Город брошенной руки-Антверпен

   На следующий день после посещения Брюсселя мы поехали в не менее знаменитый Антверпен, (второй после Брюсселя город страны) о котором  ранее я только читала. Как Санкт-Петербург называют «окном в Европу», так Антверпен называют «дверью в Европу». В нем мы провели около шести часов, побродили по старинным улочкам, побывали на центральной площади, в уличном кафе я попробовала фирменное антверпенское пиво. К слову сказать, Бельгия гордится своим пивоварением, здесь производят 2400 сортов пива.
    В самом начале нашего небольшого путешествия по городу меня ждал приятный сюрприз. Припарковав машину и немного пройдясь, присели мы с подругой на лавочку позади какого-то высокого бронзового памятника. Сижу и так задумчиво спрашиваю у своей подруги, интересно, кому памятник. Что-то он мне кого-то близкого напоминает…Она мне и говорит, похож на нашего Петра Первого, но откуда здесь может быть такой памятник?..Подходим спереди памятника и – на тебе, на самом деле - памятник великому российскому императору! Узнав об истории данного монумента, прямо гордость во мне взыграла. Я ведь рождена и воспитана все-таки в СССР, где гордились мы не историей отдельных государств, а историей всех пятнадцати республик - сестер. Хочу и с вами, дорогие мои читатели, поделиться информацией, которую я узнала.
    Оказывается, в Антверпене существует закон, по которому запрещено ставить в городе памятники политическим деятелям. Исключение как раз и составляет памятник Петру Первому. Он был установлен в 1998 году в рамках фестиваля «Дни Петра Великого». Место, на котором он стоит, выбрано не случайно. Именно напротив него, в аббатстве св.Михаила,  приехав с целью установления торговых связей между Европой и Бельгией (тогда она называлась Южными Нидерландами), в апреле 1717 года останавливался русский царь, который прибыл в Антверпен под именем простого матроса Алексеева, но был разоблачен собственной свитой. Антверпенская знать устроила в честь Петра Первого торжественный прием. Интересно, что на церемонии открытия памятника известным музыкантом Йо Хаазеном были исполнены те самые мелодии, которыми Антверпен встречал русского царя в том далеком XVIII веке. 
    Фигура Петра стоит на краю бронзового постамента, приподнятого сзади четырьмя ангелами. Там на особом диске находится надпись «Петр Великий» на фламандском языке и два медальона с гербами России и города Антверпен. Есть и текст: «Hier zette in 1717 de Russische tsar Peter de Grote voet aan wal». Примечательно еще то (и совершенно незаметно), что эффект динамичности скульптуры достигается за счет того, что одна рука императора на 20 см длиннее другой. Несмотря на это, внешний вид памятника совершенно гармоничен.  И последний, не менее любопытный факт: в основе внутренних конструкций Петра Великого – настоящие корабельные ванты, они закреплены внутри памятника между бронзовым кольцом в груди Петра и подземными опорами, создавая тем самым внутреннее напряжение и придавая монументу дополнительную устойчивость. Конечно, я сочла за гордость сфотографироваться возле такого знаменитого памятника.
    Пройдя вперед от скульптуры еще несколько метров, мы совершенно случайно наткнулись на огромный круизный лайнер, который стоял на приколе в порту слева от нас. Зрелище то еще, хочу я вам сказать. Восемь шикарных палуб, сверкающие огни, громкая музыка, движение! А пристань украшена старинными бронзовыми львами на постаментах. Кстати, антверпенский порт входит в двадцатку крупнейших портов мира и является вторым в Европе после нидерландского Роттердама.
    По пути к центральной площади города мы увидели множество картинных галерей и выставок скульптуры. В некоторые из них мы заходили, осматривали экспонаты. Цена их – от 1500 евро и выше. Позднее я узнала, что на территории этого замечательного города расположено 100 картинных галерей(!).
    На антверпенских улицах раскинулись разноцветные ярмарки, где можно приобрести все, что угодно. По пути зашли в маленький антикварный магазинчик, где увидели даже наших русских матрешек.
    Но вот мы, наконец, на центральной площади Гроте-Маркт. Здесь в большом количестве расположены самые важные достопримечательности Антверпена.  Там я сфотографировалась возле городской ратуши, построенной в бельгийской (фламандской) художественной традиции еще в 1561-65 гг. Маленькую копию этой ратуши я видела в Мини-Европе. Понравился мне и фонтан, украшенный скульптурным изображением романского солдата Сильвиуса  Брабо. Существует связанная с этим фонтаном легенда о происхождении названия города. Якобы был такой великан Дрюон Антигон, который брал с моряков неимоверную пошлину. Если кто не хотел платить, ему отрубали кисть руки. Сильвиус Брабо вызвал великана на бой, победил его и подверг жестокой участи: отрубил кисть руки и выбросил в реку Шелду. Отсюда и произошло название «Антверпен»: «handwerpen» – бросать руку.  Город брошенной руки. Хотя ученые считают, что оно произошло от слова «de aanwerp» (песчаная отмель). В любом случае, легенда величественная, как и сам памятник.
    Огромное впечатление на меня произвел Кафедральный собор  богоматери, заложенный  еще в 1352 году, но считающийся незавершенным до сих пор. Он – действующий, и мы как раз попали на службу. Везде горели свечи, и под самыми сводами звучала красивейшая органная музыка. В ней, помимо целого ряда знаменитых работ  Питера Пауля Рубенса (поражающие воображение триптихи «Снятие с креста» 1612 г., «Воздвижение креста» 1609-1610 гг. и полотна «Вознесение Марии» 1626 г. и «Воскрешение Христа» 1612 г.), есть еще картины таких художников, как Мартин де Вос, Якоб де Бакер и Отто ванн Веен. Колокольня этого Собора (высота 123 м) входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, до наших дней Антверпенский Собор богоматери дошел в сильно измененном виде, так как в XVI веке были полностью уничтожены картины, фрески, многочисленные реликвии, усыпальницы и десятки алтарей.
    Возле Собора богоматери находится бронзовый памятник самому Рубенсу, построенный к его 200-летию в 1840 году. Прах величайшего мастера фламандской живописи покоится здесь же, в Антверпене, в Соборе Святого Якоба, который знаменит еще и тем, что в нем  находится  известная на весь мир картина Рубенса «Святое семейство». 
    Такая вот замечательная поездка у меня получилась. Надеюсь, что это только начало моих путешествий по Европе. Впереди еще много интересного.


Рецензии