Гл. 25 Под одним знаменем

Вместе с кунгуряками в рядах 416-го СП сражались уроженцы многих районов Молотовской области (ныне – Пермский край) и регионов страны.

230 ОРДИНЦЕВ…
О книге В.Н. Новикова «История, экономика Ординского района (версия 15.06.2005)», где есть информация о 416-м СП, мне  сообщил капитан второго ранга в отставке Евгений Петров. В главке «28 дней 112-й»  автор, говоря о формировании этой дивизии, пишет, что «уроженцы Ординского, Уинского, Юго-Осокинского районов в основном попали в 416-й СП. В Ординском районе на лагерные сборы были призваны 230 человек».

Описав короткий боевой путь соединения, говорит о печальной участи её бойцов: «Поскольку дивизия находилась в окружении, большая часть погибших до сих пор считается без вести пропавшими. В «Книге памяти» записано 185 уроженцев нашего района, служивших и погибших в 112-й СД, об остальных данные либо неполны, либо вообще названы лишь ФИО. Так вот, из 185 ординцев у 51 днем гибели поставлено 22 июня 1941 года, а у 53 – 22 июня 1942 года (?). При этом погибшими названы 14 человек, 2 умерли от ран, 2 погибли в немецком плену. Остальные 157 числятся без вести пропавшими».


ВЕРНУЛИСЬ ШЕСТЬ…
Автор называет 6-х ординцев, которые воевали в 112-й СД и вернулись домой. Это:

- Александр Иванович Кобелев (д. Притыки). Он был в числе тех, кто сумел вырваться в июле 1941 года из окружения. «В августе 1941 года за спасение жизни командира  награждён орденом Красной Звезды. Вскоре он был тяжело ранен – в госпитале ему ампутировали кисть руки. Осенью 1941 года Кобелев возвращается в Притыки, где избирается председателем колхоза им. Фрунзе»;

- Андрей Михайлович Сычёв (д. Курилово). «Воевал на Халхин-Голе, где был ранен, затем Финская, а летом 1941-го – 416-й СП. В августе 1941 года попал в плен, был освобождён в мае 1945, в составе 34 гсп освобождал Прагу, демобилизован в декабре 1945 года»;

- Григорий Иванович Онохов (д. Белое Озеро), Я.И. Паньков (с. Ашап), Г.С. Феденев (д. Толчея), И.С. Шипунов (д. Беляево).
Благодаря книге Новикова наш список воинов, сражавшихся в 416-м полку, пополнился на пять имён (фамилия А.М. Сычёва в нём уже была). Всего же в нашем списке 68 фамилий уроженцев Ординского района.


СЕМЁН АСТАШИН
Недавно, благодаря Евгению Петрову, мы узнали о судьбе ещё одного ординца, воевавшего в Кунгурском полку, - Семёне Андроновиче Асташине. О нём на сайте ординской газеты «Верный путь» (18.02. 2016) рассказала его дочь Людмила Семёновна Зотова. Воспоминания названы «Эхо войны. 10 лет за гнилую картошку». Автор рассказывает:

«Мой отец — Семён Андронович Асташин родился в 1910 году в деревне Яковлевке. До войны работал в колхозе «Ирень».
Помню, что папа каждую зиму был на лесозаготовках, а когда окончил курсы трактористов в Ашапской МТС, то работал на тракторе. Зимой практически жил в Ашапе, так как ремонтировал тракторы.
8 июня 1941 года его в числе других призывников призвали на военную переподготовку в Бершетские лагеря, и больше мы его не видели. Их направили в Кунгур в 416-й стрелковый полк 112-й стрелковой дивизии, который по землячеству называли Кунгурским. Именно эта дивизия сдерживала немцев в первые дни войны.
Было всего одно письмо, где он сообщил, что две недели выходили из окружения, питались ягодами и грибами. Больше от него не было ни слова. Похоронку мы не получали. Когда папа ушёл на фронт, мне было семь лет, сестре – пять, младшему брату — семь месяцев.
Вся тяготы легли на плечи моей мамы Натальи Григорьевны Асташиной…»

На долю этой семьи выпали тяжёлые испытания: в 1946 году мать «арестовали якобы за кражу колхозного имущества: зерна и гнилой картошки. Ей дали 10 лет...» Вернулась домой только после смерти Сталина, в 1953 году. Ей реабилитировали, «награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»


СЕМЁН МЕЗЕНЦЕВ
Расскажем ещё об одном воине Кунгурского полка, который возвратился домой. Это Семён  Григорьевич Мезенцев (1910 – 1995).  «При проведении поисковой работы с целью восстановления списка личного состава 416-го стрелкового, Кунгурского, полка 112-й стрелковой дивизии на официальном сайте движения  «Бессмертный полк» была обнаружена страница солдата, посвященная Семёну Григорьевичу Мезенцеву, - сообщил Евгений Петров. -   Автор страницы  Елена Анатольевна Токмакова из г. Краснотурьинска  Свердловской области поведала о боевом пути ветерана и выложила его фото.

Вглядываясь в черно-белый снимок старшины советской милиции, невольно представляешь, как под этим цепким, внимательным взглядом «поджимали хвост» хулиганы, жулики и бандиты. А, разглядев среди наград орден Красного Знамени, хочется просто вытянуться перед ним как по команде «Смирно!»

