Утренний чай

Что может быть проще, чем выпить утром чашку горячего чая? Наверное, для части жителей нашего города это простой вопрос. Конечно, многие скажут: «Я утром пью кофе», кто – то предпочитает и другие напитки, а может и рюмку водки, банку пива. Всякое в жизни бывает. Есть конечно и такие, кто утром вообще ничего не ест и не пьет. Дотягивают свое лежание в постели до крайнего времени, вскакивают, кое - как умываются, одеваются и бегом из дома по делам. Но я хочу рассказать не об этом. И не о том, первом в этот день, бокале предпочитаемого вами напитка, выпиваемого за завтраком еще дома, перед выходом в будний день на работу. Я о другом, более интересном.
Урал, зима, середина января, среда, 5.50 утра. Звенит будильник, пора вставать и собираться на работу. Решительно сбрасываю с себя теплое одеяло, рывком сажусь. Ноги сразу попадают в теплые меховые тапочки, нахожу махровый халат и накидываю на себя.  В комнате прохладно. Встаю и подхожу к окну, чуть отодвигаю штору и с опаской вы-глядываю за нее, от стекла веет холодом. Темно. На черном небе холодным светом мер-цают звезды, луны не видно. Напротив, через улицу, в окнах жилого здания из – за за-дернутых штор кое где пробивается робкий свет, кто– то уже тоже встал. Внизу фонари ярким светом освещают заснеженную улицу, на соседнем перекрестке желтым глазом весело подмигивает светофор. Ни машин, ни людей в такую рань на нашей небольшой улочке пока не видно. На термометре, укрепленном на раме за окном, в слабом отражен-ном свете с трудом можно разглядеть красную полоску, остановившуюся напротив цифры – 25. Легкая дрожь пробегает по телу. Ну что ж, зима! Все равно придется выходить в эту темень и холод. Зашевелилась жена, поправляя и подтыкая под себя отброшенное мной одеяло, холод пробрался и к ней. «Спи, еще рано, я ушел» - говорю шепотом, наклоняясь к ней, целуя в лоб и плотнее укутывая одеялом. «Угу» - довольно мурлычет она в ответ и, поджав ноги, уютно свернувшись на боку клубочком, снова засыпает. Прикрыв за собой дверь в комнату, иду собираться.
На все про все у меня 50 минут. Распорядок жесткий и заведен мной давно. На кухне зажигаю газ, ставлю на плиту чайник, пока он закипает, иду в ванную - умываюсь, бреюсь. Вот и чайник весело засвистел. Заливаю кипятком овсянку, наливаю чай. Вклю-чаю маленький кухонный телевизор, громкость ставлю на минимум, как раз в это время - гороскоп по знакам Зодиака. Что готовит мне сегодняшний день? Вроде ничего страшного, все нормально. Это добавляет бодрости и настроения.  За словами диктора быстро закидываю в себя кашу, запиваю чаем. Тарелку и чашку оставляю в раковине, мыть некогда. Но это так, отговорка для себя. Одеваюсь в коридоре в заранее приготовленную одежду: обязательно термобелье, уж извините за столь интимную подробность, рубашку, джинсы, носки потолще, теплый свитер, пуховик, меховые высокие ботинки на толстой подошве, шапку, на которой сразу опускаю уши, перчатки пока засовываю в карманы. Через голову закидываю сумку на ремне и задвигаю ее за спину. Все, готов к выходу. Но надо на несколько мгновений остановиться: «Все ли взял, ничего не забыл?». Хлопаю се-бя по карманам, телефона нет. Как всегда! Телефон на зарядке у телевизора на кухне. Отсоединив его от провода, убираю во внутренний карман куртки, чтоб не замерз. Те-перь все на месте. Выхожу из квартиры. Осторожно, чтобы не хлопнуть, прикрываю дверь, щелкает замок, вставляю и проворачиваю ключ. Мой маленький уютный мирок остался позади, я уже отрезан от него. Передо мной другой мир. Подъезд, двери чужих квартир на нашем этаже, такие же двери ниже, выше. За ними везде люди, укрылись в своих клетушках, создали свои маленькие мирки, чувствуют себя там защищенными от внешней среды, человеческого социума. Но все это очень условно: и кажущаяся безопасность, и отгороженность. Вызываю лифт, первый этаж, вестибюль подъезда, за мной глу-хо хлопает дверь на улицу. Я во власти мороза. Запасенного тепла хватит ненадолго, по-этому надо двигаться и сразу идти вперед.
На работе мне надо быть в 9, сейчас 6.40, у меня в запасе 2 часа 20 минут. Можно сесть на автобус, и он довезет меня до места за полчаса. Но что мне там делать в такую рань? Моя цель – утренняя прогулка, моцион. Эту привычку я выработал давно, постепенно удлиняя маршрут и время, отведенное для ходьбы. Пройти утром 6 километров – теперь для меня норма. И не важно, какое время года, зной или холод, дождь или снег.
