Источник в винограднике

 До Тель-Авива из Риги лёту четыре с половиной часа. Лететь нужно было над Белоруссией, Украиной, Румынией, Турцией, Кипром и, собственно, Израилем. Я взял в дорогу карманный радиоприёмник. Оказалось, что и на высоте в десять километров от земли, радио прекрасно ловит волну и передаёт в наушники голоса ведущих той страны, над которой мы в данный момент летим.
 Место на борту мне досталось рядом с многодетной еврейской семьёй. Было интересно наблюдать за русскоязычными евреями, слушать их колоритный говор и радоваться тому, с какой любовью и заботой старшие относились к младшим, и наоборот. Я познакомился с молодыми родителями и узнал, что они христиане-евангелисты из нового израильского поселения, где-то на Голанских высотах. Супруг родом из Киева, а супруга – из Питера. Познакомились и сочетались браком уже на Земле Обетованной. С гордостью рассказали, что старший сын, который остался дома, идёт служить в ЦАХАЛ (израильскую армию). А младший, совсем ещё маленький, то и дело прикладывался  к материнской груди, прерывая наш неспешный разговор.
 Для меня стало открытием, что в Израиле еврею можно быть христианином, не прятаться при этом и свободно исповедовать свои религиозные убеждения. Скорее всего, это возможно только в таких экстремальных (как считают жители центральных территорий) условиях, в приграничных поселениях, где вопрос безопасности жителей стоит гораздо острее, чем их религиозная принадлежность. А за безопасность здесь готовы платить высокую цену! Их не смущает трёхлетняя обязательная воинская повинность для юношей и двухлетняя для девушек. Не смущает высокая концентрация людей с огнестрельным оружием на улицах. Не смущает то, что на входе во все госучреждения стоят арки металлоискателей и вооружённая охрана, которая придирчиво досматривает чуть не каждого входящего.  Не смущает и то, что детские сады и школы больше похожи (по крайней мере, снаружи) на военные объекты, обнесённые бетонными заборами и колючей проволокой. Никто не раздражается при этом. Все довольны. Они так привыкли. А мы – нет.
 Это сразу дало о себе знать по прилёту в аэропорт Тель-Авива «Бен-Гурион». Полуторачасовые очереди на паспортный контроль выведут из себя кого угодно! Люди разных национальностей, нарядов, привычек и манер общения наводнили собой большой зал прилётов, как кипящая магма жерло вулкана. Кто-то проходил пограничников, кого-то очень долго допрашивали. Кого-то, кто, по всей видимости, вызывал подозрения, выводили из очереди бдительные люди в штатском и препровождали в другое помещение за стеклянной перегородкой. Господи, помоги!
 Когда пришла моя очередь у окна со стражем границы, я вынул и подал сразу все документы: паспорт, обратные билеты и официальное приглашение Русской Духовной миссии в Иерусалиме поселиться в их гостинице на территории Горненского монастыря. Женщина в форме за стеклом улыбнулась, ткнула пальцем в мой паспорт и что-то спросила по-английски. Я был не готов именно к этому вопросу и долго соображал, что от меня хотят? Оказалось, у доблестной защитницы рубежей государства Израиль и у меня, грешного, день рождения случился в один и тот же день! Я расслабился и улыбнулся. Этого было достаточно, чтобы меня пропустили. Славься, Господь!
 На выходе в город меня уже встречала супружеская чета – инициаторы моего неожиданного паломничества в Святую Землю. Они прилетели из Испании на день раньше, рассчитывая, встретив меня, далее уже двигаться вместе в сторону Иерусалима. Там, у самого Горненского русского монастыря, раскинула по склонам каменистых холмов свои многочисленные корпуса, самая большая в стране,  клиника «Хадасса». Несколько десятилетий назад её основал здесь союз женщин-сионисток. Больница сильно разрослась с тех пор, и, чтобы попасть в нашу обитель, теперь надо минуть шлагбаумы с вооружённой охраной медицинского учреждения. В «Хадассе» практикует много мировых светил в области медицины. К одному из них на приём хотели попасть мои друзья и благодетели. У супруги, как выяснилось, какое-то время назад была не очень удачная операция по удалению онкологии. Теперь появилась необходимость консультации у профессора, а возможно и повторная операция, уже у него. Моей же задачей была молитвенная поддержка четы в эти, трудные для них, дни и сопровождение по святым местам этой удивительной страны.
