Поповичевские восьмиклассники в июне 1941 года

 Каждый год перед очередной датой, отдаляющей нас от начала самой кровопролитной войны прошлого столетия, большинство россиян не только вспоминают своих солдат Великой Отечественной, но и,   перелистывая  страницы истории, пытаются, понять: какая такая сила помогла нашему народу, несмотря на численное и техническое превосходство, разгромить Гитлеровскую армаду? Об этом написано бесчисленное количество разноплановых научных трудов и литературных произведений, снято документальных и художественных театров, поставлено спектаклей. Они – о силе духа и любви к Отечеству не только солдат, офицеров и генералов, но и живших под девизом: «Все для фронта, все для Победы!» миллионов стариков, женщин, подростков и совсем еще детей. Каждый вносил свой, пусть даже и малый, но такой нужный для разгрома ненавистного врага вклад. В итоге – выплавлялся немыслимой твердости сплав единой воли, единого стремления, единой, общей мечты миллионов и миллионов - всего свободолюбивого нашего народа, не желавшего, чтобы кованый сапог фашистского варвара топтал родную землю. И сколько бы поэм и романов не было написано, обо всем не написать, потому что у каждого ветерана своя история той жестокой войны. А рассказаны и записаны они, увы, далеко не все. И успеем ли мы это сделать – неизвестно. Слезы вдов и сирот у каждой – по-своему солоны. Чьи горше? Чье горе больнее?  Ответа на эти вопросы нет, но надо пытаться каждому взрослому и или подростку, чаще задавать себе их не мимоходом, не «галочки» ради, а так дотошно, чтобы сердце сжималось, будто ты сам попал в безжалостную мясорубку военного лиха. Вот тут и помогут знания истории,  правдивые повести и романы, проникновенные стихи и воспоминания фронтовиков. 
 Много лет назад  опубликовала материал о ветеране Великой Отечественной войны из Гречаной Балки Георгии Марковиче Холоде, основанные на его воспоминаниях. С Георгием Марковичем мне довелось неоднократно встречаться. Он охотно сотрудничал с газетой, когда работал председателем Куйбышевского сельского совета. После его смерти познакомилась с его сыном, Сергеем  Георгиевичем. Он много рассказывал об отце. О большой и крепкой дружбе мальчишек, учеников нынешней Калининской СОШ № 1. В те времена в ней учились и подростки из ближних хуторов. Сын  как-то упомянул, что в семейном архиве видел фотографию, сделанную перед самой войной, буквально за несколько дней до ее начала. На ней отец со своими одноклассниками - восьмиклассниками. Сергей Георгиевич пообещал   привезти или прислать из Москвы этот раритет или сделать ее копию и выслать в электронном виде.  Шло время, но получить редкое фото мне так и не удавалось. В прошлом году пришел пакет, но с оттисками нескольких листов из самиздатовской книги одноклассника Георгия Марковича - Василия Никифоровича Яценко. Сергей Георгиевич в письме извинился, что так долго не мог выполнить свое обещание из-за частых поездок. Я все надеялась, что все же удастся найти подлинник, но не получилось. А сейчас, накануне очередной годовщины со дня начала Великой Отечественной войны решила обратиться к повествованиям уже покойного Василия Никифоровича об его одноклассниках и одноклассницах (тем более,  что некоторых из них мне довелось знать лично), об июне далекого 1941 года.
От Кавказа до Берлина
Еще в 1997 году кавалер многих боевых орденов, полковник, кандидат военно-исторических наук  Василий Никифорович Яценко, живший много лет в Москве,  написал и распечатал на принтере свои повествования о войне и школьных  товарищах из кубанской станицы Поповичевской. Назвал он свой труд так: « От Кавказа до Берлина. 1013 дней и ночей с боями и пешком (01.08. 1942 г. – 09. 05. 1945г.)». Самым дорогим и верным  друзьям ветеран подарил такой эксклюзив. Безусловно, он не представляет собой особой ценности в литературном плане, но зато, как частица истории Великой Отечественной войны – он просто бесценен! Познакомиться с правдивыми (а иногда и – с долей юмора) повествованиями отставного военного его друзья мне давали возможность не единожды. И вот  новое напоминание. Знать, настало время рассказать обо всем читателям. 