Сегодня передо мной тротуар, слегка припорошенный девственно чистым ночным снегом. Ни одного следа, я иду по пустынной улице первый и слышу приятный скрип под ногами. Изо рта, в такт дыханию, вырывается  струйка белого пара. Оглядываюсь назад и в свете фонарей вижу тонкую, слегка извилистую цепочку своих следов с вывернутыми наружу носками. Смешно, но такая уж у меня походка. Две тени от моей фигуры, впереди и позади меня, по очереди синхронно то вырастают, то почти пропадают, показывая мое движение мимо фонарей.
Термометр, показывая температуру у окна, через которое проникает тепло из до-ма, обманул меня градусов на пять в плюс. От легкого движения холодного воздуха начи-нает прихватывать щеки. Чтобы не обморозиться – растираю их руками в перчатках. Но у меня еще есть резервы для утепления. Одеваю сверху шапки большой и теплый капю-шон пуховика, его края выступают вперед, и лицо оказывается внутри импровизирован-ного домика. Холодный ветер скользит по куртке и не проникает внутрь. Руки в перчат-ках засовываю в карманы и продолжаю путь. Становится теплее, но останавливаться нельзя. От скорости зависит количество тепла, поступающего от работающих мышц. А чтобы не замерзли пальцы ног, приходиться при ходьбе в такт шагам сжимать и разжимать их. Сначала это не просто, потом привыкаешь. Правда, походка от этого становится слегка подпрыгивающей. Со стороны, наверное, я выгляжу странно. Но мне до этого дела нет. Я все убыстряю шаг и втягиваюсь в свой рабочий ритм. Хорошо!
Когда – то давно, мама, увидев со стороны, как я иду, сказала мне: «У тебя де-душкина походка, он также ходил». А мой дед прошел пешком от Москвы до Берлина, и путь этот затянулся с 1941 по 1945 годы. Я горжусь своим дедом, он очень любил меня, и я люблю его. Поэтому в чем – то похож на него, перенял черты его характера, походку.
Наша дорога вывела меня к перекрестку с более широкой улицей. Здесь светло от современных ярких фонарей, изредка пролетают машины на зеленый свет работающего светофора.
Одинокая фигурка женщины в короткой шубке, с закутанной в платок головой, стоит напротив через дорогу у края тротуара. Только два глаза видно в прорезь заинде-вевшего от дыхания платка. Дожидается нужного сигнала светофора, постукивает одной ногой о другую, засунув руки в рукава шубы, как в импровизированную муфту. Сапоги у ней точно не для такой погоды: подошва тонкая, каблук шпилькой. Как вообще женщины в такой обуви ходят, да еще зимой? Замерзла. Но что делать – дань моде. Почему она здесь в такую рань? Откуда? Куда идет? Но точно не гуляет, и не спешит на работу. Я не жду, когда красный свет сменится на зеленый, а поворачиваю направо и перехожу улицу по разрешенному сигналу перпендикулярно своему прежнему движению. Замерзшая женщина остается в стороне, вне поля моего зрения, исчезает из моей жизни.
У меня свой принцип прокладки маршрута. Намечаю только промежуточные основные точки. На перекрестках не жду зеленого сигнала по ходу своего движения, а сразу перехожу улицу в сторону разрешающего света. Почему так? Не знаю. Но словно кто – то невидимый указывает мне нужный путь и руководит моими действиями. А в важные для меня места я все равно попадаю. Есть и еще один удивительный момент в ощуще-нии окружающего меня мира. Доведя до автоматизма свою ходьбу, я не отвлекаюсь на нее, и получается так, что не замечаю собственного перемещения. Словно я стою на месте, а город, с домами, улицами, фонарями, машинами, людьми, медленно проходит мимо меня.
Вот так. Незаметно для себя уже прошел примерно половину своего намеченного пути и оказался в одной такой промежуточной точке. Небольшая круглосуточная закусочная на первом этаже жилого дома на тихой улочке. Из ее двух окон льется приятный, мягкий, приглашающий зайти свет и ложится неровными  светлыми четырехугольника-ми на тротуар, прогоняя тьму. На такой свет, лежащий на земле, почему – то не хочется наступать. Он словно живой. Его и жалко, но его надо и опасаться. Вдруг, оказавшись в таком светлом пятне, тебе откроется дверь в иной мир, попадешь в него, и уже никогда не вернешься обратно. Улыбаетесь? Недоумеваете? Не понимаете? Пусть будет так. Написал о том, что почувствовал.
Все же обойдя лежащий на земле свет стороной, поднимаюсь по ступенькам на крыльцо кафе, открываю тяжелую дверь и захожу внутрь. Смотрю на свои наручные ча-сы: 7.25. Что ж, прошел в хорошем темпе. В кафе тепло, никого нет, только за стойкой буфета появляется молодая девушка – продавец.
- Здравствуйте – слышу ее приветливый голос.
- Доброе утро – отвечаю я – мне черный чай с лимоном и две шанежки с картошкой.
- Шаньги подогреть? – спрашивает продавец.
