книга в книге

Это необычная подборка. Что такое книга внутри книги? Это  независимая  жизнь  чьего то романа ли (желательно классического, древнего, известного многим), его героя ли, автора  ли  -  в  сюжете  писателя  сегодняшнего. Не упоминание, а именно - жизнь.  Такие книги есть.  Давайте поищем их вместе.

Первой  я назвала бы "Хазарский словарь." Милорада  Павича. Это  воистину   книга в книге.   Опубликованная в 1691 году Даубманнусом, она   имеет свою  историю....уничтожения и воскрешения, уже  в наши дни..... Книги так «красиво» горят... Храмовые рукописи майя и инков, библиотеки Карфагена, Александрии, Птолемеев уничтожены огнем. Горели книги по приказу Ивана Грозного и Гитлера, да многих   псевдогероев...
Сгорел и «Хазарский...» Даубманнуса.  Осталось только  два экземпляра — золотой и серебряный. Серебряный — обычный, а золотой — отравленный. Прочитав его, человек умирал, подчеркивает история, да  и сам М. Павич.... Я тогда еще подумала... Отравленный словарь древних знаний ... Как это ?
И дошло... Книгу ж можно читать как приятную сказку. Она сверкает серебром, согревает душу... Но не всегда она такая...

Бывает,  знания  книги настолько отравляют душу  человека, что  вся дальнейшая жизнь его  посвящена служению ей, ее идеям...  Посмотрите, как повлияла на мир маленькая песня, "Марсельеза", написанная капитаном   Марсельского    добровольческого батальона французской революционной армии Руже де Лилем. Впрочем, я отвлекаюсь....
Золотой книгой видимо отравился и сам М. Павич. Он умер для рядового, обыденного, нырнул в глубины народа, который тыщу лет уже не существует. Но ловцы снов продолжают рассказывать его историю... Вот и «Хазарский...» Павича  словно бы склеен находками и легендами путешественников в сны, они идут от того ещё, от Даубманнуса. Существуют ли такие на самом деле? Может, это просто литературный каприз Милорада Павича?
Да нет, существуют...

Давайте поговорим об еще одном романе, автор которого - Ден Симмонс:  "Колокол по Хэму". Его первоисточник -  роман  Эрнеста Хемингуэя ";По ком звонит колокол"   Вот что говорит сам писатель Симмонс :

"2 июля 1961 года- последний день земного существования Эрнеста Хемингуэя. Это событие заставило меня поклясться сделать две вещи, прежде чем я умру. Первая – отыскать и предать гласности секретные материалы ФБР о Хемингуэе . Она заняла более десятка лет и поставила под угрозу мою жизнь и свободу. Однако я с самого начала понимал: куда труднее будет выполнить второе обещание, которое я дал себе в июле 1961 года.
 
Подозреваю, место и способ самоубийства оказались последним посланием Хема.. Разумеется, оно было адресовано Мэри, а вместе с ней и Эдгару Гуверу,  ЦРУ – и всем тем, кто принимал участие в событиях конца апреля – середины сентября 1942 года, когда Хемингуэй играл в шпионов и имел дело с нацистскими агентами и «топтунами» из ФБР, британскими разведчиками, кубинскими политиками и полицейскими, испанскими священниками и аристократами, десятилетними соглядатаями и немецкими подлодками."

Ещё один писатель  Том Харпер,  взяв Гомера в проводники,в романе "Затерянный храм"  постоянно  напоминает нам строки  "Иллиады", "Одиссеи" и  поэтов  древней Греции, которые  продолжили эпопею  певца.  Гомер ....  словно  нить Ариадны в романе...  ГОМЕРический, словом, сюжет.  По сути, -  идея после Шлимана не новая, но она  звучит естественно  и   определяет  "лицо"  триллера Тома Харпера...  Все таки ,  это не исторический роман. Как сказал один искусствовед,   исторические романы читают, чтобы погрузиться в ушедшую эпоху, приключенческие – чтобы ее подслушать.


Роман " Город Мечтающих Книг"  писателя  Вальтера Моэрса  - это сказка, но сказка для взрослых. Думаю, что в полной мере насладиться текстом, полюбить его персонажей, отдать должное "Её Величеству Книге", может человек, умеющий ценить не только внешний, но и внутренний мир книги.
Автору удалось создать волшебный мир, местами он жестокий, опасный, но все-таки мир, где книга - это КНИГА. Книга - образ жизни, самый нужный товар, источник  и  причина  существования   его героев.
В. Моэрс позволил нам пройти весь путь рядом с главным героем - драконом Хильдегунстом Мифорезом, начинающим писателем.. С ним  ты заходишь в ободранный номер гостиницы, в загадочную лавку букиниста, в таинственные и опасные катакомбы под городом, слушаешь Трубамбоновый концерт, угадываешь книго-жнецов, спасаешься от охотников, изучаешь подземный замок Тенехор. А в конце ты тоже видишь Звездный Алфавит . Словом, это прекрасная сказка.
Читали ль вы?

Что можно сказать о бестселлере  "Книжный вор" Маркуса  Зусака?
Я уже забыла, каково это - ощущать книгу на вкус...Я не читала ее, я в ней жила, наслаждалась великолепным языком автора и мастерством переводчика. Восхитительная книга!

