Классики о восстании декабристов

Представляется не без интересным вспомнить, как относились к восстанию декабристов такие выдающиеся деятели культуры и современники событий, как П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин. Особенно, пожалуй, Чаадаев, либерал и западник. Нам ведь пытаются доказать, что декабристами руководили передовые западные идеи. Чаадаев был близок со многими декабристами, состоял в масонских ложах. Хорошо известна его дружба с декабристом Якушкиным. Есть сведения, что Якушкин принял Петра Яковлевича в одно из обществ. Во время восстания Чаадаев находился за границей. При возвращении в Брест-Литовске он был подвергнут допросу. Декабристы во время дознания не показывали себя героями, а сдавали людей, даже не замешанных в выступлении пачками. Следствие не сумело доказать причастность Чаадаева к событиям.
По прибытии в Россию Чаадаева ждала слава, благодаря публикации «Философических писем». И уже в первом из них он пишет о декабристах. «В другой раз другой великий монарх (первый Пётр Великий, здесь речь об Александре Благословенном), приобщая нас к своей славной судьбе, провёл нас победителями от края до края Европы; вернувшись из этого триумфального шествия  по самым просвещённым странам мира, мы принесли с собой одни только дурные понятия и гибельные заблуждения, последствием которых была катастрофа, откинувшая нас на полвека назад». Известна и другая форма последней идеи. «Полагал выступление декабристов провокацией, отбросившей Россию на 50 лет назад».
Солидарен с ним и Александр Пушкин. «Ясно, что походам 1813 и 1814 года наших войск во Франции и Германии должно приписать сиё влияние на дух и нравы того поколения, коего несчастные представители погибли на наших глазах….Праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твёрдых познаний должно приписать сиё своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательной крайности, коих начало есть порча нравов, а конец погибель».
Все знают знаменитую фразу Пушкина «И я мог быть с ними…», но она была длиннее. «И я мог быть с ними, как шут».
В этом же контексте и известный сарказм Грибоедова. «Сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России».
Что можно сказать в заключении. Наши герои сочувствовали идеям декабристов. Дали  оценку их выступлению. Ну и они, конечно же, сочувствовали каторжанам декабристам.


Рецензии
Ну, тут как со всеми революционерами, проиграли, значит глупцы, бездари и жертвы режима, а победили — герои и гении. Правда из революционеров редко выходят стоящие правители, чаще кровавые диктаторы, и если добиваются чего, проливая океаны крови. И уж конечно, способ выбрали заранее провальный. Надо было как с Павлом, прикончили потихоньку и вот уже на коне. С уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   02.02.2022 18:42     Заявить о нарушении
Любопытные мысли у Вас, Александр!

Игорь Тычинин   02.02.2022 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.