Любовь к Отчизне - в море путь

«ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ — В МОРЕ ПУТЬ...»(1)

О книге Сергея Сомова «В сырта;х Урала»

«Критическому реализму жить»(2).
Людмила Авдеева

***
Поэт Сергей Павлович Сомов представляет читателям свою новую книгу «В сырта;х Урала»(3). Само название кни-ги говорит, что автор во всем — в оценках прошлого, в характеристиках настоящего, в прогнозах на будущее — идет от своих корней. И символично то, что они, корни, находятся в самой сердцевине России — на Урале. Сборник стихов Сомова, настоящего мастера поэзии,— это воплощение работы его души и сердца, выражающее огромный духовный смысл, накопленный им на долгом жизненном пути. Поэт глубоко проникает в суть событий, в состояния общества и страны, в чувства человека. Каждое его стихотворение взывает к совести, заставляет думать и чувствовать.

Поэзия! Кораблем будь,
Надежда — парусами,
Любовь к Отчизне — в море путь,
А доплывем мы сами.

Эти строки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Сергея Сомова.
 
Не всякий поэт или прозаик удостаивается предисловия для своей книги известного критика. «... В поэме “Садовое кольцо”, заслуженно выдержавшей уже несколько изданий, во весь рост встает альтер-эго поэта — “малокровки набатно-железных лет”, не изгоя, не блудного сына, не размокшего в покаянном всхлипе интеллигента, не ищущего сочувствия показного словесного трюкача, не эпигона, не записного краснобая-плюралитика. Альтер-эго подлинного сына своего трудового века, творца невиданных взлетов и побед страны, соорудившей города-новостройки; страны, дотянувшейся до звезд, и страны, подвергшейся смертоносному облучению радиации горбистройки ...»,— пишет в предисловии к поэтическому сборнику Леонид Васильевич Ханбеков(4).

Может ли настоящий российский поэт не быть нонконформистом?

Он по природе своей не может им не быть. Это вовсе не говорит об активном выступлении против существующего положения вещей, но он всегда в своем творчестве будет честно отстаивать интересы народа, его взгляды всегда будут соответствовать народной общественной позиции.

Почему так? А кто кроме пророка-поэта, сердце которо-го бьется на одной частоте со страной, возопиет о том, что мировая программа, выражающая чьи-то глобальные интересы, поставила нас уже на грань пропасти? Вот выдержки из этой программы:
«Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность <...> Литература, театр, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства <...> культ секса, насилия, садизма, предательства <...> Мы будем <...> способствовать самодурству чинов-ников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться <...> Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, вражду народов — все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества <...> Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее...»(5)

Сомов пишет о творцах жесткого и жестокого глобализма:

... А чикагствующие куркули ...
в нетерпенье:
— Распни!
Распни его
на ржавых полюсах Земли —
мессианствующего русопета!

(Соль аттическая, с. 77)

... —Нет проблем,
под Каллифорнию
расколдуем Сибирь былинную!

... Дранг нах остен!
С распятьем и мошной —
до Беринга ... (Торквемада в гриднице, с. 110)

А что же наш доверчивый народ?

... Выкатив глаза,
Николки
лезут напролом
на сало
в Даллессовской
мышеловке...

(Зов Атлантиды, с. 128)

***
Они глумятся над тобою.
(И. Бунин. «Родине»)(6)

«Не то, чтобы я не видела недостатков эпохи социализма — то есть того варианта его построения, который нам довелось наблюдать, но возмущает прежде всего омерзи-тельная неразборчивость — не критики — примитивного огульного оплевывания любых отличительных черт данного исторического периода, вплоть до высочайших и уникаль-нейших достижений, до сих пор являющихся поддерживающим фундаментом нынешней российской действительности»,— говорит Наталья Квасникова(7).

