предприимчивость двигатель бизнеса. О доверии и...

     Предприимчивость двигатель бизнеса

     И только предприниматели, зарождающееся сообщество отечественных бизнесменов, могли выправить положение. Я рад, что волей судьбы оказался в числе этих людей. Глупо было бы говорить, что работали мы только на энтузиазме и бесплатно. Конечно нет, мы и о семьях думали, и о детишках. И мы из «хрущевок» выползти хотели, стремились к лучше жизни. Но для этого надо было трудиться, мозгами шевелить, не бояться проблем, а их решать, и здоровым авантюризмом надо было обладать.
     Помню, готовлюсь я ехать на очередную закупку продуктов. Тёщу за билетами до Москвы откомандировал, благо она в аэропорту работала и быстро могла все организовать, а сам решил, пока время есть, прогуляюсь по городу. Но не мог я уже просто праздно гулять, куда там, нюх ведь отточен как у собаки, на всё более-менее дешевое и дефицитное реакция мгновенная. В одном из магазинов смотрю масло подсолнечное, и цена приемлемая. На этикетке написано: Ставропольский край, город Георгиевск.
     Всё. Решение мгновенно созрело, еду в Георгиевск. Звоню тёще, а она уже билет взяла до Москвы, меняй, говорю, в Ставрополь еду. Ну как женщина может на такое отреагировать, конечно, она на дыбы, куда ты собрался, да ты же и не звонил туда, и масло не пробовал, ну и так далее. А во мне уже чёртик так и крутит хвостом своим, так и крутит. Прилетаю в Ставрополь. В чемодане вновь куча денег. Иду на предприятие. А там говорят, масла нет, будет через неделю, и вообще начали лапшу вешать на уши, мол, нужна предоплата, договор и так далее. Так я, говорю, с деньгами, вот он чемодан. У людей оторопь. Давай деньги, потом масло отправим. Это когда, спрашиваю, потом, да вот, через недельку. Нет, не пойдет.
     Вспомнил,  жена как-то упоминала Пятигорск, мол, там дубленки есть, и не дорогие. А что если туда, на фабрику эту смотаться? Сел на автобус и в Пятигорск. Нашел фабрику, прихожу в отдел сбыта, спрашиваю,  можно ли купить у вас вагон дубленок. Девчата онемели, одна из них говорит. «Момент!» Через пару минут появляется директор. «Так что вас интересует?» Что? Дубленки. А деньги есть? Опять эти деньги. Да конечно есть, вот они. Директор попытался увести разговор от конкретики, мол, сейчас все будет, только пуговицы надо пришить и упаковка вот-вот подойдет. Вышел перекурить, а работяги в курилке меж собой говорят: «Кожи еще нет, а он (о директоре)  уже дубленки продает». Ну нет, думаю, так дело не пойдет. Но деньги, как у Шукшина в известном фильме, «деньги ляжку жгут, надо их пристроить». Пошел дальше, и где только не побывал, всю промышленность Пятигорска изучил, а здесь есть много чего интересного и в мясомолочной промышленности, и в легкой, но проблема в том, что сегодня и сейчас товара не было, нет, хотя я не прав, минералка была, хоть залейся. Но по моим деньгам и их ценам я должен был пару составов минеральной воды купить.   Купил бы, а как её продать потом?
     Две недели с чемоданом денег я бродил по Ставрополью, уже все знали и в Ставрополе и в Пятигорске, что лазит тут чудик с чемоданом денег. Я уже переживать стал, убьют ведь, не пожалеют. За моими деньгами уже предприятия охотились. Но всё же победил в этом негласном состязании, завод по производству рафинированного масла. Уезжал я оттуда с вагоном масла и дружескими напутствиями приехать ещё и руководства и всего рабочего класса. Я кстати туда действительно не раз потом приезжал, хорошую продукцию делало предприятие.   Продали мы масло буквально с колес за пару недель, а это не менее сорока тысяч бутылок.

     О доверии и наивности.

