Пылающее сознание
В тексте эссе присутствуют
спойлеры к фильму "Пылающий"
Предлагаю обратить внимание на рассказ Харуки Мураками "Сжечь сарай" и его великолепную экранизацию южнокорейским режиссером Ли Чхан-доном под названием "Пылающий", которая наделала "шума" на Каннском фестивале и уже вошла в историю мирового кинематографа с высокой оценкой.
Если погрузиться в кинодействие, то можно обнаружить, что оно исследует одну из главных тайн человеческого мозга, а именно восприятие происходящих событий.
Каждый событийный эпизод рассказа и фильма построен таким образом, что вызывает необходимость его трактовки и объяснения. И тут происходит "магия": зритель начинает понимать происходящее, исходя из личных субъективных ощущений, и не может прийти к единому верному объяснению.
Давайте пройдемся по некоторым моментам (в книге имен нет, но в фильме присутствуют):
Выиграл ли колодец у героя Ли Ён-су, или это специально подстроила девушка-продавец Хэ-ми, чтобы с ним заговорить, потому как он ее не узнает из-за пластической операции?
Есть ли в самом деле кот у Хэ-ми, или это ее фантазия? Ведь она занимается пантомимой, где главную роль играет представление о вещи, а не ее реальность.
Кто звонит по телефону Ли Су, но никогда ничего не говорит? И кто знает: специально это или по ошибке? А может, это его ушедшая мать не осмеливается вступиться с ним в разговор?
Бен, новый знакомый Хэ-ми, являющийся противоположностью главного героя по основным параметрам (можно сказать, альтер эго), общается с ней просто так или с неким умыслом?
Бен, который зарабатывает неизвестно как, обладает улыбкой на миллион и готовит пасту под джаз, вызывает подозрения у Ли Су. Но обоснованы ли они или идут от зависти? И как оценивать человека только по внешним факторам?
Также стоит отметить, что главный герой живет на границе с Северной Кореей, откуда доносится рупор пропаганды: что они живут правильно, а вот Южная Корея идет совсем неверным направлением. Что также является ярким проявлением исключительно оценочных суждений.
Хэ-ми часто засыпает, а в комнате у нее висит амулет "ловец снов", что может символизировать о том, что героиня спит и не видит реальности.
Был ли колодец, в который упал Хэ-ми, или это ее очередная выдумка? Потому как воспоминания у ее родных и соседей не совпадают.
Убивал ли Бен Хэ-ми, или она сбежала сама по имеющимся причинам, а звонок от нее был случайностью?
Что подразумевает Бен под «сараем», "теплицей", которые он любит периодически сжигать?
Все события подаются так, что вызывают двойственность толкований. Получается, что каждый мозг в отдельности создает свое собственное мировосприятие, основанное на сотнях факторов: месте рождения, культурном коде, образовании и т.д.
Можно отметить и то, как Бен зевает во время встречи с друзьями, потому что он обладает высоким интеллектом, а это влечет за собой скуку от участия в окружающей обыденности.
В то же время нельзя забывать, что ни по одному эпизоду фильма невозможно прийти к единому выводу и заключению.
При прочтении и просмотре экранизации, если вы будете наблюдать за собой, то поймете, что сознание склоняется не к логическому и, возможно, правильному объяснению и восприятию, а к тому, которое удобно и интересно лично для вас.
И еще происходит постоянный поиск виновных в уме главного героя — то, что и делают большинство людей всю жизнь: ищут, кто же виноват в наших бедах и что делать.
Внимательно проанализировав данное произведение, можно свидетельствовать, насколько все запутанно и в нашей с вами жизни, и в окружающем нас мире. Какая грандиозная паутина из событий, фактов, толкований и знаний опутывает человеческое сознание.
Каждое толкование основано на субъективном факторе и зависит исключительно от наблюдателя. Весь жизненный путь присутствует ощущение тайны и неизвестности.
И не стоит забывать, что Мураками всегда намекает через свои произведения на негатив капитализма, неравенство полов и деградацию института брака. Это также есть в данном произведении, если захотеть это усмотреть, конечно.
И вообще, если присмотреться к сюжету и поведению героя, то можно задаться вопросом: а существуют ли они на самом деле, или все происходящее является просто сюжетом книги, которую пишет Йонг Су?
А концовку можно интерпретировать в восточной духовной традиции очищения ума (исчезновение, убийство, сожжение). Герой остается один на один с собой, что может символизировать переход в состояние молчания и медитации.
Это произведение и экранизация — тот редкий случай, когда вы можете в полной мере ощутить двойственность человеческого сознания и абсолютную субъективность и предвзятость в оценках и выводах в отношении окружающего мира.
Возможно, цель данного произведения и экранизации — чтобы наше сознание наконец-то "воспламенилось" и нам стало более интересно от ощущения жизни.
Приятного чтения и просмотра!
Свидетельство о публикации №220012801197