Сожалеет Сергей Павлович об утерянном былом, когда  люди были социально защищены и имели возможности для развития и подъема по социальной лестнице вне зависимо-сти от наличия денег, когда нравственность, любовь и сострадание к человеку, доброта и взаимовыручка, которые сейчас, может быть, живы лишь на зачаточном, бытовом уровне, преобладали на уровне общественном. Он как писатель отвечает за настоящее время, потому глубоко уважает все то хорошее, что было в нашей стране. И как хорошо, что  документы тех лет, опубликованные воспоминания живших тогда людей, литературные и публицистические произведения — ведь это все уже оцифровано — не могут быть выброшены из истории, и потому память о том времени будет жить вечно.

С душевной болью автор смотрит на разбросанные кругом камни разрушенного здания прошлого. Словно недопетая песня, не реализованная до конца сила, передаются от них автору, он пропускает их через свое сердце и они громко звучат в его стихах, воздействуя на читателя четко выверенным поэтическим словом, не отпуская его внимания до конца чтения.

Кто же повинен в произошедшем сломе и потерях?— спрашивает С. Сомов и отвечает: тогдашние «Слуги желтого дьявола, / Разрушители (Муха-цокотуха, с. 118), которые:

С бесноватых трибун
родства не помнящие Иваны,
на «совковый» барьер навалясь,
златолобому да Мамоне
гремят осанну
под сурдинку
«Что делать,
войдя во власть?..»        (Соль аттическая, с. 77)

— Всем по ваучеру!
Не расфордзонитесь —
на себя пеняйте...
А на визит
к Всевышнему
аккурат.                (Отчет семерке, с. 91)

... — Упечь бы эту
«Рашку»,
куда Макар телят не гонял,
по бушевско-кемпдэвидской отмашке...

(Повелитель сущего, с. 14)

Да, констатирует поэт, «с такими друзьями / враги уже не нужны» (Соль аттическая, с. 77) и задает вопрос:

... Тавро какого Чикатилы
Шагрень душонок их
клеймило?! ...         (Пост номер один, с. 31)

***
Вот и выросло нынешнее поколение, какое выросло — «поколение пепси». Так и назвал автор 1-ю часть своей книги.

«Горький сказал: «Человек — это звучит гордо!» Плюнем в Горького презрительно-глупым словечком «совок» — и готово: замороченные люди, к сожалению, даже не только молодежь, обсмеют цитату. «”Над чем смеетесь”, несчастные?— “Над собой смеетесь!”» — считает Н. Квасникова(8).

В своих стихах Сомов сострадает ко всем оскорбленным и униженным гражданам России, но всегда видит перед собой конкретного человека, а не человечество в целом.

Вымираем.
По миллиону в год.
Изласкали «оттепели»
гиперборейское древо ...

(«Революций в России не будет...», с. 22)

... Где-то там,
в Прибайкалье,
в конуре из панельных льдин,
на решетке чугунной
вымерз
некто Аистов —
бывший гвардеец,
штурмовавший Берлин,
вечный должник
чубайсов...

(«Революций в России не будет...», с. 25)

Но еще недавно и сама Россия была не менее унижена:

... Глобализм...
это не вода и вилы.
Зубы хищника
острее пилы.
Обескрыленные.
Стоим.
С Курилами
Из-под полы ...       (Пост номер один, с. 32)

Эта черная роза...
Ветра, ветра.
Русь моя!
влет
подбитая птица безвременья...

(Градоглуповский мироед, с. 83)

... Русь святую
умыли
смердяковщиной
солженицынских «былей»?! ...

(«Пятилетка — в четыре года...», с. 100)

«Писательство и общественная жизнь — явления взаимосвязанные. Широко известно: в своем творчестве писатель отражает в той или иной степени события и явления, которые происходят в обществе и значимы для его развития. Вместе с тем, творческая деятельность мастера слова воздействует на общество и на взгляды, которые становятся стержнем общественной мысли»,— говорит Ирина Кедрова(9).

