Небесная церковь и идея гуманизма

Если говорить об объединяющем всех людей начале, о некоей единой духовной основе всего, то мне на ум приходит только идея о небесной церкви. Под ней понимаются небесные сонмы святых, обретших Бога в душе. Я верю, что это огромное число людей, из самых разных стран, народов, всех цветов кожи, всех религий, искусств, наук и философий. Всех сфер деятельности и с очень разными точками зрения на реальность. Я верю, что несмотря на все внешние отличия (коих десятки), объединяющих черт в них не меньше, и они гораздо более сильны и глубинны, чем отличия.

Я верю, что эта небесная церковь горячо стоит на основах общечеловеческих ценностей, таких как доброта, любовь, взаимоподдержка, соучастие, коммуникация. И для меня действительно нет между ними различий, между членами этой церкви, теми святыми сонмами. Пусть для кого-то это богохульство и кощунство, но я верю и знаю глубоко в сердце, что в этой церкви не делают различий между христианином, мусульманином или атеистом, если и тот, и второй, и третий живут по вышеназванным принципам.

Потому что эти принципы от Бога, они его наследие и дар человеку. И эти качества невозможно разграничить и разделить, втиснуть в рамки, стандарты мышления тех или иных групп людей. Невозможно быть добрым и отзывчивым только внутри своей группы (например, христиан, русских, москвичей, выпускников МГУ, коллег по работе и так далее), а вне этих групп быть равнодушным, ненавидящим, подлым и так далее. Это так не работает. Если какой-то человек таков, если он живёт по принципу «своих» и «чужих», «чёрное» и «белое», то он двуличен. И это двуличие губительно для его души.

Нельзя считать себя учениками Иисуса Христа, который учил нас любить друг друга, и при этом нести в душе раздор, видеть везде то, что разделяет людей, и поливать грязью тех, кто не носит бирку «ученик Христа». Вернее можно, и многие так и живут, к сожалению. Но это лицемеры и самозванцы, напялившие на себя одежды благостных, а внутри они гнилые, пустые оболочки.

Сам Христос не стал бы иметь с ними дела, но он милосерден и всегда готов подать руку помощи, надеясь что когда-нибудь эти ряженые действительно станут его учениками и соратниками. Не по букве и одёжке, а по духу, по их личностным качествам. А эти качества - они или есть, или их ещё нет. Нельзя быть беременной наполовину.

Мне в связи с этим вспоминается история о начальнике концлагеря, который на работе отправлял сотни детей в газовые камеры, а затем приходил домой, к своим детям, целовал их, читал на ночь сказку, всячески любил. А утром снова шёл убивать сотни чужих детей. Если человек способен на такое, то это свидетельство дичайшего внутреннего разлада и разорванности души.

Такие вещи надо называть своими именами - это двуличие и лицемерие, как минимум. Но двуличные и лицемерные не наследуют царства, не становятся частью небесной церкви, не обретают в душе Бога и себя в нём. Поэтому я ратовал и буду ратовать за внутреннюю суть и духовную принадлежность к этим общечеловеческим ценностям, а не за внешние одёжки, приличия, обычаи и так далее по списку. Форма истлеет и умрёт в своей фиктивности, но дух будет вечен всегда и везде.

Мне не надо совершать паломничества к святым местам, к образам святых, к могилам философов и гуманистов, чтобы ощутить в себе и рядом с собой их духовное присутствие и незримую поддержку. Они всегда со мной, всегда на связи. И эта небесная церковь - мой ориентир по жизни. Я стараюсь соотносить разные ситуации, отношения и свои реакции с тем, как могли бы поступать эти сонмы святых, будь они в похожей ситуации.

Соответствую ли я им? Признаюсь, не всегда. Не обходится без ошибок и эмоций. Я искал себя в разных направлениях, группах, точках зрения. Не нашёл. Зато нашёл эти сонмы и понял, что пока буду стараться соотносить себя с земными ярлыками и принадлежностями по системе «свой - чужой», то буду далёк от небесной церкви, как далека Земля от солнца.


Рецензии