Про мокушку

Когда я была маленькая, мы жили мы под Ленинградом, в Песочной, в финском щитовом домике, в 10 км от Белоострова, а в детский сад меня возили на электричке в Репино. Детский сад был в большой усадьбе рядом с усадьбой Ильи Репина. Как говорили мои родители: "в Финляндию приходится возить ребенка в детский сад". Детский сад я переносила плохо, болела. Мой младший брат детский сад вообще не переносил, когда его туда приводили, он вставал носом угол, целый день плакал и ни с кем не общался. Пришлось нам нанять няньку, которой моя мама отдавала почти всю свою зарплату. А работала мама в Ленинграде, у Чернышевской, синхронным переводчиком для иностранных студентов Академии связи. Вот так много времени проходило в электричках.

Дом наш был в 1,8 км от железной дороги. Утром меня отвозил в сад папа, на станцию шли пешком, всегда опаздывали, поэтому шли с огромной скоростью, с тех пор я привыкла очень быстро ходить :). А вечером меня иногда забирала мама. Тогда папа приезжал за нами на финских санях на станцию, мы с мамой садились на сиденье, а папа быстро отвозил нас домой. Раньше зима длилась очень долго и выпадало очень много снега и из-за снега было очень весело. По утрам родителям приходилось полчаса откапываться от снега широкой лопатой, прежде чем мы могли выйти из дома на дорогу. Но поскольку мы с братом садик не переносили, нам наняли няньку. Её звали баба Варя Зорина. Суровая такая была баба Варя, худощавая, крайне экономная, если не сказать крайне жадноватая. Мне например от неё сильно попало, когда я съела пол-пачки какао в сухом виде, смешав это с сахаром. Какао было наше, не её, но она возмущалось: "тут можно было целый месяц какао варить, а ты его одна съела". И нянчилась она с нами с тех пор когда мне было 5 лет и до тех пор пока мне 10 лет не исполнилось, и потом ещё меня к ней года два отправляли летом в деревню Тальцы Мологские Новгородской области.

Теперь я понимаю, что у бабы Вари было много в привычках и в словах от вепсов. Чему она меня учила? Во-первых прясть: как распотрошить кудель, как крутить веретено. Вечерами она садилась прясть, у неё очень ловко это получалось и прялка уютно журчала, словно кот мурлыкал, а шерстяная нитка получалась довольно ровная. Она рассказывала мне, как раньше кроили сарафаны и мужские рубахи, показывала как вышивать крестом. Учила как собирать чернику с огромной скоростью, двумя руками одновременно, подвязав ведро к поясу, и у меня это отлично получалось :), а с черничных болот тогда взлетали глухари.

А за обедом она мне приговаривала: "Кушай мокушка, поправляйся". Я не знала, что такое мокушка, а вчера прочитала, что "мокушка" - это по-вепсски сдобная, белая пшеничная булка :). Поэтому и вспомнилось детство, и потому и пишу сейчас это. Ещё она меня учила печь калитки. Сейчас настоящие калитки мало кто умеет печь, в них стали добавлять масло, жир, от этого они становятся невкусными. Баба Варя пекла настоящие калитки: из ржаной муки на воде или на сыворотке, тесто раскатывалось в очень тонкий слой. Потом из этого теста делали кругляшки, вытягивали их лодочкой, клали начинку, чтобы начинка не растекалась края лодочки загибали, утрамбовывая пальцами. Начинка была из картофельного пюре, пшенной каши или из черники. Это было очень вкусно. И очень хорошо в доме пахло, когда калитки пеклись в печке. Ещё она пекла плюшки и косы из дрожжевого теста, им полагалось сначала "рассидеться" на противне, потом, когда они хорошенько подрастали, их ставили в печь.


Рецензии