Мозаичная готика космополита Каракиса

 Недавно натолкнулся в сети на одну фотографию 1944-го года. На ней советский солдат ведет пленных немцев. Казалось бы, ничего особенного, но подпись под ней гласила, что пленных конвоируют на строительство здания гостиницы «Москва» в городе Луганске. Все это было так зримо и поразительно, и не только потому, что я узнал родную улицу, представил этот конвой, услышал топот сапог и чужой говор колонны, испытал гордость за победившего солдата-орденоносца, вспомнил, что теперь это здание называется по-другому. Главное — потому, что память услужливо воскресила две мрачные, но милые мне легенды из детства об этом необычном и замечательном здании, а следом реальные истории о его строительстве и не менее легендарном украинском архитекторе.


 Здание на первый взгляд не вписывалось в рабочий город. Застроенный творениями монументального сталинского ампира и государственного неоклассицизма, город просто еще не дорос до такой эстетики. Казалось, с начала времен было здание, а город потом возводился вокруг, глядя на диковину серыми глазами колонн и карнизов с социалистической лепниной, как-бы извиняясь за убогие коробочки хрущёвок. В середине шестидесятых прошлого века, еще не видя этой гостиницы, я уже знал от дворовых мальчишек две легенды о ней. Первая рассказывала о том, что зданию уже больше ста лет, кто его построил, — неизвестно, но то, что жил в нем, ни больше ни меньше, сам граф Дракула, и теперь там встречаются привидения-вампиры, сомнению не подлежало. Когда я впервые увидел гостиницу издалека в вечерних сумерках, то не удивительно, что в старинных окнах почудились мне и мелькания белых саванов, и мерцающие отблески призрачных свечей. Находились среди нас такие, которые клялись на крови, что слышали в ночное время, как из дома доносятся волчий вой и страшный смех. Позже, когда я стал немного старше, этот миф сменился другим, менее ужасным, но, как казалось, — более правдоподобным. Чей-то дедушка кому-то рассказывал, что во времена последнего царя это была тюрьма. И для пущего страха добавлялось, что узники жили там сами за железными дверями, без единого надзирателя, иногда выбрасываясь из окон. Но после революции, конечно, рабочий класс всех освободил, устроил там гостиницу и назвал ее «Октябрь». В первом классе школы нам рассказали, что здание построили после войны немцы. Что это были за немцы, и почему они надумали строить в Луганске гостиницу, толком никто объяснить не мог. Одни утверждали, что это были пленные, другие, - что захватившие город фашисты… Приносили книгу известного луганского историка Бориса Локотоша «Очерки истории Луганска» где можно было прочитать такое: «Здание гостиницы «Октябрь» своим псевдоготическим стилем обязано пленному немецкому архитектору и сложено после войны по кирпичику военнопленными немцами во имя хотя бы того искупления своей вины за содеянное в нашей стране». Эта книга и сейчас у меня есть. В книге кандидата архитектуры В.И. Костина «Ворошиловград. Архитектурно-исторический очерк» говорится о том, что гостиница была возведена в 1952 году. В таком случае, как же ее могли построить пленные немцы, которых уже в 1947 не было в городе? Не обращая особого внимания на путаницу, мы верили в версию постройки здания пленными немцами. Так им было и надо, считали мы. Правильно, что наша армия заставила проклятых фашистов работать в Луганске и строить красивые дома. Гордость за справедливую советскую Родину несколько оттеняла горечь от того, что архитектором был тоже немец, а своих не нашлось, чтобы построить такую красоту. Но сам иностранный вид гостиницы подтверждал это, и желающих спорить тогда не было. Правда оказалась спрятана, как мне теперь кажется, намеренно в те, еще не так далекие от сталинской эпохи, времена. Во всяком случае, до нас, школьников, она доходила частями, не сразу и в разобщенном виде. А подлинная история постройки луганской гостиницы «Октябрь», в последующем «Украина», связанная все-таки с судьбой советского архитектора, оказавшегося в пятидесятых космополитом, теперь, конечно, мне известна. Вот она, без прикрас.


Изначально, в сороковых годах двадцатого века, на месте будущей гостиницы был пустырь. На пустыре стояло несколько одно-двухэтажных домов, разрушенных нацистами в феврале 1943 года. Гостиницу начали строить в 1944 году, сразу после освобождения Луганска. В 1947 строительство было окончено, а в 1952 году она приняла первых посетителей. Изначально и во время строительства название проекта было «Москва», однако из-за того, что открытие состоялось накануне праздника Великого Октября, в последний момент было принято решение назвать её «Октябрь». Для того, чтобы гостиницу каким-то образом связать с регионом, ресторан на первом этаже гостиницы назвали «Украина». Все архитектурные и строительные идеи, а также художественное оформление было выполнено архитектором Каракисом. Да, действительно, на ее строительстве использовался труд пленных немцев, которые находились на территории города. Но они выполняли только черную работу. Весь архитектурный надзор и художественное оформление делались только нашими специалистами. Никакой творческой мысли со стороны немцев здесь не было. Но почему тогда она выполнена в готическом стиле?

Кладка, которую несведущие в архитектуре люди принимают за готику или казацкое барокко ничего общего с этим не имеет. Это не классика. Гостиница — имитация Кремлевской стены с часами, как на Спасской башне. Поскольку самостоятельной идеи здесь нет, то, наверное, это все-таки соцреализм. Получается — вся история с немецким «Октябрем», вправду – миф, ибо вся заслуга немцев только в том, что они кирпичи подавали да раствор замешивали. Однако есть у гостиницы «Октябрь», а теперь «Украина» еще одна «легенда», с лихвой перекрывающая первую. Все дело в том, что архитектором здесь выступил Иосиф Каракис. Вряд ли это имя что-то говорит большинству, а между тем Иосиф Юлиевич – без преувеличения настоящая «легенда» украинской архитектуры двадцатого века.