 На полпути из Тель-Авива в Иерусалим, совсем недалеко от автострады, окружённое гектарами виноградников, находится знаменитое аббатство Латрун. Это католический монастырь ордена монахов-молчальников, то есть место, где общение насельников с туристами и паломниками сведено к минимуму. Когда-то, в раннем средневековье, здесь была и военная, хорошо защищённая крепость. Но, по договору с султаном Саладином, крестоносцы, проигравшие ему войну, должны были собственными руками крепость разобрать. Монастырь же Саладин разрешил оставить. В начале века девятнадцатого, по приказу Наполеона Бонапарта, в аббатство завезли виноградную лозу из Франции. С тех пор здесь делают замечательные вина и коньяки. Нам это местность близка потому, что некогда здесь был древний город Эммаус, в котором Воскресший Христос явился двум из своих учеников (Лк. 24:13). Сейчас на месте города расположился посёлок Неве-Шалом-Уахай ас-Салам (Оазис мира), где совместно проживают евреи и арабы, и который был основан с целью показать, что два народа могут мирно уживаться вместе.
 Осмотрев монастырь молчальников, мы отправились в Эйн-Карем – юго-западный пригород Иерусалима. Находясь на расстоянии каких-то пятнадцати километров от стен старого города, эта деревня являет собой элитный курортный посёлок с кофейнями и ресторанами, с террас которых открывается роскошный вид на долину с виноградниками, в самой её глубине. Эйн-Карем с арабского языка переводится, как «источник в винограднике». Источник действительно есть. Он очень древний и находится в гроте под старой мечетью. Вообще, эти места напрямую связаны с Мариам, Матерью Божией. Она жила здесь около трёх месяцев. По преданию, Мариам носила воду именно из этого источника в гору – в дом своей сродницы Елизаветы – матери Иоанна Предтечи. Из Евангелия (Лк.1:39-56) известна история о посещении Богородицей этого гостеприимного дома. Он стоял выше источника. Сейчас здесь францисканский монастырь «Магнификат» с церковью Посещения. А всего в нескольких десятках метров выше по склону холма – наш русский женский монастырь, основанный архимандритом Антонином (Капустиным) (начальником русской духовной миссии в Иерусалиме) ещё в далёком 1871 году.
 Первым храмом обители стала церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Главными её святынями являются: чудотворная икона Матери Божией «Казанская» и перенесённая святыня – камень из местечка Эвен-Сапир, на котором, по преданию, Иоанн Креститель впервые призвал народ к покаянию. Впоследствии, были отстроены ещё два храма: пещерный Иоанна Предтечи и красавец-собор «Всех святых в земле Российской просиявших». В монашеской общине сейчас около шестидесяти сестёр, неустанно трудящихся над благолепием этого святого места. Территория большая, с очень крутым уклоном под гору.  Храмы, колокольни, трапезные, келии сестёр, гостиницы для паломников, беседки для отдыха, многочисленные цветники и оливковая роща (около пятисот деревьев). Всё это требует постоянного внимания и должного ухода. Плюс рукоделия и молитва. Да ещё девять месяцев году, непривычная для русского человека, жара, переходящая ночью чуть ли не в заморозки. Горы, всё-таки!
 Уважение к себе здешние монахини со стороны многочисленных паломников зарабатывают моментально. Стоит подняться из большой трапезной, в нижней части монастыря, к собору, на самую высокую точку обители, делая по пути остановки на отдых, чтобы понять насколько нелегки послушания у насельниц! Простой пример – история про то, как одна из паломниц (по своей воле ставшая на время трудницей), желая облегчить свой и сестринский труд, попросила, чтобы мы, на своей арендованной машине, привезли из магазина грунт для цветов.
 – Очень жарко, а матушка – она показала рукой на пожилую монахиню с сумкой на колёсиках в руках, – собралась идти в магазин за землёй. Подбросите нас?
 – Конечно, садитесь!
 Мы с радостью откликнулись на просьбу о помощи и усадили сестёр на заднее сиденье  автомобиля. Выехав за массивные автоматические ворота обители, мы пересекли территорию клиники и весело помчались в гору к ближайшему посёлку с нужным нам садовым магазином. Изрядно покружив по извилистым улочкам, мы с трудом нашли искомый объект. Оказывается, наша спутница всё время ходила туда пешком, а мы были на авто. Наша скорость была значительно выше, чем у пешехода и мы несколько раз проезжали мимо нужного поворота. Каково же было наше удивление, когда монахиня приобрела целых 250 литров грунта! Пять огромных мешков мы едва разместили в багажнике нашего «жучка». Бесполезную теперь сумку на колёсиках я взял к себе в ноги. Всю дорогу назад невозмутимая сестра взахлёб рассказывала о последних библейских археологических находках в их местности, а мы вздыхали и думали о том, как эта смелая женщина, даже вдвоём с помощницей, собиралась дойти пешком до магазина по такой жаре. А потом ещё и с габаритным тяжёлым грузом вернуться обратно? На солнце сильно выше +40 по Цельсию! Видимо, необходимость ежедневного подвига вошла уже в привычку у этих хрупких, но сильных духом женщин. Храни их Господь!