     Продала нам одна Дальневосточная фирма рыбу. Я уже говорил, рыба у нас в почете. Планировали мы взять три вагона нерки и вагон консервов. Деньги вновь в чемодане и вот я в Москве. Продукция на Ярославском вокзале. Представитель фирмы встретил меня на вокзале: «Деньги привёз?» Ну да, вот они. Давай считать. А где? Нашли закуток под лестничным маршем, сидим и считаем. Народ вокруг ходит, а мы считаем. С ума сойти можно, сейчас даже не вериться, что так было, но ведь было, действительно было.
     Подсчитали. А где рыба? На, вот тебе записка, читаю: «Маша, податель сего отпусти три вагона рыбы и вагон консервов». Езжай на метро…, дальше автобусом и до базы «Меридиан», найдешь Машу у неё и заберешь товар. Ударили по рукам и разбежались. Маша, прочитав записку, говорит,  - забирай товар. Вот и вся сделка.
     Вот рассказываю и уж сам не верю, а было ли так на самом деле. Ни тебе гарантийных писем, ни тебе доверенностей, ни тебе договоров, ни тебе печати с гербом, ничего этого не было. Вот тебе денежки, а вот тебе записочка. Не было бумажек, но было тогда главное, было доверие, было всё честно, всё держалось на доверии и чести. Не долго, правда, всё так продолжалось. Вскоре и другие времена настали.
     Но продолжу рассказ. Решил я тогда, забирая рыбу, на вагонах сэкономить, не рефрижераторы заказал, а просто грузовые вагоны. Загрузил товар, иду отгрузочные документы подписывать. Не подписывает заместитель по перевозкам.  Что только не делал, и взятку предлагал, и бусы и просто водку приносил, ни в какую. Видно было по физиономии, что пьющий мужик. По носкам драным вижу, не богат, а гордость свою железнодорожную блюдёт. На третьи сутки только уломал, совсем видать мужику не на что было пить. На склад сам звонит: «Где этот коммерсант, всех уже достал. Если до утра отправит, я закрываю глаза». Я к диспетчеру, дескать, вот шеф твой распорядился. Тот начал было противиться, но увидев перед собой деньги, сломался в момент. Ответственность всё же не на нём была.  Выгоны ушли.
     Не могу не рассказать ещё один случай. Дело в Белоруссии было. Ехал я к приятелю в Браслав. Кстати неповторимые, чудесные места. Природа изумительная. Так вот, пересадка была в Минске, думаю, надо бы остановиться в городе, побродить, посмотреть столицу республики, когда ещё будет время побывать здесь. Иду в гостиницу. Не принимают, места есть, а не принимают. А у вас, товарищ, нет регистрации по месту постоянного жительства. Точно, не было, я накануне паспорт поменял и не успел штамп поставить в паспорте. И так уговаривал, и эдак, и деньги предлагал, не пускают, и всё тут.  Ну а что делать? Девчата гостиничные посоветовали в милицию сходить, может они, какую справку дадут. Я в отделение. И там ни в какую. Нельзя и точка. Сжалился один офицер, в сторонку отвел и дал адрес женщины, что на ночлег пускает. Только, говорит, никому не говори, что это  я тебе адрес дал, и смотри, участковый там серьезный мужик, если прознает что хозяйка кого пустила, всем несдобровать. Иду по адресу. Точно, все как милиционер и сказал, пустила женщина, сговорились, что я её племянник, якобы, из России приехал.
     Решил по Минску пройтись. Захожу в кафе и был сражен курсовой разницей между нашим и белорусским рублем, в те времена он «зайчиком» назывался. Со своими российскими рублями я почувствовал себя  просто миллионером. Перекусил, захожу в ЦУМ. А по привычке не на продукцию смотрю, а на цены. Телевизоры стоят, холодильники, в наших краях это дефицит.  Смотрю на цены, перевожу на наши рубли и не верю. Всё предлагается просто за бесценок. Нашел директора по торговле и говорю, хочу купить телевизоры и холодильники, причем много. Вы же знаете, я меньше вагона не покупал.
     А справка о том, что вы ветеран войне есть? Откуда! Оказывается, вся эта продукция продается с большими ограничениями и только ветеранам. Вот это номер! Однако, не в моих правилах останавливаться. Нашел адрес завода по изготовлению холодильников. В отделе сбыта говорят, нет продукции, зайдите, как нибудь, на днях. Смотрю в заводоуправлении комнатка и табличка на ней коммерческой фирмы.  Нюхом чую, здесь договорюсь. Точно, говорят, зайди через три дня будет тебе товар. Вот так, на производственном предприятии нет, а у коммерсантов есть. Кстати, такая картина была повсеместно и в России.  Так всем было выгодно, всем хватало и производителям и коммерсантам. Но три дня это для меня было очень долго, да и накладно, каждый день деньги обесценивал.