Совсем недавно, в майском обзоре читательской почты, было помещено письмо бывшего храброго летчика-истребителя, подполковника в отставке Евгения Николаевича Садовникова. Называлась заметка так: «Пламенный привет из Новороссийска!». В  ней говорилось о трех  друзьях - не разлей вода из Поповичевской,  ставших ее достойными сынами, гордостью земляков.   Так вот, один из героев, как раз и есть автор самиздатовской книги, о которой идет речь,  полковник   Василий Никифорович Яценко. В живых тогда оставались двое: Евгений Николаевич Садовников и Виталий Павлович Попков (теперь, к сожалению, только Виталий Павлович. О них, кстати, тоже есть объемные главы в не выдуманной, правдивой повести покойного военного. Но сегодня речь поведем о других, тех, что учились в одном классе с Василием Никифоровичем и в июне 1941 года готовились сдавать экзамены за 8-й класс.
Низкий поклон педагогам!
Начиная свое повествование, наш земляк не мог не вспомнить добрым словом своих педагогов. С большой теплотой он говорит о классном руководителе (в 7 – 9 классах) Нине Федоровне Скрипниченко, преподававшей русский язык, учителе немецкого языка Ольге Владимировне Ватаци, математики – Владимире Васильевиче Шабловском, рисования – Моисее Андреевиче Коваленко, физики – Сергее Моисеевиче Коваленко и других.
Автор заметил, как бы мимоходом, что в те годы классы в первой станичной школе были многочисленными. Летом 1942 года их 9 «Б» окончили 36 человек, 16 из них погибли на войне. Он описал также встречи одноклассников в 1972 и 1982 годах в родной школе.
А в июне 1941 года, когда еще никто не ожидал коварного нашествия фашистов, кто-то из девочек-восьмиклассниц предложил сфотографироваться на память. Это фото стало последним, сделанным в мирное, довоенное время. Добровольцев оказалось десятка полтора. Мальчишек всего двое: Вася Яценко (в первом ряду) и Гриша Холод, так его называли в классе, (в последнем) остальные – представительницы прекрасного пола. К сожалению, назвать всех по именам Василий Никифорович не смог, ведь на тот момент прошло уже 50 лет! Третья в первом ряду Тая  Иванова, во втором ряду (слева направо):Нина Бойко, Катя Михайлова(ставшая потом супругой автора и принявшая его фамилию – Яценко), Маша Гриценко. В третьем ряду: первая неизвестна, вторая – Галя Орлова, за ней – Тая Попович, Гриша Холод, потом опять неназванная, Нудная и опять три безымянные.
Виктор первым узнал о войне
На одной улице, в соседних домах, с автором, которая тогда называлась: имени Буденного (ныне – 40 лет Октября) жил его  школьный товарищ Виктор Соснов, у которого были младшие братья Саша и Андрей.  Они вместе играли в футбол. Он первым узнал о нападении фашистской Германии и первым, уже в октябре 1941 года ушел на фронт.
Виктор Матвеевич Соснов в 1979 – 1982 годах был одним из членов общественной приемной  нашей газеты. Запомнила его хорошо: невысокого роста, подтянутый, лысеющий, и очень скромный, сдержанный, но дотошный при разборе жалоб. О себе никогда не рассказывал. И, к моему стыду, я только из труда В. Н. Яценко узнала, что воевал гвардии рядовой Соснов отважно на Ленинградском фронте, был тяжело ранен, но после операций и лечения в госпиталях вернулся в строй, и отслужив ровно четыре года, осенью 1945 года вернулся на родину. Награжден многими правительственными наградами,  среди которых и орден Славы третьей степени, два ордена Отечественной войны, немало медалей и воинских знаков   отличия.

