Когнитивный диссонанс

     По основным определениям мы все в той или иной степени встречаемся с этим психологическим, духовным, а кому и интеллектуальным феноменом человеческого разума.
     Психологи утверждают, что это настоящая болезнь. Люди духовного склада считают, что это стоящая болезнь, которой интеллигентному человеку обязательно нужно переболеть, если он человек, ищущий духовных мировых лакун, которые нужно заполнить. Ей должны переболеть первопроходец, священник, учёный, студент в зарубежье, если он патриот, испивший роднородческих вод. Эта болезнь, как дворянину в армии послужить, турок попугать.
     Поздравляю всех, кто ею переболел, болеет или собирается заболеть. Вы достойные нашего переменчивого мира люди.
     Это болезнь эмигрантов географических и духовных, потерявших связь с социокультом своей Родины.
     Россия не последняя по числу тех, кто подвержен этому вирусу. Среди географических диссонантов она третья, весьма уважаемое и почётное место в мире. 11 млн человек, 6% населения страны. Если добавить сюда духовных диссонантов, то Россия первая, ибо всякий русский черпает себя в Космосе.
     Все эти люди, что по воле судьбы оказались в бушующем Окиян-море духовно-географических эмигрантов, подвержены стрессам, связанным с переездами, и большая часть из них пребывает в состоянии когнитивного диссонанса. Дорогая болезнь, которая лечится дорогими же средствами, внутренними энергиями, которые природой строго лимитируются по принадлежности к той или иной культуре. Нужно запрашивать дополнительные ресурсы у организма, который не всегда их может выделить.
     Каждый человек имеет врождённые генокульт и социокульт. Они материально и духовно привязаны к географии, экологии, этносу, цивилизации, культуре. В них заложена идея предназначения человека. Патриотизм.
     При смене географии или духовной ауры, человек преследует несколько целей, которые можно разделить на следующие основные виды:
       1. Он невозвращенец, обижен или она вышла замуж. Это навсегда.
       2. Он эмигрант на время. Студент, или за длинным рублём отправился.
       3. Он исследователь, первопроходец. Это надолго, но не всегда.
       4. Он там по заданию партии и правительства. Это надолго, бывает и навсегда.
       5. Интеллектуальная миграция. Это когда человек часто меняет сферу своей деятельности, профессию, проект. Писатели, поэты, учёные.
       6. Она вышла замуж. Но это до первых родов.   
     Эмигранты чаще всего сталкиваются со сложностями адаптации, признания на новом месте. Многие участники зарубежных русскоязычных групп взаимной поддержки за рубежом из числа выехавших, называют одной из своих главных проблем, и причиной обычных заболеваний именно переезд из России. Хотя в дальнейшем они много раз переезжали из страны в страну. Именно с выездом из России они связывают все последующие диссонансы.
     Чтобы избежать различных видов диссонации при смене географии и духовно-интеллектуальной сферы существует несколько видов стратегий:
     1. Можно выбрать стратегию сохранения собственной роднородственной культуры и постепенно корректировать её в сторону новой.
       В этом случае мигрант будет постоянно чувствовать себя неполноценным, неродным. Диссонация может сопровождаться постоянными, практически хроническими физическими недугами, такими, как: подавленность, покашливание, повышенное давление, сопровождающееся шумом в ушах. Если не удастся подавить первые симптомы когнитивного дисбалланса, то могут появиться новые симптомы, они болезненнее, это: навязчивые идеи, которые хочется срочно реализовать, даже видения на яву. Это признаки появления постоянной, нескончаемой акклиматизации.
       Чтобы подавлять эти диссоциативные процессы в стратегии сохранения собственной роднородственной культуры нужно просто преодолевать свои нехотения, продолжать неудобный разговор, в котором мигрант только кивает головой, мотивировать себя на приобретение невкусного йогурта, идти на культурное мероприятие, сути которого он не понимает или не принимает.
     2. Другая стратегия врастания в новые социокультурные сферы предполагает полную внутреннюю социокультурную ассимиляцию. Это происходит, если эмигранту нет необходимости сохранять свою социокультурную идентификацию, поскольку он не собирается возвращаться к своим роднородственым ключам.
       Такая ассимилятивная стратегия считается наиболее этичной по отношению к мигранту, позволяет скорее справится с разного рода диссонациями, в том числе когнитвного свойства. Но это доступно не всем. Женщины скорее ассимилируются, это заложено в их генокульте с рождения, поскольку они покидают свою семью после замужества. Люди, социокультурные хамелеоны, также выбирают эту стратегию в новых социокультах.
     3. Есть третий способ интегрироваться на чужбине или даже в новой духовно-интеллектуальной группе. В новом социокультуре мигранты одной культуры объединяются в единую группу. Эмигрант сохраняет полную собственную роднородственную идентификацию и не собирается ничего в себе изменять.
       При смене географии такая стратегия доступна студентам, прибывшим из одной страны, некоторым этносам, чаще всего малоазийским.
     4. Стратегия, когда индивид категорически отказывается от своих социокультурных навыков, но и не принимает новых, называется маргинализацией. Люди этой группы в наивысшей степени подвергают себя опасности быть неустойчивыми к ощущениям тревоги, они страдают от отсутствия социальной связи со всеми эмигрантскими группами.
       Маргинализации подвержены все стратегии адаптационной аккультуризации, поскольку так или иначе, но все мигранты находятся в постоянных сомнениях о своём статусе в новом социокульте, их преследует страх оказаться на обочине жизни, они раздираемы переживаниями множественного характера. Но у маргинальной страты всё это проявляется в острой форме. Маргинальный человек постоянно чувствует себя ненужным, одиноким и отстранённым.