А "Мизери"  Стивена Кинга?. Её герой писатель
Шелдон ненавидел   сериал, созданный Голливудом по его собственному триллеру "Мизери". Если так, почему же он снова скользнул в  мир  своих  героев?
По иронии судьбы хозяйка приюта, в котором он по несчастью однажды оказался, чудовищная женщина и  его "тюремщик" Эмма Голд, заставила писать книгу "Мизери2", продолжение первой.   Но там, где есть чудовище, есть и чудо, правда?
И пусть он снова обязан творить никогда не существовавших людей, заставлять их совершать поступки и вдыхать в них призрачную жизнь. Он писал книгу, а книга писала его - его боль, его страхи, его тайное желание выжить, его бессмысленное и унизительное существование в кампании изувера и патологической убийцы и его мужество. Он превратил страницы своей новой книги в бешенство пламени, оцепенение айсберга, в наивного ребенка и древнего старца. Все свои ответы убийце и сумасшедшей женщине по имени Эмма Голд, держащей его в плену, он словно вложил в книгу.

"Часы"   Майкла Каннингема...
Она взяла книгу в руки,открыла первую страничку и теперь эти жизни, сплетены с ее жизнью.   Так,наверное бы начался  роман,если бы в нём описывались мои впечатления от этой вещи. Не перестаю удивляться таланту Каннингема! Он настолько тонко чувствует своих героев, каждая глава,  похожа на кадр макросемки, когда,казалось бы,   даже зеленая травинка или жизнь муравьев открывается тебе с иной невидимой человеческому глазу стороны. Так и тут... невероятная по богатству и красоте галерея переживаний  одного дня...., трех женщин из разных эпох и трёх книг об этом повествующих...-
 Вирджинии Вулф ( в момент написания романа Миссис Дэллоуэй»), Лары Браун, молодой жены и матери,( обожающей роман "Миссис Дэллоуэй")  и   Клариссы  Вон,современницы писателя, живущей в образе  Миссис Деллоуэй.


Ден Симмонс "Илион" и  самая  сильная сюжетная линия в его  романе - Троянская война.  Герой, профессор Томас Хокенберри  наконец то  объяснил   и ход Троянской войны, и позиции богов,  героев.
 
 Сколько бы  я ни читала романов с  вкрапленным в основной сюжет  размышлениями об этой войне, пальму первенства все равно отдаю Дену Симмонсу с его "Илионом". Потому что он не цитирует Гомера, он живет жизнью его героев, перевоплощается в них... Это - перевоплощение по сегодняшнему мыслящего человека в то время, в том действе, это  оценки его, сегодняшнего, что накладываются на тех богов и тех героев...
 
 Правда,  война богов и героев, которой заканчивается этот сюжет, как то не слишком впечатляет... Повод для нее незначителен - борьба эгоизмов, божественного и человеческого...  Может,  идея - заимствованна от  "Махабхараты", или в ней есть перепевы   Роджера Желязны его романа  " Князь Света"... Хотя  у Роджера  война людей и богов более оправдана....Её причина  -  право людей на божественный огонь... творчество то есть, совсем как у Прометея=Сэма то есть)))

"Химеры Хемингуэя" Джонатона  Китса  посвящены...   да, великому Хему.
Рукопись первого его  романа, безвозвратно исчезнувшего на Лионском вокзале вместе с чемоданом жены писателя, необъяснимо попадает в руки юной студентки, которая больше всего на свете любит читать книги. Анастасия Лоуренс не писатель, но вынуждена надеть эту маску — сначала ради двух-трех близких, потом ради миллионов незнакомцев...И ее жизнь,  жизнь целой страны превращается в кошмар. Двадцатилетняя девчонка становится «вторым Хемингуэем», любимицей публики, образцом для подражания. Ее роман провоцирует уличные беспорядки и заново учит людей читать. Она не просила славы — она всего лишь мечтала о безопасности. Она живет со своим преступлением, расследуя его сама и сама себя карая.

Веничка  Венедикта   Ерофеева (Москва-Петушки) повторяет судьбу  библейского Иисуса, в то же время опровергает ее смысл. Нового Христа предает не Иуда , но ангелы (!). В пределах одной фразы в поэме часто сталкиваются осколки Ветхого Завета и советской «Правды», мифологическое мышление и неумирающие фразы соцреализма ,  советской официальной идеологии. Даже "бухало", которым  Веничка  увлечён, называется не просто так, а «ханаанский бальзам»,«слеза комсомолки» , «дух Женевы»  или «Звезда Вифлеема».

Поэма явно издевается над библией... И в то же время она во всём безумно по библейски серьёзна... В поэме все - шарж и насмешка... Так, не Веничка-Иисус воскрешает Лазаря, а напротив, самого Веничку воскрешает блудница — "плохая баба"..., упоминание о звезде Вифлеема возникает перед финальным убийством, которое так похоже на распятие Христа.
Строго говоря, одна и та же коллизия в поэме разыгрывается в двух регистрах: в духе  Библейского   апокрифа и  карнавального кощунства . И все-то поэма словно перевертыш обращает в свою противоположность.
Ибо жизнь человеческая не есть ли минутное затмение  души?  И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира.
Если все так плохо, то каков смысл сюжета?
Это история поражения героя, ставшего игрушкой сил хаоса? Или это акт трагического сопротивления хаосу?

Последней в этом перечне  книга "Уроки чтения. Камасутра книжника" Александра Гениса. Она о том, что мы, развращенные прогрессом, разучились любить толстые книги современников.
А я спрашиваю: разлюбили ли?...
Это как у него  же   с сигаретами и сигарами, если помните:  "чтобы бросить курить, он перешел на сигары. И классно  обосновал эту свою блажь: “Сигарета – проститутка,  а сигара – гейша”. "

Вот точно так же и мы с книгами... Спасибо Генису, что он сумел это наше отношение сформулировать: мы в  книгах предпочитаем гейш.... И конечно общение с ними - чистая камасутра...  Разве нет?


Рецензии