Вот и поэту Сергею Павловичу Сомову видно несоответствие модели «либеральной, монетаристской экономики», неадекватного «рыночно-капиталистического разума» и «безумного своекорыстия», ведущих мир к самоуничтожению, самой сути России и народов, населяющих ее. До еще недавнего времени Россия на всех парах мчалась в этом направлении «впереди планеты всей»... Но постепенно и более всего в последние годы страна приходит к осознанию своего особого места в мире и пути развития.
 
Сожженной России возродиться бы из пепла, подобно птице Феникс. Однако сказать: «Кончено с Божьей помощью»(10) еще, к сожалению, можно будет нескоро. Много еще недобрых факторов действует в нашей жизни.
 
Автор наверняка согласится с нами, что все революции, в том числе и разрушение Советского Союза — это губительный путь. Однако темы, поднимаемые поэтом — от-личный материал для накопления энергии эволюционного движения.

Зов Небесной России побуждает С. Сомова, несмотря на постигшую в прошлом катастрофу, верить в наше положительное будущее, в преобразование многих переживаний, страданий, потерь в светлый путь восхождения. Он много думает о будущем России:

... Порой в трясинный
сорвется юз
грядущей
Руси пята...       (Повелитель сущего, с. 16) 

... Снова Русь
«меж двух враждебных рас»,
как набат,
как пароль,
как тревожное эхо...
С кем «за други своя»
ты на этот раз,
Россия ХХI века?

(«Революций в России не будет...», с. 24)

***
В самом начале нашего отзыва мы писали о глубоких корнях Сергея Сомова. В чем же они? Прежде всего — в памяти детства, которое завораживающе притягивает нас, подпитывает нас энергиями земли, дружбы, родительской любви и новизной знания...

Этот миг апрельской рани,
склянь разлужий
до поры,
чащи в сполохах тумана,
буйство полымя зари!
Глыбой в омут — тяжесть с сердца
горьких дум, тревог, обид...
Мне навстречу, вижу, детство
вдоль кювета семенит.    (Детство, с. 44)

Память войны также укореняет человека поколения Сомова, либо захватившего своим детством те лихие годы, либо родившегося в послевоенные годы, когда родительские судьбы так тесно были связаны с ней.

Был солдат тот
безус и брав,
хоть судьбою, видать,
не заласкан —
за спиной вещмешок
и пустой рукав
сколом
статуи галикарнасской.   (Память, с. 45)

А как значима малая родина в «корневой системе» человека! Сколько об этом говорилось и писалось, но тема эта никогда не будет избитой, а, напротив, всегда будет живой и близкой, как близок нам отчий дом, наша родная земля, где мы появились на свет.

... Мать-земля
и я — ковыльная остинка
под напряженным
светом
капельки росы ...          (Лахесис, с. 50)
... Брезжит
сквозь годов скуделье
росных зорь
мой отчий край.
Сиротеет,
прикорнувши,
старый дом в сиянье грез.
Ах, как исцеляет
душу
пенный водомет берез!

(«Где же ты, тех дней звонкоголосье...», с. 53)

... Но все
неодолимее
твое притяжение,
отчий дом.              (Преодоление, с. 56)

... Этот табор халуп
под нагонной
волн сосняка —
словно беженцы у черты последней,
эти
мышцей
простертые облака —
твой вселенский исход
и твое наследие ...     (Дом у дороги, с. 71)

Сергей Павлович Сомов — самобытная личность, это видно в каждом его стихотворении. Об этом говорит и глубокая лиричность поэта, казалось бы, с головой ушедшего в социальные и общественные темы. Но разве может истинный художник не подметить красоту, не взволноваться городским или природным пейзажем? А светлая радость и высокая грусть, которые дарует нам любовь к женщине? Все это сполна присутствует в поэзии мастера.

Стелет тени косые
вдоль хат луна,
озеркаленная таровато.
С кровли,
в пряже антенной,
неистовствует
одна
Бетховеновская соната ...

