Война меня застала на реке. Глава 17

Александр Сергеевич Воробьёв (1924 – 1990)

МЕМУАРЫ РЯДОВОГО РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
_____________________________________

В августе над крышами домов пронесся немецкий самолет, остались его следы - было убитой три ни в чем неповинных женщины, отправивших на войну своих мужей...
_____________________________________

Война меня застала в селе на речке. В ночь перед войной в школе был выпускной вечер десятиклассников. Я был на вечере, смотрел на этот торжественный ритуал вручения аттестатов и невольно думал, что пройдет еще годик, и уже я буду стоять перед директором школы Иван Иванычем и также буду краснеть, и робко буду обещать не забывать школу и учителей. Возвратился я часам к четырем утра. Подойдя к дому, я встретил отца, который собирался на рыбалку. Я ушел с ним. А когда мы выбирали из вентерей рыбу, услышали гул самолетов и где-то глухие взрывы. Мы еще не знали, что это уже была Великая отечественная война.

По дороге домой новость о войне полоснула сердце злым, неведомым ударом. Сердце заныло, я побледнел, присел на обочине канавы. Отец растерялся, принес воды. С началом войны летели прахом все мои мечты и надежды. После окончания 9 классов я мог подать заявления во многие военные училища страны, и уже по согласию с папашей наш выбор пал на Ленинградскую военно-медицинскую академию. Мне не было тогда и семнадцати лет. Как теперь сложится судьба? Путались мысли - вот как некстати пришла война.

Но война уже шла черной тенью на восток, на нас, курян. И уже к одиннадцати часам утра где-то погибали мои земляки, а село превратилось в настоящий улей. Появились военные на лошадях, у правления колхоза собралась масса мужиков и молодежи, в стороне женщины в белых платочках и уже тогда со слезами на глазах, которых, ой, еще сколько прольют за годы длинной и жестокой войны. Разносили повестки о мобилизации. По селу разносился раздирающий плач женщин и детей, плачь села, плачь моей поруганной позже земли. Хмурые лица будущих защитников моей земли, мужчин. Я лежал на раскладушке. У меня не укладывалось в голове, что это война настоящая, что окончилась моя учеба, а будет ли она продолжена? Потом я восхищался своей армией, думая, что война, ну, пусть будет месяц, два от силы, и пойдут наши танки гулять по немецкой земле.

Ведь это была моя армия, которой в феврале 1941 года мы, ребята тех годов, отмечали 23-ю годовщину ее образования, пели песни о славных ее подвигах у озера Хасан и сопки Заозерной, о подвигах моих селян на полях сражений у докерного Выборга. Овеянная славой в дни интернационального долга по освобождению западных областей Украины и Белоруссии. Закрыв глаза, я шагал впереди взвода, роты, батальона, опутанный командирскими ремнями, запыленный, усталый, но довольный собой.

Но я не угадал. Война двигалась на восток. Зловещей тенью в небе проходили стаями немецкие самолеты. На заре утром бомбили Теткинский железнодорожный мост. В небе появлялись наши «Ястребки», и, казалось, что их никто не сможет догнать, а уж они-то постоят за себя, меня, Россию.

В августе над крышами домов пронесся немецкий самолет, остались его следы - было убитой три ни в чем неповинных женщины, отправивших на войну своих мужей. Плакали дети, родные. Все в селе наяву поняли, что такое война.
Отец призыву в армию по возрасту не подлежал.


Фото из семейного альбома -  автор воспоминаний А.С.Воробьёв. По правую руку - участник Великой Отечественной войны,учитель сына Валерия и поэт,друг семьи Владимир Петрович Громов(Братск,Иркутская область)


Рецензии
Нитка воспоминаний
_____________________
Каждый день ниткой воспоминаний
Штопаю старость.

Да хватит латать дряхлый мир, -
Возмущается молодежь, -
Нити солнца и следы падающих звёзд
Делают современность богаче,
А не заплатки твоих мемуаров!

Согласен -
Только без моей
Ниточки с иголочкой,надеюсь,
Не обойтись!

Монахов Владимир   29.01.2020 08:07     Заявить о нарушении
Согласен -
Только без моей
Ниточки с иголочкой,надеюсь,
Не обойтись!

Александр Воробьёв 7   07.02.2020 07:20   Заявить о нарушении