Код Вселенной. Лекция. Параграф 5
Речь идет о том, что указание на так называемую компенсаторную функцию культуры, позволяющей исправить «ошибку природы», должно быть дополнено признанием эволюционной значимости социокультурной среды обитания человека, которая, возможно, является одним из главных факторов эволюции человека, а не эволюционной резервацией, в которой законы эволюции уже не действуют.Так параллельно с философской и теологической идеями, уже начиная с эпохи Возрождения, возникает и развивается научная идея человека.
Сдвинувшись слегка в «научное поле» можно говорить о рефлексивном измерении человеческого сознания, которое функционирует в своей данности, подлежащей описанию и теоретическому постижению, традиционная метафизика называла такую присущую ему способность «разумом», а позднее сдвинулось к идеальному, обозначаемому в своей всеобщности – «духом».
Если понимать практику как систему развития духовного в человеке, то наряду с учетом того, что психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) способного отражать объективную действительность и на этой основе формировать психический образ, с помощью которого регулируется деятельность и поведение человека, мы должны и рассматривать и другие аспекты понимания психического. И все многочисленные проявления человеческого бытия - биологическое, духовное, все его отношения к окружающему миру - обретают свою значимость и смысл, а, следовательно, и прерогативы своего бытия, но если они соответствуют таким фундаментальным нормам общественного бытия как право, истина, справедливость, красота.
Человеческая сущность налицо только в общении, в «единстве человека с человеком» . Постепенно сам человек становится все более функциональным, что легко можно раскрыть на примере взаимодействия с обществом, в ее общефилософском представлении. В экзистенциальной философии, К. Ясперс считал, что человека, конечно можно исследовать в качестве тела – в физиологии, души – в психологии, общественного существа – в социологии, т.е. исследовать его как продукт природы и истории. Но всё это, по его мнению, “скорлупа”, потому что человек – это всегда нечто большее, чем он о себе знает и может знать.
Язык, как и другие способы передачи информации, принято рассматривать как системы знаков. Важность знаков заключается не только в том, что они замещают реальные предметы, а в большей степени в том, что они выступают как инструменты познания, значительно выходящие за пределы непосредственных данных восприятия. Но если же сопоставить хронологию возникновения философии, даже с тем что будет учтены те ее те знанийные формы, которые лишь считаются предпосылками, то суммарно очерчивается лишь немногие последние тысячелетия, в то время существование человека исчисляется миллионами лет.
Многочисленные научные исследования, касающиеся информации выявили связь, объясняющую перемены в структуре человеческого познания, которые выражены тем, что произошел сдвиг, смещение акцентов «от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы бытия к признанию разнообразия в качестве базового принципа научного исследования» (СФС, С. 270).
Человек в философии Платона, соотнесенный с надвременным миром идей, представлял собой абстрактный образ, то у Аристотеля - происходит конкретизация и индивидуализация данного образа, ведь им объясняется, что субстанция в философии является тем предельным основанием, позволяющим сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, устойчивому и самостоятельно существующему.
Философское представление В. Франкла о человеке , изложенным в ряде его работ дает ясное представление о том каким образом, можно представить существование современного человека в многомерной реальности.
Свидетельство о публикации №220012700218