Новая эра. Поколение Альфа и жизненные ценности

Новая эра. Поколение Альфа и жизненные ценности

— Поколение Альфа

/ Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. Леонардо да Винчи /

В 2005 г. австралийский учёный Марк МакКриндл (Mark McCrindle) предложил вслед за поколениями BB (baby boom), X, Y и Z ввести новый термин — поколение Альфа. Это те, чей год рождения приходится на 2010-2024 гг. Первое поколение XXI столетия, выросшее в новых информационных и технологических условиях, видоизменивших условия и социальные. Выросшее в условиях появления iPad (январь 2010) и Instagram (октябрь 2010). Те, для кого владение гаджетами начинается раньше, нежели первые шаги и осмысленная речь.

Как сформулировал МакКриндл ключевое отличие поколения Альфа от предшествующих,—  «они не думают о технологиях как об инструментах, а интегрируют их в свою жизнь». Поколение скринейджеров (screen — экран), как их ещё называют, формируется иначе. Родители им уделяют куда больше времени и внимания. По данным New York Times, примерно в 3 раза больше времени, чем это было в 1970-х годах.

С раннего возраста на них обрушивается лавина информации. Разумеется, это неизбежно ведёт к включению предохранителя: быстрому отсечению "лишнего". Визуальная информация (картинки) обрабатывается быстрее всего остального; эти гамбургеры в первую очередь и поглощают. Что интересно, первичная концентрация внимания у поколения Z (родившихся после 2001 г.) — около 8 секунд. У поколения Альфа — 1 секунда. 

По словам Лауры Шад, преподавателя из Филадельфии, современный ребёнок в школе в среднем удерживает внимание на чём-то одном всего 28 секунд. Дальше ему становится просто скучно. Для поколения Альфа ситуация не улучшится. Это очевидно.

Концентрация внимания — не единственная проблема. Глубокое и абстрактное мышление становится для них практически недоступным. Ему неоткуда взяться.

Увы, для них и граница между реальностью и виртуальностью сильно размыта. Со всеми вытекающими. Т.е. с тормозами (внутренняя культура и ценности) априори не всё хорошо. 

Казалось бы, это их проблемы. Нас они не касаются. На самом деле, они хорошая лакмусовая бумажка. Поколение Альфа сейчас на передовой. И глядя на них, несложно понять, во что можем трансформироваться мы сами. За очень короткий период.

Мы становимся другими. На глазах. Если вы давно не брали ручку, да-да, обычную авторучку, попробуйте сесть и написать письмо на 2-3 страницы любимому человеку, сестре, брату, родителям… Не заполнить анкету и не поставить подпись (тот базовый сценарий, к которому привыкли). Уверен, будете озадачены тем, насколько испортился почерк и как непросто будут даваться слова на бумаге. Хотя с клавиатуры, планшета, смартфона вроде как отскакивают без проблем. Мы становимся другими… Жизнь нас поместила в иной рассол. Нравится нам это или нет.


 
— Ценности

/ Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чём он убеждён. Иоганн Вольфганг Гёте /

Год назад, в одном из своих интервью Рэй Далио (Ray Dalio), американский миллиардер, финансист, основатель инвестиционной компании Bridgewater Associates, управляющей активами стоимостью свыше 160 млрд. долл., высказал важную мысль: "У любого сотрудника есть три «измерения»: его ценности, способности и навыки. Ценности — это то, что человек считает самым важным в жизни. Способности — это особенности мышления: например, кто-то креативен, кто-то аккуратен, у кого-то хорошо с математикой. Природные способности различаются от человека к человеку. Навыки — это то, что можно выучить: например, можно изучить программирование, иностранный язык, основы журналистики. Кадровые работники в большинстве компаний нанимают людей в основном за их навыки. При этом они обращают некоторое — не слишком большое — внимание на способности кандидатов и никакого — на их ценности. У меня всё обстоит с точностью до наоборот: на первом месте ценности, потом способности и, наконец, навыки. <…> Когда вы набираете людей для работы над общей задачей, вам важно знать, как они будут себя вести, когда вы за ними не следите. Идут ли они в том же направлении, в котором вы сами хотите двигаться? Часто бизнес подобен битве, а в битве навыки и способности оказываются не настолько важны, как принципы человека и сила его характера. На общих ценностях строятся межличностные отношения, а глубокие искренние отношения с людьми — это самое главное, что может быть у руководителя. Если сотрудник работает просто за зарплату, вы фактически относитесь к нему как к оборудованию, да и он воспринимает себя как винтик в большой машине. Из тех, кто работает за зарплату, сильной команды не создать".

Итак, приоритеты Далио: (1) ценности, (2) способности, (3) навыки.

Как мы вырабатываем те или иные навыки? Мотивация: работа, увлечения, повседневная жизнь... Навыки и образование — основной капитал, который (наряду с опытом) учитывается кадровиками. И это то, на что многие тратят почти все свои силы, когда ставят перед собой задачу успешно реализовать себя. Да, навыки важны, очень важны. И подчас жизнь ставит такие задачи, когда их просто придётся вырабатывать. Срочно. Хочешь того или нет. Вне зависимости от желания и финансовой отдачи. С ними многое понятно.

А вот кто и как определяет наши способности? В детстве и юности пробы грунта так или иначе берутся. Мы пробуем себя в одном, в другом. Стало лучше получаться, больше перспектив — вот оно, наше, родное. Бывает, попадаем. Нередко же это ошибка, причём фатальная. Но ведь нельзя же пробовать всё подряд.  И если получается, казалось бы, зачем искать что-то иное?

Можно ли развивать способности? Разумеется. Да, многое закладывается в детстве, в семье, но способности можно и нужно развивать в течение всей жизни. И не бояться развивать то, что хуже всего даётся.