- Да, конечно – утвердительно и удивленно отвечаю ей. А про себя думаю: «Как можно есть холодную еду, да еще зайдя с улицы в такой сильный мороз. Сейчас главное мое желание – согреться».
- Пятьдесят два рубля – слышу стоимость моего заказа. Снимаю перчатки, засовываю их в карманы, достаю кошелек, расплачиваюсь. Продавец уходит в подсобные помещения, я остаюсь в маленьком зале один.
Беру кружку с чаем, тарелку с уже подогретыми шаньгами и сажусь на мягкий ди-ван за стол, стоящий у окна. Пока снимаю только шапку, а куртку лишь расстегиваю. Еще не согрелся. Обхватываю прозрачную кружку с чаем двумя руками и подношу ее ко рту. Руки от чашки быстро согреваются, но пить пока не могу, чай обжигает губы. Вот он, тот утренний чай, о котором я хотел рассказать.
От кружки поднимается горячий пар, и я смотрю через него на искаженный маленький мирок кафе. Колышутся стены, столики, стулья, изображение на телевизоре, висящем на стене напротив. На телевизоре включен музыкальный канал, движутся безли-кие фигуры в такт пустой однообразной музыки. Я начинаю воспринимать изображение и звук телевизора как шум, и он, постепенно затихая, уходит все дальше от меня. Повер-нув голову вправо, смотрю в темное окно, отражающее зал, вижу себя, сидящим за сто-лом с чашкой в руках. В простенке между окнами висит большое зеркало – в нем также отражается зал кафе. Но вдруг, в этом отражении вместо телевизора я вижу камин, с го-рящими в нем поленьями! Колышутся языки пламени, облизывая березовые дрова, ис-кры вместе с дымом улетают в трубу. Странно. Медленно поворачиваю голову обратно – вот он, телевизор, с мельтешащими фигурами. Опять смотрю в окно и зеркало. Они, вместе со стеной размываются и исчезают, пробегают синеватые искры, красные точки в хаотичном порядке зажигаются и гаснут, обозначая невидимую границу  – а за ней уже не отражение кафе, там свой, другой мир: горит огонь в камине, а на меня смотрит мой двойник! Не торопясь отпивает из кружки чай, на его лице, в отличие от моего недо-уменного выражения, улыбка,  он уже снял куртку, вытянул в сторону камина ноги, тоже греется. Озноб пробегает по моей спине, но это уже не от холода, а от столкновения с не-реальным. Не выдерживая взгляда двойника, закрываю глаза и тоже начинаю малень-кими глотками пить горячий чай, чтобы хоть как – то успокоиться. Но вместо этого еще глубже погружаюсь в увиденное – слышу легкий треск горящих поленьев  и даже ощущаю приятный запах березового дымка! Меня словно затягивает в тот, другой мир, и становится страшно! Вот – вот искрящаяся граница между мирами сдвинется в мою сторону, пройдет через меня, и я окажусь там! А что дальше?
Внезапно хлопает входная дверь, врывается холодный воздух с улицы, раздаются шаги, слышится разговор и хохот людей. В кафе появились шумные посетители. Их приход послужил толчком со стороны моего обыденного мира, открываю глаза, оборачиваюсь – два таксиста зашли перекусить. Я осторожно поворачиваю голову в сторону окна -  обычное отражение зала кафе, я есть я, телевизор на своем месте и показывает незатей-ливый клип с громкой музыкой, новые посетители делают заказ у прилавка продавцу.
- Фуу!– я с шумом выдохнул, оказывается, несколько мгновений даже не дышал. «Отлегло, отпустило, отхлынуло, спасен!»- это уже мысли пронеслись в голове. Но мое восклицание видимо прозвучало громко вслух. Таксисты оглянулись в мою сторону, и пришлось сделал вид, что с таким шумом пью чай. «Я в своем мире» - ем теплые шань-ги, допиваю чай, закусываю все лимоном. Исчезло наваждение, пропало без следа. А мне вдруг стало грустно, улетучился страх, и захотелось продлить мгновения соприкосно-вения  с тем миром, краешек которого я увидел. Но эта нежданная встреча прервалась безвозвратно, по крайней мере теперь. Доведется ли когда- либо опять увидеть и испы-тать такое- не знаю.
 Одеваюсь, в поле моего зрения попадают часы на руке. Что это? Не может быть! 8.30– прошел целый час! Вот это да! Но размышлять о пролетевшем времени уже неко-гда, упаковавшись от холода, выхожу на крыльцо. Я опять во власти зимы, мороза. Слева и справа от меня два пятна света, падающих из окон кафе. Спускаюсь с крыльца и подхожу к левому пятну, по ходу своего дальнейшего движения, останавливаюсь в раздумье: «Шагнуть прямо?» Нет, все же не решаюсь, и обхожу его по самому краю тротуара. Бро-саю взгляд в окно кафе – там все нормально, таксисты пьют кофе. А у меня впереди еще половина намеченного на сегодня маршрута. Я точно опоздал на работу. Но дело даже не в этом. Как вообще дойти мне до места? Это может оказаться не так просто.


Рецензии