 Описывать свои впечатления от посещения храма Гроба Господня, в сердце Старого Иерусалима, я не буду. Каждый, кому Господь сподобил там побывать, я думаю, получил столько ярких впечатлений и незабываемых переживаний, что не хватило бы и книги, чтобы их описать. Лучше один раз увидеть, как говорится, чем сто раз прочитать. Скажу только, что разница между тем, что слышал или даже видел в фильмах, от того, что есть на самом деле, огромная. Не все к этому готовы. Люди, которые приезжают сюда в первый раз, особенно из России, или из Западной Европы, чаще всего пребывают в состоянии культурного шока. Смешение языков, красок, одежд, манер поведения, стилей и жанров искусств и архитектуры даёт силы воображению разгуляться настолько, что начинает казаться, что вы попали в древний Вавилон. И, видимо, сразу после того, как Всемогущий смешал языки тамошних граждан. Но здесь – Иерусалим, и центром всего, что вокруг, является Распятый и Воскресший! Причём и для тех, кто приехал Ему поклониться, и для тех, кто делает на этом деньги.
 Мы ехали поклониться и попросить о конкретной вещи – даровании телесного здравия болящей. Молились истово и самозабвенно. И на Камне Помазания, и в Кувуклии, и у Голгофы, и в Гефсимании, и в Сионской Горнице, и в храме Рождества Христова, что в Вифлееме. Я отслужил за три дня две Божественные литургии в Горненском монастыре, мои спутники приступили к Причастию на ночной службе в храме у Гроба Господня. Время словно растянулось в пространстве и вместило в себя, кроме молитвы, ежедневные посещения фирмы-посредника в клинике Хадасса, сотрудники которой должны были устроить приём у профессора для нашей страждущей спутницы.  Мы удивились, когда узнали, что женщина-куратор, которую к нам прикрепили, оказалась репатрианткой из Вильнюса. Тесен мир!
 И вот день и час встречи с профессором наступил. Нас долго вели по нескончаемым коридорам и длинным переходам, везли на скоростном лифте, опять куда-то вели, просили ждать. Мои друзья вместе с женщиной-куратором вошли в кабинет к доктору, я остался ждать снаружи и через большое окно вестибюля наблюдал за тем, как во двор клиники въезжали кареты скорой помощи, а на крышу одного из соседних корпусов садился и вновь взлетал санитарный вертолёт. Я обратил внимание на ребят-санитаров скорой помощи – все, как один, имели на поясе кобуры с пистолетами. Горькая ирония: тот, кто призван спасать жизни, может содействовать и её лишению!
 Наконец, мои спутники вышли из кабинета и быстро попрощались с нашей сопровождающей. Мы молча двинулись к лифту. Уже на улице, я, боясь задать сложный вопрос, посмотрел на супругов:
– Ну что?
– Всё в порядке! Профессор сказал, что не увидел никаких патологий. Операция не нужна.
Они ошеломлённо смотрели на меня, а я отчаянно соображал, что сказать в ответ, но вырвалось только одно:
 – Чудо!
 Не очень люблю манипулировать такими словами. Верующий человек не ждёт чуда, он в соработничестве с Господом, должен его (это чудо) делать! Но всегда, когда оно случается, тяжело дать взвешенную оценку произошедшему. В общем, слава Всемилостивейшему! Он помог и мы победили! Нам удалось на какое-то время повернуть колесо жизни вспять. Болезнь отступила. Но что будет дальше? Сможем ли мы и дальше так жить, наполняя своё сердце и пространство вокруг себя молитвой и благостью? Насколько нас и нашей энергии хватит спасать себя каждый Божий день? Не упадём ли опять в пропасть лени и безразличия, рутину житейских попечений и суеты? Кто знает? Одно совершенно ясно: у Всеблагого нет выходных и нет недостойных. Он каждого из нас, и в любой день и час, готов принять, посодействовать и излечить! Да будет так. 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.