В жизни мы руководствуемся принципами, определёнными правилами, которые являются мостом между ценностями и поступками.

Ценности в этом ряду Далио — то, что вроде бы наименее подвержено изменению. И что наиболее сложно сформулировать. Почему вроде бы? В действительности они перепрограммируются постоянно. Ежедневно. Мы живём не в безвоздушном пространстве. И наша реакция на те или иные события, высказывания, запускает процесс перепрограммирования.



— Категоричность суждений

/ Категоричность — признак ограниченности. Конфуций /

Ранее от нас не требовалось ежедневно определять свою позицию по каждой мелочи, по каждой ерунде. Сегодня нас к этому подталкивают. Настойчиво и нетерпеливо. К суете принятия множества решений (в виде лайков, репостов, комментариев, мнений и пр.) в условиях сильно искажённых данных, минимума времени и завышенного эмоционального фона (собеседников и интернет-прохожих). Принимая то или иное решение, вставая на ту или иную позицию, мы неуклонно движемся в сторону категоричности. Агрессивной и чёрно-белой воинственной категоричности. Свой-чужой. Друг-враг. Хороший-плохой.

Постепенно огурец просаливается, и вот уже мы не замечаем, как становимся резче, грубее, раздражительнее, "реактивнее"… То, что в реальной жизни вне сети себе как-то не позволяем. Пока…

Публичность реакции миллионов, которой ещё каких-то четверть века назад не наблюдалось, стимулируется, подогревается, провоцируется простой доступностью контактов. Речь в первую очередь о социальных сетях и принципиальном изменении условий нашего существования и развития.

Мнения, мнения, мнения... Не столько опирающиеся на навыки, знания, опыт, сколько отражающие нашу внутреннюю культуру, нашу систему ценностей...

Да, именно ценности формируют личность и определяют её поведение, её мысли, слова и дела. Формирование ценностей происходит иначе, нежели навыков и способностей. Но если они составляют ядро, "аксиоматику" личности, почему мы про них особенно не задумываемся?

Как часто проводим "инвентаризацию" своих ценностей, расстановку приоритетов среди них, как их накапливаем и уточняем, как часто замечаем их противоречивость?

Человек с высоким уровнем развития навыков — это ремесленник, профи. Ремеслом владеет хорошо, добротно. Человек с высоким уровнем развития способностей — талант и даже мастер. Но почему для Далио этого мало? Почему для решения прорывных и больших задач, которые под силу лишь сплочённой команде, столь важна система ценностей? Видимо потому, что это и есть самое значимое, ключевое конкурентное преимущество. В работе, в бизнесе, в жизни…

Если сравнить медийных персон недалёкого советского прошлого и дня нынешнего, то можно заметить, что хоть с талантами среди них и стало действительно туговато, влияние их на общество возросло кратно. А как быть с пресловутыми ценностями у них?.. Вопрос риторический. Есть ощущение, что раньше их особенно не выпячивали, хотя выстроены ценности были на порядок солиднее и капитальнее.

Быть может, дело и не столько в медийных персонах, сколько в нас самих? Почему всё чаще с лёгкостью прощаем таланту его низкую внутреннюю культуру, подчас откровенную бестактность, невоспитанность и  даже гнусность поведения? Не потому ли, что приоритет таланта для нас выше, нежели его нравственность? И не потому ли, что границы и эталоны морали и нравственности сейчас настолько размыты, что нет никаких проблем разворачивать всё в нужном для себя направлении?

Талант ведь, по большому счёту, — развитая природная склонность. Способность, реализованная на высоком уровне через опыт и навыки. Но поведение и принятие решений обусловлено совсем иным. Тем, что выше ставит Рэй Далио. Ценностями…

Талант, по большому счёту, это кредит, который надо возвращать. Бальзак говорил, что талант в мужчине то же, что красота в женщине, — всего лишь обещание. Да, всего лишь обещание... И весьма печально, когда сердце и характер не равны таланту. Его масштабу.

О ценностях стоит призадуматься. И лучше сегодня. Завтра может быть поздно.

Человечество вступает в новую эру. Которую ему ещё предстоит пережить. И испытание это будет, полагаю, далеко не из лёгких.


Леонардо да Винчи, Гёте, Конфуций… Их афоризмы помогли выстроить архитектонику этого эссе.

Но вот вывод и заключение отдам всё же Валентину Гафту: "Меня раздражает, что вокруг сейчас — сплошь гении, звёзды, все — в наградах, юбилеях. Нужно заканчивать с этим, избавляться от красоты, которой нет… Мы гибнем от того, что возомнили себя богами… И пришла пора задуматься о том, что мы живём в конфликте с мирозданием, перехвалив себя и считая, что всё понимаем и умеем".


ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

• X, Y, Z. Ментальность и поколения: http://proza.ru/2020/01/13/1707
• Хайповость мышления. Постинфантилизм: http://proza.ru/2019/01/27/28
• Настоящее и суррогат. Почему не видим разницу? http://proza.ru/2019/08/23/878
• Когнитивная слепота: http://proza.ru/2018/11/27/626
• Тишина и какофония: http://proza.ru/2019/12/19/1588
• Мысли. Ментальная флора и фауна: http://proza.ru/2018/12/09/211
• Искусства и науки. Опасность атомизации нашей жизни: http://proza.ru/2019/12/12/1353
• Япония. Поколение, не умеющее заваривать чай: http://proza.ru/2020/01/13/1731
• Франция. 2 минуты в день на книгу: http://proza.ru/2020/01/13/1781
• Что и зачем мы читаем. Книги и напитки: http://proza.ru/2018/12/09/184


Рецензии