(Кегельбан, с. 38)

... Там
на росстаневой глади,
в блеске следа
от саней
под озонным ливнем ладит
колесницу Весновей.
Он промчится
близ купели,
где на холмных берегах
целый день
холстины белит —
Марьюшка—зажги снега ...

(Марьюшка—зажги снега, с. 46)

Как отторгнутый
свет угасших звезд
с высоты мироздания,
до сих пор
мне маячит
в юдоли слез
твоих глаз
сияние.           (Динго, с. 51)

В сторожке
о восьми углах,
вдали от треволнений прежних,
да будет жизнь твоя светла!
Как этот
мартовский подснежник.

(Жизнь — светла, с. 52)

Кому-то может не понравиться форма стихотворений автора, но каждый поэт пишет так, как чувствует, пишет своим неповторимым стилем, в такт биению своего сердца. Обилие образов и ассоциаций, способность мощно влиять на сознание, а порой и на подсознание читателя,— вот еще черты, характеризующие поэзию Сергея Сомова.

Подлинный мастер стиха, он каждую строку, строфу, каждое стихотворение пишет, как самое важное и последнее. Это происходит от того, что в основе его стихов лежит любовь — к Родине, земле, к каждому уголку отчего края, к народу и конкретному человеку, а не столь модное ныне стремление к успеху во что бы то ни стало. Поэтому его стихи так близки читателю.

А вот близки ли они деятелям современной российской культуры? Потому Сергей Сомов задается вопросом:

С кем вы, премногоуважаемые
мастера культуры?
Родина — зовет! ...      

(Градоглуповский мироед, с. 83)

Ведь «... человек живет и творит не для себя, не для собственного удовольствия, даже не для своего потомства — продолжения рода, а для продолжения всего человечества в лучших его качествах...»,— устами одного из своих героев говорит Алексей Яшин(11). Мы полностью согласны с ним, и это можно отнести ко всему творчеству поэта Сергея Сомова.

(1) Сомов С.П. В сырта;х Урала. С. 4

(2) Людмила Авдеева. «Приокские зори», №3, 2015.— С. 210.

(3) Сомов С.П. С 61. В сырта;х Урала. Стихотворения.— М: Голос-Пресс, 2015.— 136 с.

(4) Леонид Васильевич Ханбеков (род. 15 сентября 1936, Москва) — советский, российский литературный критик, литературовед, публицист, переводчик; кандидат филологических наук; член Союза писателей России (СССР), член редакционной коллегии всероссийского журнала Приокские зори. Вице-президент Академии российской словесности, Почетный президент Академии российской литературы.

(5) А. Даллес. «Искусство разведки» (пер. с англ.).— М.: Изд-во «Иностранная литература», 1963 г.

(6) Бунин И.А. Стихотворения: В 2 т. / Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. Т. Двинятиной.— СПб.: Изд-во Пушкинского дома, Вита Нова, 2014. Т. 1.— С. 178—179.

(7) Наталья Квасникова. «Итоги всероссийской и международной дискуссии «Не хватит ли сбрасывать Пушкина с корабля истории»? (Что нам следует взять из русской литературы советского периода)». Приокские зори», №1, 2014.

(8) Наталья Квасникова. «Итоги всероссийской и международной дискуссии «Не хватит ли сбрасывать Пушкина с корабля истории»? (Что нам следует взять из русской литературы советского периода)». Приокские зори», №1, 2014.— С. 216.

(9) Ирина Кедрова. «Итоги дискуссии: «Герой нашего времени в оцифрованном человейнике». «Приокские зори», №1, 2015.— С. 219.

(10) Игнац Мошелес, ученик Бетховена.

(11) Алексей Яшин. «Административный восторг, или Картинки с выставки». Роман-новеллино / Вместо предисловия А. П. Чехов. «Хамелеон»: Академия российской литературы.— М.: «Московский Парнас», 2014.— 327 с. (Библиотека журнала «Приокские зори). Монолог Скородумова-отца.

30 сентября 2016 г.

© Шафран Яков Наумович, 2019


Рецензии