Крымская война и призвание варягов

 

Крымская война, поражение в ней, многое изменила в России. Покрыла неувядаемой славой воинов. Ускорила либеральные реформы.

А начиналась она красиво, мощно, даже можно сказать весело. Император Николай I почувствовал: сейчас или никогда. Обстановка решить стратегическую  проблему, вернуть Константинополь православным христианам, завещанную бабушкой Екатериной Великой, создалась более чем благоприятная. Австрия и Пруссия были по гроб обязаны Николаю, он помог подавить там революции. Франции было не до этого. Она завязла во внутренней политике. Оставалась Англия, но что она одна могла противопоставить России. Вдобавок, в своих европейских провинциях турки опять устроили резню. Оставалось решить, когда и как начать операцию. Мы знаем, что началось все с ультиматума Турции князем Меньшиковым. С разгрома турецкого флота в Синопе. С продвижения русских войск в сторону Балкан. Но мы часто забываем о создании идеологических обоснований последней и решающей войны, как тогда представлялось, с Турцией.

Одно из этих обоснований было в высшей степени интересным. Речь идет о «Русской истории» Михаила Петровича Погодина, известного русского историка, норманиста.

К началу войны Погодин не успел окончить свою историю. А вот предисловие к ней опубликовал. С отрывками из него я и хочу Вас познакомить. Начало предисловия особенно примечательно, поэтому лучше привести его целиком, без изъятий.

«Современные обстоятельства (начало Крымской войны) требуют, кажется, напоминания о первоначальной русской истории: все мысли, все чувства, желания, молитвы наши, устремлены теперь на Дунай, к Черному морю, в Константинополь. А разве не туда же, какой-то непреоборимой, чуткой силой, тянуло молодую Русь, в продолжении первых двухсот лет ее существования? Не Царь ли град был любимой целью древнейших князей русских с их верными дружинами? Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав, не там ли добыли славы незабвенным именам своим и озарили ею отечество».

Красиво, мощно, исторично, не правда ли? Умели так писать историки еще совсем недавно, поднимая патриотизм народа.

Далее Погодин приводит предание о знаменитых словах князя Святослава. Он видит на нашем Дунае «середину Земли русской». «Не посрамим же земли русской и ляжем здесь костьми. Мертвым срама нет».

На угрозы византийского императора Святослав отвечал: «Мы сами придем к Вам прежде вашего, раскинем свои шатры перед вратами вашей столицы».

И Чёрное море в период начал Руси называлось Русским. А Дунай? «Свет, Дунай Иванович, слышится до сих пор по всему пространству русской земли в любом городе и любой деревне».

Дальше можно не продолжать. Патриотическая направленность истории Михаила Погодина сомнения не вызывает, причем направленность именно «вперед на Константинополь».

Гораздо интереснее другое. Эта мысль только что пришла в голову. Обоснований железных в ее пользу нет. Тем не менее, не привести ее не могу, учитывая известное «всякая мысль материальна».

Речь поведу о том, что Михаил Погодин, уважаемый мной лично историк, но при этом ярый норманист. Их словесные поединки с другим знаменитым историком Костомаровым, антинорманистом, собирали огромные залы. А спорили они до посинения. Один норманист, т.е. русы у него – скандинавские викинги (Погодин). Нет, не скандинавы у антинорманиста Костомарова. Я лично на стороне антинорманизма, почему, это другая тема.

Так вот. Мысль моя такова: а не пришел ли Погодин к своему ура-норманизму в результате событий, предшествовавших Крымской войне. Выше я писал о том, что русское правительство видело только Англию в качестве державы, способной помешать решить константинопольскую проблему. В этом оно ошиблось. Австрия и Пруссия не поддержали Россию. Наполеон III во Франции, резко повысил свой авторитет в Европе, благодаря этой войне. Совершенно не было учтено участие в войне Сардинии, благодаря чему король Сардинии стал королем вновь образованного королевства Италии. Но это случится потом. А пока главным противником России видится только Англия.

А Погодин в своем предисловии делает упор на том, что первые русские князья, угрожавшие Константинополю, были скандинавскими викингами, норманнами. А не потому ли, что норманны завоевали во времена Оны Британию. Мы, русские, потомки викингов, которые не только бивали Вас англичан на море, но и владели Британией. Так что остерегитесь воевать с нами, мало Вам не покажется.

Возможен и другой вариант. Вы, англичане, и мы русские, потомки викингов, так неужто нам с Вами сподручно воевать.

Ну а потом Погодину уже нельзя было отступать с этой позиции. Он и не отступал, боролся за каждую пядь норманизма. Достоин за это уважения. Но вот как он к нему пришел, большой вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рецензии
Эх, если бы кто-то, допуская царей к власти, смотрел на имена, история выглядела иначе. Заметьте, Федоры всегда оказывались болезненными и быстро умирали, как и Алексеи. Борисы всегда оказывались на троне нелегально, меняли многое и уходили проклинаемые всеми, Николаи оказывались тиранами, глупцами и при них Россия несла поражения, Александры были наиболее успешны в своих действиях, а Владимиры переворачивали все с ног на голову и полностью все меняли. Разумеется, с морями крови и ломая население об колено. Имелись и другие правители с иными именами, Но успешным оказался лишь Пётр, остальные на «П» или быстро погибли, или показали себя плохо. С уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   02.02.2022 18:51     Заявить о нарушении
Анализ налицо!!!

Игорь Тычинин   02.02.2022 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.