На край района. Мутокорье, Хорнема

Начало повествования: http://www.proza.ru/2019/07/30/865

Трудное и мелкое русло реки от деревни Мутокорье (нежилая деревня прямо напротив устья Выи) до Хорнемы. Мели, песчаные косы во всю реку, острова. Рассказывают, что в старые времена брод через Пинегу под Мутокорьем был самым лучшим. Мелким и с плотным, каменистым дном. Веками уплотнен. Но мешал весеннему судоходству, когда баржи завозили в Выю и Горку все необходимое на год. Топливо и муку, сигареты и водку, консервы и соль. От тех благодатных времён годового завоза на берегу Пинеги стоит громадное здание склада. Не нравились баржам и судам такие хорошие броды и мелководные пороги. В восьмидесятых годах прогнали по Пинеге землечерпалку. Прочистили мели, углубили фарватеры. Не знаю, облегчили ли путь баржам, но люди остались без брода. Дно стало песчаное. Песок – седун. Приходилось и мне в составе опергруппы сидеть в этом песке. Мощный и проходимый Урал всеми ведущими колёсами не смог справиться. Сидели посреди реки, жгли костер в железном кузове, ждали спасительного трактора. Колёса медленно погружались в песок… Теперь этим бродом почти не пользуются.

Фарватера не знаем. Вроде бы по струе идем, а все мельче и мельче. С трудом прошли. Иногда из контрольного отверстия вылетало больше песку, чем воды. В паре мест пришлось почти на руках лодку переваливать через гребни косы, скрытые водой всего несколько сантиметров. Следом за нами летит надувная лодка с мощным мотором. Держаться левого берега. Дна нигде не хватают, причаливают под угором у Хорнемы. Местные… Фарватер знают.
Деревня Хорнема. Несколько рядов добротных с виду домов на высоком угоре. Красиво смотрится. Как и на Демьяново в деревне несколько песчаных холмов. Просто холмов или курганов? Но тут дома стоят и на этих возвышениях. Из нежилых выйских деревень Хорнема – самая жилая. Несколько лодок под деревней. В справочниках указано, что в деревне Хорнема  (или около деревни?) имеется какой то археологический памятник. Но что это и где именно находится, так узнать и не смог.

Плотбище… Десятка полтора лет назад жизнь тут кипела. Шла заготовка леса. На широком наволоке тросами вязали плоты и по весне катера бусировали их на лесозавод. Пытались выживать как могли, после запрещения молевого сплава. Не спасли лесопункт и плоты. О тех временах напоминают какие то деревянные катушки на берегу, да обрывки тросов.

Переправа на Черемушниках. Летом баржой. Зимой ледовую намораживают. Шипицинского производства катерок и баржа для перевозки техники. Содержат плавсредства переправы всем миром, не надеясь на милости властей. Около спуска к реке стоит деревянная будка на полозьях. Ею пользуются, когда намораживают переправу. Судя по бардаку в избе и количеству пустых водочных и пивных бутылок, избу используют и в других целях. От нужды можно будет переночевать и тут. Все избы ниже Северного наверняка на запорах. Нужно уточнить, есть ли не запертые. Время для ночлега еще не подошло.

Продолжение: http://www.proza.ru/2020/02/01/813


Рецензии