Я не смогла дописать статью...

               
Накануне 9 мая 1976 года редакция газеты предложила мне написать к дате статью о том, как зверствовали фашисты в Одессе, и как простое население сопротивлялось немцам и румынам и помогало друг другу. Я тогда только уволилась из Медина и подумала, что материал из архивов Психиатрической больницы, где у меня осталось много знакомых на кафедре, будет необычным и свежим. О положении несчастных душевнобольных, которых оккупанты уничтожали без всякой жалости, мало кто писал.
Действительно, удалось застать еще тех врачей, кто помнил дни оккупации и узнать, что они пытались спасти, кого можно, таким способом. На тех больных, по которым внешне нельзя было определить заболевание, при малейшей опасности «проверки» надевались белые халаты и больные изображали санитаров и сестер. По уходе проверки  больные снимали халаты и укладывались в постель.
Но этого материала мне показалось мало. Я взяла в редакции ходатайство о допущении меня к архивам государственной научной библиотеки и отправилась туда.
Углубилась в чтение подлинных документов 1942-1945 годов. Сначала только одесских. Потом попросила предоставить и другие.
Наверное, нельзя было это делать.
Мне, во всяком случае.

Я читала строчки на пожелтевшей бумаге, написанные на машинке или от руки. Подписанные очевидцами чернилами, простой перьевой ручкой, а поверху стояла лиловая или синяя печать райисполкома или местного комитета компартии, эти странички были мертвы, но с них доносилось еще живое дыхание тех, кто погибал страшной смертью в жуткие годы.  От руки немцев, или румын, или своих же соседей и близких людей.
Мир перевернулся.

Одесса: справка. На Новом базаре пойманы  две прятавшиеся старые женщины - еврейки. Их раздели догола, привязали друг к другу и проехали по ним танком. На проезжей части улицы осталось полоса кровавого месива, с проступающими из нее желтыми кусками внутреннего жира.
Одесса: справка. Бабушка спрятала маленького внука на чердаке в цинковой старой выварке, забросав его мусором. Соседка выдала. Их расстреляли обоих, бабушку и ребенка в центре двора.
Львов: рассказ очевидца. Несколько немецких офицеров развлекались вечером выпивкой и болтали. Один из них похвастал, что может разрубить ребенка ровно пополам одним ударом топора. Выскочили на улицу и поймали первого-попавшегося мальчика 8 лет. Долго, с обсуждениями,  укладывали его получше, ноги коленками под себя, руки локтям внутрь, голову нагнуть и вниз. Офицер приготовился, прицелился и рубанул. Все захлопали, получилось! Ровно пополам.
Село: какое не помню. Немец заходит в хату, требует яйца и мясо. Хозяйка кричит, ничего нету, уже все забрали. Немец хватает с лавки ребенка двух лет и кидает его в отверстие горящей плиты.
Маленький город на Западе Украины: название тоже не помню. Вошли немцы, требуют выдать евреев. В школе учительница, ведет занятия в 4-м классе. Выводит  на улицу девочку-еврейку, 12 лет. Просит у немцев пистолет, велит девочке стать перед ней на колени и поднять кверху лицо. Стреляет ей в лицо. Лицо разлетается на куски. Она учила эту девочку 4 года.
Село: центральная Украина. Название не помню. Полицаи нашли в погребе спрятавшуюся мать-еврейку с девочкой 6-ти лет. Людей сгоняют на площадь и велят смотреть. Мать тоже. Девочку вешают на дереве головой вниз и постепенно сдирают с нее кожу, кусочками. Несколько человек селян, смотревших на это, ослепли.

А я онемела. Это только малая часть тех документов, которые я прочитала, и запомнила. Были вещи, которые даже сейчас я не могу описать и забыть.
Никогда не расскажу и не опишу. Это невозможно.
Их было неимоверно много, пожелтевших хрупких листов, сшитых в папки, за которыми кровь, боль, страх, смерть, подлость, предательство, неимоверная,  не укладывающаяся в голову жестокость. Человеческая. Звери так себя не ведут, не поступают.

Я не могла говорить. Когда хотела говорить, горло сжимала спазма и слова не выходили наружу.
Месяц меня лечили в дневном стационаре ПНД от невроза. От бессонницы. Кололи какими-то уколами. Я хотела найти врача-гипнотизера, который заставит меня забыть все это, такого не нашла.
Статью я не написала. Где-то на антресолях остались черновики к ней.

Я ничего не понимаю. Я не могу это понять. Не хочу, потому что тяжело потом начать складывать слова в фразы. Так, как будто ничего не было.
Меня спрашивают, почему вы пишете жестокие рассказы? Мои рассказы жестокие? Почитайте документы времен Второй мировой войны, когда вся человеческая мерзость всплыла в душах людей наружу и радостно нашла себе выход.

Просто с тех пор я поняла, что такое человек. И описываю его так, как вижу.

27 января 2020 г.






 
 


Рецензии
Вчера президент Украины обвинил СССР в развязывании войны... Как бы снова украинским евреям не пережить второй холокост. Все начинается с малого... Удачи.

Александр Аввакумов   28.01.2020 10:21     Заявить о нарушении
Це було можливо тільки до 1948 року. Тоді євреї були маленькою купкою беззахисних людей в оточенні великої за чисельністю маси мародерів, які їх вбивали заради їхнього мотлоха. Світ змінився, коли корінні насельці землі Обетованної повернулися на свою землю. Їх є кому захистити.

Виктория Колтунова   28.01.2020 22:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.