Две супружеские пары

Крепкая школьная дружба, трогательная первая любовь стала единственной и на всю жизнь для Василия Яценко и Кати Михайловой, Петра Назаренко и Александры Скляр. Поженились они уже после войны. О своих одноклассниках, второй семейной паре автор говорит много и с большим уважением. Оба были участниками Великой Отечественной войны: Петя танкистом, а Шура связистом-кавалеристом. Воевали достойно. Петр Константинович окончил войну лейтенантом, командиром экипажа мощной самоходной машины ИСУ-122. Среди его наград: ордена Красной Звезды и Отечественной войны второй степени.
Александра Степановна служила связистом в Кубанском казачьем кавалерийском корпусе, ставшем позже гвардейским. Награждена медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны. Петр остался служить в армии, с семьей обживал десятки гарнизонов, а осели наши земляки в Полтаве.
Мальчишки из босоногого детства
Не пожалел добрых слов Василий Никифорович для других своих одноклассников 1924-1925 года рождения, ушедших на фронт в 1943 году. После окончания военно-топографического училища остался в  армии после войны  Алексей Николаевич Дмитренко. А Василий Алексеевич Безгласный после войны окончил пединститут, долгие годы работал в школе. 
Вместе с Витей Сосновым в 1941 году ушел воевать и Гриша Безрукавый. Скромный человек, Григорий Иванович, мало рассказывал о себе, а оказалось, что тяжелой была его военная дорога, вернулся он домой инвалидом.
Василия Митрофановича Масенко в классе звали: «Мас-Вас». Воевал, как и другие однокашники, с лета 1942 года на Кавказе, был тяжело ранен, вернулся домой инвалидом задолго до победы.
Немало посвятил добрых слов автор и Георгию Матвеевичу Холоду, о котором шла речь в начале этого материала. Воевал Георгий на Кавказе, тоже был тяжело ранен и вернулся задолго до победы домой. А награды, орден Славы третьей степени и медаль «За оборону Кавказа» нашли его уже после войны.   
Ну, и, конечно, подробно рассказал Василий Никифорович о своих закадычных друзьях: Евгении Николаевиче Садовникове и Виталии Павловиче Попкове.
Рядом с фотографией памятника  морским пехотинцам 34-й стрелковой бригады, что осенью 1942 года стояли на смерть в горах Кавказа, автор поместил уточнение, кто из его одноклассников воевал в этих местах. Это: «Петя Назаренко, Леня Дмитренко и Леня Науменко, Гриша Холод и Гриша Безрукавый,  Виталий Попков, Вася Масенко и Вася Безгласный, Ваня Кадыгроб, Коля Котов, Костя Новиков, Володя Курочкин и другие наши одноклассники»,

Девчонки- девчоночки!

Особой теплотой наполнены страницы, на которых автор повествует о бывших ученицах его класса, утверждая, что они были самыми красивыми не только в классе, школе, но и  станице. На одной из фотографий четыре девушки. Подпись такая: «Настенька Выхристюк, Рая Полулях, Клава Сержантова, Света Соловьева - студентки Краснодарского сельхозинститута».
Мне посчастливилось долгие годы не только сотрудничать с Анастасией Сергеевной Выхристюк, возглавлявшей районную государственную семенную инспекцию, но и жить в одном подъезде последнего многоквартирного, четырехэтажного дома, введенного в строй уже в период начавшейся перестройки. Эта скромная и рассудительная, а скорее, мудрая женщина, в своей профессии агронома обладала поистине энциклопедическими знаниями. Охотно делилась житейскими секретами, многие из которых очень пригодились мне.
Хорошо довелось мне знать и Ларису Ивановну Хорс (Денисенко), которую одноклассники называли «гречанкой», ибо была она очень смуглолицей. Училась она прекрасно и кое-кто списывал у нее задачки по математике, физике и химии. После освобождения станицы Лариса, как и Настя Выхристюк, другие девушки и женщины Поповичевской носили снаряды и продовольствие на передовую частенько - под вражеским огнем и в бомбежку. Работала она и в военном госпитале, находившемся в родной станице, до конца 1945 года служила в военно-эксплуатационном отряде, продвигавшемися за нашими военными частями по Украине, Белоруссии, Польше и до самой Германии.

Тогда ведь не было войны…
Все, кто родился в 1923 -1925 годах, или почти все, еще безусыми мальчишками ушли защищать Родину с оружием в руках. Через   их судьбы безжалостной лавиной прошли все тяготы военного лихолетья: страдания, потери, лишения, зной, холод, дальние пешие походы и отчаянное форсирование рек. И – огонь, огонь, огонь бесчисленных вражеских орудий. Их жизни разделены на: до и после войны. У поповичевских восьмиклассников 1941 года на  их жизненной  стезе своеобразной межой стала обычная черно-белая фотография. Фотография, на которой мальчишки и девчонки такие жизнерадостные, беззаботные, ведь они еще не знают, что их ждет буквально через считанные дни. Очень жаль, но в своих архивах мне удалось найти всего несколько фотографий людей, о которых идет речь в данном материале.


Рецензии