Заметки к вопросу о понятии нирваны в буддизме

 Чтобы изучить и проанализировать даже основные труды по буддизму, рассматривающих термин “нирвана” на различных языках, не хватит и пятидесяти жизней. Поэтому автор статьи изначально оперирует при осмыслении термина “нирвана” к абстрактной логике, так как огромное количество его  противоречивых толкований не проясняют ситуации.
 Без преувеличения можно констатировать, что единого ясного и не противоречивого понимания этого важнейшего понятия не было ни в первые столетия после жизни Гаутамы Будды ни в XXI веке. Нет единого понимания понятия “нирваны” ни среди последователей различных школ буддизма, (т.е. монахов), ни среди светских приверженцев учения Будды, ни среди мыслящих людей, придерживающихся самых различных воззрений. Диапазон того, что подузамевается под термином “нирвана” колеблется от полного небытия до наивысшего бытия.
 Предварительно следует поставить вопрос, в рамках абстрактной логики ;  могло ли учение Гаутамы Будды сводиться, по одной из версий, лишь к достижению небытия, а впоследствии стать религией с сотнями миллионов последователей по всему миру? Ответ напрашивается сам собой, что нет. Атеистический  ученый XX-го века добавил бы, что и сами религии возникли скорее из-за страха небытия, а не по причине желания его достижения.
 Согласно преданию царевича Гаутаму оберегали от созерцания старости, то есть, говоря на языке буддизма, созерцания джарамараны (увядания, приближающегося к смерти). Поэтому закономерно возникает вопрос – как он мог поставить в центре своего учения это стремление к небытию? Покой может быть и в высшей активности, но покой может быть принят и как бездеятельность. Безусловно, Гаутама не мог понимать под нирваной старческую бездеятельность, пассивность, сонливость и апатию ко всем проявлениям жизни. Есть все основания предположить, что эти качества его в высшей степени отталкивали. 
 Елена Ивановна Рерих, как полагает автор статьи, в произведении “Основы Буддизма (Жизнь и Учение Будды)” справедливо отмечает: “Колесо Жизни раз пущено в ход, никогда не останавливается. Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее сердца. Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т.е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме” [c. 39].
 И ниже в том же произведении: “Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется “тришна” -  стимул, жажда бытия. И этот стимул при проникновении в Учение встает перед нами, как величайший космический принцип, как величайшее и прекраснейшее космическое таинство. И Гаутама Будда, неустанно указывавший на вечно мчащийся поток наших жизней, этим самым утверждал беспредельность и следовательно, космичность этого стимула, подавлением которого заняты многие злотолкователи Учения. Но огненный дух Учителя мог лишь уничтожать малые понятия, расширяя их в беспредельность. И Нирвана есть те Врата, которые вводят нас в ритм высшего, огненно творящего  и вечно расширяющегося потока бесконечного существования” [c. 42].
 Е. И. Рерих была права, отмечая, что учение Гаутамы Будды было в различные времена и в различных регионах было искажено, то есть имело злотолкователей.
Приведем мнение выдающегося знатока восточных религий и философии Е. П. Блаватской, изложенное в произведении “Разоблаченная Изида”: “Когда духовная сущность навсегда освобождается от всех частиц материи, только тогда, она вступает в вечную неизменяемую нирвану. Она существует в духе, в ничто; как форма, как вид, как подобие чего-то, она совершенно уничтожена и, таким образом, не будет больше умирать, ибо, только дух не является Майей, но только реальностью в иллюзорном мире вечнопреходящих форм” [c. 418].
 И ниже в том же произведении: “Во время пребывания в нирване, в конечном блаженстве, Будда является безмолвной монадой, пребывающей во тьме и молчании; он является также брахмой, не имеющим формы, возвышенным, но непознаваемым божеством, невидимо объемлющим всю вселенную. Когда он появляется , желая запечатлеть себя в облике, понятном нашему интеллекту, назовем ли мы его аватарой, или  Царем, Мессией, или пермутациейбожественного духа, Логосом, Христом – все это одно и то же. Во всех случаях это “Отец”, который в Сыне, а Сын в “Отце”. Бессмертный дух осеняет смертного человека. Он входит в него, обнимает все его существо, делает из него бога, который нисходит в свою земную обитель. Каждый человек может стать Буддой, говорит учение” [c. 419].
 Обратимся также к фундаментальной книге О. О. Розенберга “Труды по буддизму”: “Наряду с хинаянистическим пониманием Будды возникло другое, новое учение о так называемых “трех телах” Будды, которое встречается у Ашвагхоши, а впоследствии у Васубандху. Согласно этому учению, личность, прошедшая через все ступени развития и освободившеяся от оков бывания, достигает состояния истинного бытия, состояния абсолютного; эта форма ее составляет так называемое “тело дхармовое” (“дхармакая”), т.е. совокупность истинно-сущих носителей-дхарм в их состянии сверх-бытия” [c. 189] .
 И ниже в том же произведении: “Личность Будды обладает, однако, кроме того, еще другим телом “самбхогакая”; термин этот принято переводить словом “тело блаженства” (body of bliss); имеется в виду следующее: Будда, дошедший до нирваны, до состояния истинного бытия, продолжает все-таки бывать в известном высшем смысле – мы бы сказали, жить в какой-то высшей форме, – и в этом смысле он обладает особенным телом, созданным его заслугами [c. 190].
 Исходя из вышеизложенных положений Гаутама Будда перед мыслящим человеком предстает как в высшей степени деятельный человек. Если допустить, что факты из жизни Будды, изложенные Е. И. Рерих в книге “Основы буддизма” соответсвуют действительности, то Будда выступает не как пассивный учитель небытия, отрешенный от реальности, но как выдающийся деятель своего времени, в том числе и как преобразователь индийского общества.
 Автору статьи напрашивается и следующий вывод – Будда учил высшей активности человека в которой и достигалось определенное освобождение от условий материального мира. Разумно допустить, что в понимании Будды труд, преобразовательная деятельность и творчество оценивались как высшая активность человеческого духа. Человек для которого любой труд, (будь то физический или интеллектуальный) не составляет бремени, уже поднялся на более высокую ступень своего развития. Ведь труд в самом широком смысле это и есть созидание. Будь это участие в фунуционировании общества, будь это создание материальной или интеллектуальной продукции или даже профессиональная утилизизация чего-либо. Все эти виды труда являются созидательной деятельностью человека. Если рассмотреть по записанным Е. И. Рерих преданиям о жизни Будды, то он вовсе не предстает человеком, главная цель деятельности которого находится в неком сверхчеловеческом трансе или сверхчувственном самогипнозе. В  VI веке до н. э. Индостан был полон отрешенных йогов, удалившихся от мира материи, событий и фактов. Подобным апатичным к жизни поведением не мог сделать реформу в жизни Индии Гаутама Будда. Он предстает еще и как подлинный представитель касты кшатриев, то есть воинов. Гаутаму Будду можно назвать духовным воином-преобразователем, который стремился в  VI веке до н. э. разрушить и эту кастовую систему, как тормоз развития общества.   

Цитируемая литература
1. Рерих, Е. И. Основы буддизма (Жизнь и учение Будды) / Е. И. Рерих. – Санкт-Петербург: [без изд-ва], 1992. – 55 с.
2. Блаватская, Е. П. Разоблаченная Изида. В 2 кн. Кн. 1  /  Е. П. Блаватская.  – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003. – 830 с.
3. Розенберг, О. О. Труды по буддизму / О. О. Розенберг. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 295 с.


Рецензии