Иосиф Юлиевич Каракис родился в городе Балта (Одесская область) в 1902 году. В 1919 записался добровольцем в ряды Красной Армии. С 1921 – художник Винницкого губполитпросвета; формировал для городского музея галерею и библиотеку из собрания княгини Браницкой в Немирове. В 1929 окончил архитектурный факультет. Тайком от родителей женился на студентке фортепианного отделения консерватории Анне Копман, одной из киевских красавиц. В довоенный период Каракисом было спроектировано множество жилых и общественных зданий, в числе которых – Еврейский театр в Киеве, здание Национального музея Украины и др. В годы войны Каракис занят на строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ростанкопроекте (Ростов-на-Дону, Ташкент), с 1942 по 1944-й он главный архитектор Архитектурно-строительного бюро Фархадской ГЭС (г. Беговат Узбекской ССР)…

Вот как описывает фасад гостиницы известный украинский архитектор В. В. Чепелик, и это просто поэзия: «Фасад здания украшает «мозаичный ковёр», а также вертикальные треугольные пилястры из белого силикатного кирпича. Пилястры поднимаются на все пять этажей, подобно кружевам окутывают здание гостиницы и эффектно контрастируют с красной стеной. Орнамент создан по всем правилам тектонической организации — орнаментального выражения «давления» нагрузки сверху вниз. На «короне» фасада здания — пятиконечная стилизованная кирпичная звезда с часами, а по бокам — силуэты башенок. Некоторые элементы схожи со стилем Кремлёвской стены (так как гостиница проектировалась и строилась как гостиница «Москва»). Созданный Каракисом орнамент преобразовывает плоскость стены в ковёр, выдержанный в тех художественных традициях, которые автор наблюдал в далёком детстве на Подолье. В этом узоре также прослеживается развитие орнаментальных традиций украинского модерна.»
Каракис долгое время проводил специальную лабораторную работу для возможности на долгие годы сохранить прочность кирпича. Так что, немцам бы еще у него поучиться. При работе над проектом гостиницы он изучал архитектурные формы ансамбля летней резиденции императрицы Екатерины Второй в Царицыно. Это яркий пример московской псевдоготики. Сразу же во время строительства в гостинице, занимающей пять этажей, были поставлены телефоны во все номера, что по тем временам считалось большим сервисом. Иосиф Юльевич очень много внимания уделял тому, как впишется его здание в ландшафт, ходил по улочкам Луганска, делал зарисовки, я видел их и они поразительны, даже романтичны. В них - любовь к моему городу. Изначально по замыслу зодчего за гостиницей планировался благоустроенный дворик и парковый сквер, однако к концу строительства комплекса убранство внутреннего двора сделать не получилось. В наше время этот проект тоже не смогли исполнить, хотя такие возможности были. И это очень печально. Зато в первом этаже расположился великолепный книжный магазин, любимый всеми нами с детства.
За нашу гостиницу «Октябрь» Иосифу Юлиевичу Каракису пришлось пострадать в свое время. В 1950 году П. Ф. Алёшин (Член Президиума и вице—президент Академии архитектуры УССР), выступая в Академии, отозвался о Каракисе: «Человек он одаренный», а через год, в сентябре 1951года состоялось очередное собрание с привычной для того времени идеологической «чисткой». В том году добрались и до архитекторов — в Киевском национальном университете строительства и архитектуры ими оказались член-кореспондент Академии архитектуры УССР, профессор Яков Штейнберг и доцент Каракис. За недавно построенную гостиницу Иосиф Юльевич был обвинен в украинском буржуазном национализме, а через некоторое время — в космополитизме, архитектурным вариантом которого выступает конструктивизм. Так же автору поставили в вину здание на Георгиевском переулке, 2, в Киеве (изначально с башенкой) которое лидер польской коммунистической партии принял за церковь. Штейнберг вынужден был «покаяться», Каракис вместо требовавшегося покаяния сказал только, что жил и работал по совести. Штейнберга оставили, а Каракиса через семестр уволили. Тринадцать его учеников написали коллективное письмо в защиту доцента, но оно не помогло. Потом, до самой смерти, он планировал здания школ, которые бы имели экологические зоны, и они строились. В нашем Луганске есть одна такая, нетипичная. За футуристические проекты арочных и башенных домов Каракиса прозвали "наш киевский Гауди", а он-то мечтал об экологичности жилья, опережая свое время.
Академик архитектуры В. И. Ежов вспоминает, что в одну из встреч на Русановских садах, когда они с Каракисом заговорили о позорном судилище, Каракис ответил: «А ведь могло быть и хуже. Готовили на Колыму. Я отделался легким испугом.» (И. Каракис (из книги В. И. Ежов. Полвека глазами архитектора.)
О внутреннем убранстве детские воспоминания приносят виды высоких сводчатых потолков, мраморных лестниц, дубовых панелей и кожаных диванов. Да еще парикмахерскую на первом этаже с веселым мастером своего дела, добрым евреем, имени которого уже не помню, только его осторожные прикосновения ласковых рук к моей вертлявой макушке. Он умел уговаривать.
Вот такая история. И немцы, в ней, как оказалось, выступают на вторых ролях. Но, как бы там ни было, главное, что мой город имеет такое прекрасное здание, ставшее его настоящей визитной карточкой благодаря архитектору Иосифу Юлиевичу Каракису.







Рецензии