4. 1 Линия знания и линия бытия

               
          Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):

(стр.86) «Развитие человека идёт по двум линиям – линии знания и линии бытия. При  правильной эволюции линии знания и бытия развиваются одновременно, параллельно друг другу, помогая одна другой. Но если линия знания слишком опередит линию бытия или линия бытия опередит линию знания, развитие человека пойдёт по неверному пути, развитие   рано или поздно остановиться.

Люди понимают, что такое «знание». Они понимают также возможность существования разных уровней знания, понимают, что знание может быть большим или меньшим. Однако они не понимают того, что бытие, или существование, тоже может иметь разные уровни или категории. Возьмём, например, бытие минерала и растения – это разные уровни бытия. Бытие животного разнится от бытия человека. Но и бытие двух людей может отличаться друг от друга больше, чем бытие минерала от бытия животного. И вот   как раз этого люди не понимают. Не понимают они и того, что знание зависит от бытия, и не только не понимают, но и определённо не желают понимать. В частности, западная культура убеждена в том, что человек может обладать огромными знаниями, быть, например, способным учёным, делать открытия, двигать вперёд науку и в то же время оставаться – и иметь право оставаться – мелочным, эгоистичным, придирчивым, низким, завистливым, тщеславным, наивным, рассеянным человеком. Здесь, кажется, считают, что профессор должен всегда и везде забывать свой зонтик. Таково его бытие; а люди думают, что его знание не зависит от его бытия».

              Получается, что бытие включает в себя развитие духовности человека, определённого взаимоотношения между людьми. Развитие высших чувств (сострадания, сочувствия, доброжелательности, спокойствия, милосердия и другие, в особенности любви к ближнему) человека.

«Люди западной культуры высоко ценят уровень знания человека, но не ценят уровень его бытия. Они даже не понимают, что это значит, не понимают, что уровень знания человека зависит от уровня его бытия.

Если знание уходит далеко вперёд от бытия, оно становится теоретическим, абстрактным и неприменимым к жизни, а фактически вредным; ибо вместо того, чтобы служить жизни и помогать людям успешно бороться с трудностями, которые им встречаются, оно осложняет жизнь человека, привносит в неё новые затруднения, горести и беспокойства, которых в ней не было раньше.

Причина этого заключается в том, что знание, которое не находится в согласии с бытиём, не может быть достаточно полным и соответствовать реальным нуждам человека. Оно всегда остаётся знанием лишь одно вещи, игнорирующим другую вещь, знанием детали без знания целого, знанием формы без знания сущности».

          Что здесь имеется в виду? Развитие интеллекта, без развития духовности? Машинная цивилизация достигает высокого развития, а сам человек остаётся на одном уровни развития.

«Такое преимущество знания перед бытиём наблюдается в современной культуре. Идея же ценности и важности бытия и его уровня совершенно забыта; забыто и то обстоятельство, что уровень знания определяется уровнем бытия. Фактически на данном уровне бытия возможно знание, ограниченное известными пределами. В границах данного бытия улучшение качества знания совершенно невозможно, и происходит накопление информации одной и той же природы в пределах уже известного. Изменение же самой природы знания возможно только с изменением природы бытия».

             Означает ли это, что нужен переход на новый план бытия (в астральный мир) или возможно дальнейшее изменение бытия, оставаясь на физическом плане?

«Взятое само по себе, бытие человека имеет много разных сторон. Самая характерная черта современного человека – это отсутствие в нём единства, далее – отсутствие даже следов тех свойств, которые он так любит себе приписывать: «ясного сознания», «свободной воли», «незыблемого Я», «способности к действию». Вы удивитесь, если я скажу, что главной чертой бытия современного человека, объясняющей все его недостатки, является сон.

Современный человек живёт во сне; во сне он рождается и во сне умирает. О самом сне и его роли и значении в жизни мы поговорим позднее; а сейчас я прошу вас подумать только об одном: какое знание может быть у человека, погружённого в сон? Если вы подумаете об этом, памятуя, что сон является главной чертой нашего бытия, вам сразу же станет ясно, что, если человек по-настоящему желает знаний, он должен, прежде всего, подумать о том, как пробудиться, как изменить своё бытие. 

Внешние признаки человеческого бытия многосторонни: активность и пассивность, правдивость и лживость, искренность и неискренность, храбрость и трусливость,  самоконтроль и распущенность, раздражительность, эгоизм, готовность к самопожертвованию, гордость, тщеславие, обман, усердие, леность, моральность, развращенность – это и многое другое составляют бытие человека.

Но все эти качества в человеке совершенно механичны. Если он лжёт, это означает, что он не способен не лгать. Если же он говорит правду, это означает, что он не способен не говорить правды. И так во всём. Всё случается; человек не может ничего сделать – ни внутри, ни вне себя.

Но, конечно, существует границы, существуют пределы. Вообще говоря, бытие современного человека – весьма низкого качества.  Однако это качество может быть настолько скверным, что при нём невозможно никакое изменение. Об этом следует всегда помнить; счастливы люди, чьё бытие можно изменить. А есть другие люди, определённо больные, разбитые машины, с которыми уже ничего не сделаешь. И таких – большинство. Если вы подумаете об этом, вы поймёте, почему лишь немногие способны обрести истинное знание: остальным препятствует уровень их бытия».

            Как я понимаю, речь идёт об эстетике, морали и духовности.

«Вообще говоря, равновесие между знанием и бытием более важно, чем развитие того или иного из них в отдельности. В любом случае раздельное развитие знания или бытия нежелательно. Но именно такое односторонние развитие часто  представляется людям особенно привлекательным.

Если знание получает перевес над бытием, человек знает, но не может делать. Это бесполезное знание. Если бытие получает перевес над знанием, человек способен делать, но не знает. Иными словами, он может что-то сделать, но не знает, что именно надо делать. Бытие, которого он достиг, становится бесцельным, затраченные усилия оказываются бесполезными.

В истории человечества известны многочисленные примеры, когда из-за перевеса знания над бытием или бытия над знанием погибали целые цивилизации».

          Имеется в виду Атлантида и Лемурия.

«Развитие линии знания без развития линии бытия даёт слабого йогина. Иными словами, человек много знает, но ничего не может сделать; это человек, который не понимает (эти слова он произнёс с ударением) того, что знает, человек, не обладающий правильной оценкой, то есть человек, для которого нет разницы между одним и другим родом знания. А развитие линии бытия без  знания даёт глупого святого, то есть человека, который может сделать много, но не знает, что делать или зачем делать; если он что-нибудь  делает, он действует, повинуясь своим субъективным чувствам, которые могут увести его далеко в сторону и заставить совершить серьёзные ошибки, то есть сделать нечто противоположное тому, что он желал. В обоих случаях и слабый йогин, и глупый святой заходят в тупик; ни один из них не в состоянии двигаться и развиваться дальше.

Чтобы понять это, чтобы уяснить себе природу знания и бытия, равно как и их взаимоотношения, необходимо понять, как знания и бытие относятся к  «пониманию». Знание – это одно, понимание – другое».
               
    


Рецензии
Уважаемая Лариса! Я Вас благодарю за огромную поддержку, которую вы мне оказали!И за эту статью! Через нее мне пришло понимание, что означает чертеж буквы Л - это две линии, два канала,сЛаженность которых, переводит на другой уровень сознания.

Ирина Иванив   29.01.2020 08:53     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв. Желаю Вам всего хорошего.

Лариса Болотова   29.01.2020 21:12   Заявить о нарушении