Семён родился 25 сентября 1910 года в посёлке Турьинские Рудники (ныне г. Краснотурьинск). С 14 лет, чтобы помочь родителям поднимать на ноги младших детей, пошёл на работу. Боевой путь начал в 1939 году на реке Халхин-Гол, где «искусными маневрами и стремительными ударами наших и монгольских войск японская группировка была разгромлена и отброшена от границы». В 1940 году участвовал в боях с Финляндией, где серьёзно отморозил руки и ноги. «Положение у Мезенцева оказалось настолько тяжелым, что врачи хотели ампутировать ему обе ноги. Он категорически отказался. В конце концов, ноги не только оказались целы, но и Семён Григорьевич снова смог вернуться в строй».

Летом 1941 года он – в составе Кунгурского полка: «17 июня 1941 года 416-й стрелковый полк завершил погрузку на станции Кунгур, и состав двинулся на запад. В составе эшелона ехал навстречу войне и Мезенцев С.Г. Старшина-разведчик стал старшиной в пехоте – царице полей.

Война, которой давно веяло, началась неожиданно: с тяжелым тупым гулом налетела на эшелон большая группа фашистских бомбардировщиков. Раздался грохот взрывов, в воздух полетели обломки шпал. Из развороченных вагонов слышались крики и стоны раненых, после чего, вдруг, внезапно наступила звенящая тишина.

Очнулся старшина в госпитале. У него были покалечены руки и ноги. Голень одной ноги была раздроблена так, что казалось ее не собрать. Невероятно болела голова – последствие контузии. Военные медики сделали все возможное и невозможное, чтобы сохранить ногу солдату. Но, на этот раз Семену Мезенцеву уже не удалось вернуться на фронт».

Судя по дате отправки в сторону западной границы Союза ССР – 17 июня, Семён Мезенцев был не в первом эшелоне, который, как известно, увёз подразделения 416-го СП из Кунгура на запад 13 июня и благополучно прибыл на белорусскую станцию Дретунь, где бойцы и встретили начало войны.

После длительного лечения старшина Семён Мезенцев вернулся в Краснотурьинск и сменил солдатскую шинель на милицейскую. «Без малого сорок лет своей жизни, в общей сложности, отдал Семён Григорьевич Мезенцев почетному и ответственному делу защиты Родины, оберегая её сначала от внешних, а затем и от внутренних врагов. С честью продолжил он дело своего отца, погибшего в годы гражданской войны.

Уже, находясь на заслуженном отдыхе, ветеран продолжал оставаться в строю. Постоянно приходил в отдел, где передавал свой богатый опыт молодым сотрудникам. При решении служебных вопросов давал ценные и мудрые советы. Участвовал в общественной жизни городского отдела внутренних дел, был активным членом Совета ветеранов при нём».
 

«ПОУЧАСТВУЮ В ПОИСКЕ…»
В следующих выпусках рубрики мы продолжим рассказывать о бойцах Кунгурского полка, в том числе уроженцев других уголков Пермского края и регионов страны, а сейчас отметим, что к нашей поисковой работе по воссозданию истории 416-го СП возрастает интерес читателей.

Об этом говорят отклики на публикации в газете «Искра», в частности, на статью «Погиб как герой – с гранатой в руке…» («Искра», 12 октября 2019 года).
Начальник отдела военно-патриотического воспитания ГБУ «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе Марина Дружинина:

«Я житель Звёздного, и мне тоже интересна судьба бойцов 112 СД: они уходили на фронт из Бершетского лагеря, а это и наша история… С удовольствием поучаствую в теме».

Вера Пьянкова (из письма поисковику из Латвии Алексею Мишину:
«Нам сегодня передали страницу «Искры» (в бумажном варианте) с просьбой помочь в поиске родственников красноармейцев – уроженцев Чердынского района, фамилии которых указаны в материалах газеты «Искра». В приложении к письму только одна страница из газеты «Искра». Но на этой странице нет имён чердынцев… Вероятно, до нас дошли не все страницы газеты. Не можете ли вы переслать другие страницы газеты или написать фамилии наших земляков – уроженцев Чердынского района, поднятых под Краславой? Мы бы поискали их родственников. Нас тоже интересует судьба 112-й СД: она наша, пермская, и в её составе был Березниковский полк, где было немало земляков-чердынцев».

Взаимопомощь в поисковой работе – дело необходимое. Без этого сложно достичь результата. Благодарим всех, кто, откликнувшись на публикацию в «Искре», участвует в поисках родственников уроженца д. Нивино Алексея Синицина (1916-1941), останки которого недавно подняты под Краславой. Мы, в свою очередь, сегодня (в «Справке») сообщаем информацию о том, где можно почитать наши материалы, опубликованные ранее в «Искре» под рубрикой «По следам Кунгурского полка». Кстати, уроженцы Чердынского района тоже, по всей видимости, сражались в 416-м СП,  по крайней мере, данные о 12-ти из них как о погибших в составе 112-й СД есть в «Книге памяти города Кунгура»…
ПОД ФОТО:

Семён Андронович Асташин (1910-1941) с женой Натальей Григорьевной.
Фото: архив Л.С. Зотовой, orda-gazeta.ru, 19.02.2016
("Искра", г. Кунгур, 14 ноября 2019 года)


Рецензии