Непрочитанное

Всем, наверное, случалось зависнуть со старой книгой, найденной во время уборки или вынужденного отбора книг на исход в чулан. Ты заново переживаешь когда-то прочитанное, забытое, вдруг высвеченное возрастным восприятием по-иному. И удивляешься, что вот-де искал созвучное тебе или ответ на твои вопросы в новых романах и трудах, а оно —вот где: в известной, прочно забытой книге.
Мы бесконечно ищем новое. Не успевая усвоить только что узнанное, косимся глазом на свежую информацию. Как модно сейчас говорить, мы «подсажены» на постоянную смену информации. И очень обидно за авторов прошлых веков, которые по-настоящему нами не прочитаны, не оценены. Мы надеемся на необыкновенный шедевр, который бы открыл нечто невиданное, поразил новизной мысли. А ведь всё сколь-нибудь значимое уже сказано, и сказано талантливо. А новое зачастую оказывается, извините за банальность, хорошо забытым старым, только вторичным и слабым. Пример? Пожалуйста. На мой взгляд, разрекламированный в своё время «Алхимик» Паоло Коэльо уступает роману Германа Гессе «Сиддхартха» на подобную же тему поиска Пути (с опорой на восточное мировоззрение). Взыскующий истины находит у немецкого писателя метафору важных этапов постижения жизни человеком, его взаимоотношений с миром и, прежде всего, пути к себе. Гессе не только глубже, но и сложнее.
Утверждение, что книжная мудрость и опыт духовных учений непередаваемы без прохождения своего пути, очень ценно для современных читателей, желающих всего и сразу, и задаром. И понимание, что сам процесс поиска не менее важнее результата, и многие другие мини-открытия.
Когда я была на грани отчаяния, мне вспомнились переживания героя, прошедшего те же этапы жизни, снятие иллюзий шаг за шагом.

Мой Гессе
Последние иллюзии уходят с драмой,
Как и положено— с надрывом, в Лету!
Браво, мудрый Гессе, браво!
Всё, как изложено поэтом:
Утоленье страсти,
              искушенье знаньем,
………………….. дети…
Пройдено! Оплакано! Отметины—
Выжжены!
Маячат новых очертанья?*

Недавно на глаза попались очерки «Бракосочетание в Типаса» и «Возвращение в Типаса» Камю. Ах, как же они живописны! Альбер Камю вообще-то связан для нас с мрачноватой философией. И вот пожалуйста: если вы ищете нечто примиряющее с жизнью, некий коктейль восторга перед Бытием и умиротворяющую медитацию в слове, —возьмите в руки «Бракосочетание…». Я не смогла оторваться. «Нет, дело было не во мне и не в мире, а лишь в гармонии и тишине, рождавшими между мною и миром любовь. Любовь, на которую я не имел слабости притязать как на свою исключительную привилегию, с гордостью сознавая, что разделяю ее с целым племенем, рожденным от солнца и моря и полным жизненных сил, — племенем, которое черпает свое величие в своей простоте и, стоя на взморье, отвечает понимающей улыбкой на лучезарную улыбку неба.»
Ищем-ищем философское подспорье, новые краски для картины мира, а они вот, рядом, на книжной полке.
 «Губы, как корни, пили любимое существо». Как эротично и как целомудренно-нежно, ведь правда? Это из прекрасной, почти забытой повести Ромена Роллана «Пьер и Люс», кстати, звучащей мощным протестом против войн.

А что касается поэмы Максимилиана Волошина «Путями Каина» с подзаголовком «Трагедия материальной культуры», то она и вовсе кажется настолько актуальной по мысли, обобщениям и языку, что удивительно, как так получилось, что этот шедевр ещё не изучают в школе в качестве своего рода иллюстраций к истории человечества.
К запретным тайнам подобрал ключи,
Освободил заклёпанных титанов,
Построил им железные тела,
Запряг в неимоверную работу:
Преобразил весь мир, но не себя
И стал рабом своих же гнусных тварей.
Каждая глава—откровение. А главная мысль—в подзаголовке: человечество несчастно, потому что «век восемнадцатый дезинфицировал мозги от веры», потому что фетишем стали деньги, вещь.

Мудрствуют по поводу позитивного мышления, и многим кажется, что аффирмации Луизы Хей и других гуру нашего времени— это ново. Это не так. Во-первых, мыслями о саногенном мышлении полнятся почти все духовные учения. Во-вторых, был и есть прелестный роман Элинор Портер «Поллианна». Если не читали, то возможно видели его экранизацию. Главный урок, данный отцом девочки перед уходом из жизни: начинай день с поиска радости. Это и спасает девочку-сироту в её непростой жизни. На фейсбуке есть страничка, где подобная терапия предлагается для преодоления зимней депрессии: найди три хороших дела\впечатления…\, случившиеся с тобой сегодня. И это правильный подход в нашей не очень-то располагающей к веселью реальности.
А как остроумно забытое эссе Г. К. Честертона «Хор»! Вот даже и не буду пытаться пересказывать, ускользнёт тонкость философа. Хотела отдать в библиотеку лишние книги, в том числе сборник «Самосознание европейской культуры ХХ века», полистала……и зависла именно на этом, чувствуя, как от наслаждения бегают пресловутые мурашки по телу и в душе (см. начало)). И теперь в минуты уныния я вспоминаю оптимистичный хор человечества из эссе и невольно улыбаюсь.
«Юриэль Мэйблум мрачно смотрел на свои сандалии. Он понял наконец, как бессмысленны и бесчеловечны путы, связывающие мужчину и женщину; понял, что каждый из них должен идти своей дорогой, не пытаясь перекинуть мост через бездну, разделяющую души». И тут ворвется оглушительный хор бессмертного человечества: «А я буду верен любимой моей, если не бросит меня».
Технологический прорыв в кибернетике поставил нас перед новыми проблемами: может ли быть нечто подобное сознанию у машины; может ли возникнуть свобода воли у робота; можно ли создавать самопрограммирующиеся устройства и т.д. Научная фантастика всегда была полем виртуального эксперимента. Сейчас добавим и кино. Помнит ли кто-нибудь совершенно гениальную, на мой взгляд, «Маску» Станислава Лема? В этой небольшой книге достаточно ответов на примере метаморфозы существа, запрограммированного на убийство, преследование: от образа любящей роковой красавицы до жуткой металлической сороконожки; его (её) рефлексии. А мотив ответственности науки у Лема звучит рефреном во всех его произведениях.
Разве можно добавить что-то существенное в теме о Системе бюрократии по сравнению с кафкианским «Замком»?  Образ настолько яркий и безутешный, что всё остальное может лишь «разжижать» впечатление. Новые детали не всегда нужны. И антиутопия Дж.Оруэлла исчерпала тему, как мне кажется. Конечно, если читать эти шедевры внимательно и уж, конечно, не адаптированными. Сейчас ведь в целях экономии времени многое приспособлено именно к ознакомлению. Существует целый проект, Bover, создающий материалы, в сжатой форме излагающие суть книги. О времена, о нравы!
В области музыки всё то же. Большинство упивается адажио Альбинони (настоящий автор Ремо Джадзотто), барочная пьеса растиражирована в каверах донельзя. А рядом скромно стоят тени Баха, Пёрселла, Генделя…Впрочем, это уже на другую тему, о классике популярной и не очень, мейнстриме и музыке для ценителей. До встречи, друзья. И прошу извинить за мой, как всегда, очень субьективный подбор.

* моё ст.
Худ. Алан Томаш Копера
(публикация в №1 -2020, ж. "Маладосць")


Рецензии