     Вспоминаю, в Минске мотоциклы и велосипеды  делают. Нашел адрес завода и туда. Вот здесь, как оказалось, все в наличии, бери, не хочу. Договариваемся на четыре вагона, по два того и того. Вот и договор на руках. Только реквизиты записал, опять всплывает мое гражданство и юридический адрес в России. Так вам на сорок процентов дороже будет, вы же иностранец. Вот дела. Крутанулся в этом же здании и нашел фирму, местную фирму, что согласилась за десять процентов купить для меня товар. Экономия налицо, вот и хорошо.
     Пока я коммерческими маршрутами колесил, понял, ленивый только здесь не делает деньги. Деньги в этих краях можно было делать на пустом месте, здесь был настоящий Клондайк. И до меня дошло, что делать надо. Российские рубли надо срочно поменять на доллары, а доллары поменять на наличные зайчики. Наличные зайчики надо перевести в безналичные и всё, сделка сделана, и прибыль обещает после реализации товара в России уже, быть немалой.
     Но это схема, а её надо ещё и реализовать. Причем реализовать надо без знания людей, фирм и прочее. А без этого я как без рук. Ладно, путь такой уж проверен. Иду в киоск, покупаю газету и приступаю к первому этапу. Надо рубли поменять на доллары. Привычный чемодан с деньгами рядом. Но беда в том, что доллары я только в рекламе видел, и уж точно в руках и не держал. Но, думаю, мир не без добрых людей, народ поможет. Нанял таксиста и поехал по адресу, где меняют рубли. Оказалось, что это общежитие вьетнамцев. Говорю таксисту, помоги браток, отблагодарю. Ты видел вживую доллары США? Да, говорит, видел вроде как. Тогда, говорю, вот тебе рубли, сходи по этому адресу и поменяй. Отдал ему треть суммы, сижу, жду.  Приносит валюту. Повертел я, покрутил доллары эти в руках, вроде как на деньги похожи. Ладно, давай еще поменяй. Даю еще треть. Обменял, потом и последнюю груду денег отдал.  Был у меня чемодан, стало полчемодана.   Отблагодарил я таксиста щедро, ещё бы такую операцию провернуть… Да это была именно операция, надо понимать, что в те времена валютные операции были наказуемы в Белоруссии в уголовном порядке.
    Однако продолжаю намеченное. Вновь по объявлению нахожу контору, где меняют доллары на наличные зайчики. Это было уже на рынке, в вагончике. Меняете? Меняем. Ну, поехали. Хлопцы как увидели мой чемодан, просто обмерли, все же когда долларов много, это впечатляет.  И вот у меня в руках уже два  чемодана и рюкзак, теперь уже наличных зайчиков. На такси и бегом в свою комнатенку пересчитывать добычу и осмыслить дальнейшие действия.
     Вновь обращаюсь к газете. Ищу выгодный обмен. А курсы, серьезные, наличные дороже безналичных денег. Нашел. Приезжаю на фирму, оказалось офис её в гостинице. Сидят, ребятки, кроссворды разгадывают, чай пьют. Меняете? Да. Давай деньги, завтра перечислим. Их и два чемодана не удивило, видно было бывалые махинаторы. А меня вот, обеспокоила скорость, с которой приняли они решение по обмену. А почему я верить им на слово должен, расписок же никаких не дают.   Говорю, мужики, вы хоть банк свой дайте, я там удостоверюсь, кто вы есть. Езжай, пожалуйста, вот тебе адрес, да тебе только это ничего не даст, банк наш переезжает. Но всё же поехал я, и по указанному адресу нашел школу. Строители мажут и красят здание, к началу учебного года готовят помещения. Спрашиваю у мужиков, где тут банк? Только плечами пожимают, один говорит, пройди в правое крыло, там в третьем справа помещении какие-то бизнесмены бумажки раскладывают.   Ладно, думаю, пройду. Скажите, здесь банк, да, говорят, здесь, проходите. Мы только переезжаем, часть бумаг завезли, а оборудование и оргтехнику завтра привезем. А в чем дело? Объясняю им суть дела, мол, знаете ли вы фирму и называю предприятие, что готово денежки обменять. Да, знаем. Ну, хоть это меня отчасти успокоило. Рискнул, вернулся, отдал деньги. Двое суток находился в подвешенном состоянии, на третьи на заводе сказали, что деньги поступили и можно забирать товар. Дальше уже дело техники, с помощью тех ребят что под десять процентов товар помогли купить, я и отгрузку организовал.   Продали велики и мотоциклы практически мгновенно.

 Окончание следует


Рецензии