       Если мигрант находится в состоянии когнитивного диссонанса, то он, как правило, интуитивно старается активно уходить от усугубляющих ситуаций, ведущих к маргинализму. По всей видимости человек от рождения получает ген, заставляющий его избрать путь сепарации в новой социокультурной среде.
     В связи с отвлечением мыслительной деятельности от размышлений о повседневных проблем, развивается ощущение дефицита памяти, неспособность концентрации своего внимания. Диссонант часто забывает где он находится, какое время сейчас, часто заглядывается на часы, и ему не удаётся сразу сориентироваться. Подсознательно его духовная мыслительная деятельность наполовину занята поиском своей основы в утраченном мире, из которого диссонант эмигрировал.
     Это состояние сопровождается различными видами хронических стрессоров. Духовно-интеллектуальные, социокультурные изменения, духовная изоляция, одиночество, ощущение непринадлежности, понижение социального статуса, непривычные жилищные условия, неудачи в новой духовной или географической стороне не прибавляют успехов в адаптации.
     Эмиграция в раннем возрасте значительно чаще становится причиной пограничного расстройства личности, так считают психотерапевты.
     Ребёнок, вывезенный из своей Родины, оказывается в полной изоляции. Даже будучи общительным на своей Родине, он на чужбине в первые недели и месяцы может общаться только со своими родителями.
     И во дворе, и в общественных местах он оказывается вне пределов местного социума.
     В школе он попадает в чуждую ему языковую среду, непонятную социокультурную обстановку, результатом чего у него вырабатывается психологический тип зависимости от мнения родителей, с которыми он вынужден долгое время сверять свои новые социоощущения.
     Постепенно, с возрастом, ребёнок становится изгоем, подстраивается, чтобы быть принятым в колхоз. При этом личностное "Я" значительно поражается, оно скорее становится зеркалом, в котором отражаются другие личности, его окружающие.
     С другой стороны, именно так срабатывает механизм социокультурного выживания на чужбине или в иной духовно-идеологической обстановке.
     Находясь в духовно-культурной изоляции в неродной социокультурной среде, трудно найти психотерапевтов, способных помочь диссонанту. Это должны быть специалисты, которые имеют опыт работы с социокультурной средой эмигранта географического или духовного.
     Духовная и географическая миграция требует от диссонанта постоянно искать внутренние и внешние ресурсы для адаптации в новой социокультурной среде. Миграционные процессы считаются важнейшими стрессорами, создающими поле для возникновения Когнитивного диссонанса. Эти стрессоры вызывают недомогания психо-соматического свойства, которые вызывают побочные патологии при получении травм. Это психоз, который может закончиться суицидом.
     Почти половина мигрантов при переезде в иную географию попадают в группу риска при травмах, очень часты ситуации с расовой дискриминацией, неравноправное отношение к мигрантам со стороны государственных органов, особенно полиции.
     Мигранты постоянно находятся в ожидании задержаний, депортаций, приводящих к разлучению с семьёй. Всё это вызывает расстройства когнитивного порядка.
     В случаях насильного переселения и получения статуса беженцев, когнитивный диссонанс может перейти в острую форму психического расстройства, шизофрении. Такого рода обострения диссонантного свойства у беженцев случаются в два раза чаще, чем у обычных мигрантов.
     Когнитивный диссонанс у мигрантов может выразиться и в потере веса, связанный со стрессовым расстройством пищевого поведения. Его причиной может являться постоянное беспокойство по поводу своего внешнего вида, необычность которого проявляется во взглядах окружающих.
     Помимо мигрантов, беженцев, людей духовно-интеллектуального труда, к категории потенциальных диссонантов можно отнести также военных и их семей.
     Теоретики когнитивного диссонанса утверждают, что это состояние является результатом конфликта духовных принципов, нравственных убеждений, моральных ценностей.
     Конфликт с окружающей средой возникает не только при смене географии, но и при смене духовных или интеллектуальных диспозиций. При этом возникают логические противоречия, поскольку в новой духовной среде нужно применять и обновлённые установки. В этом случае в новой духовной социокультурной среде, где оказывается мигрант, его мнение, привнесённое им из предыдущей среды, может по многим компонентам не совпадать с бытующем здесь мнением.
     Статистика показывает, что этот конфликт мнений, называемый когнитивным диссонансом, не обязательно возникает у всех. Ему, как правило, подвержены люди, которые пытаются глубоко вникнуть в окружающую их новую обстановку, глубоко переживающие от отсутствия понимания, несмотря на то, что они самостоятельно принимали решения о передислокации.
     Первых положительных впечатлений после смены обстановки хватает не больше, чем на пару-тройку месяцев, но затем нужно более глубокое проникновение в эту обстановку, нужно развитие.
     Социокультурные привычки трудно изменить, исправить, а от каких-то отказаться. Духовные позиции, убеждения, наработанные методики установления отношений, новые магазины, другой продуктовый набор, как проехать на общественном транспорте. Новые знакомые, соседи вроде бы улыбаются, но дальше общение не продвигается. Мигрант в постоянном напряжении, голова ищет способы устранения закавык.
     Знакомых вроде много, но коммуникации не дают положительного результата ни в материальном, ни в духовном плане. Всё как обычно, но того, что было в прошлой жизни нет, радует только работа с хорошей зарплатой.
     Однако постепенно новая форма взаимодействия с миром начинает давать некоторые плоды, но накапливается и эмоциональная усталость от ожиданий, которые реализуются не полностью.
     В сумме плюсы и минусы этого психологического состояния диагностируются как когнитивный диссонанс. Нужно искать специалиста, помощника, советника, партнёра, пусть на время, который разбирался бы не только в психологии, но и в той профессиональной проблематике, которой мигрант занимается. 
     Изменения в социокультурных установках окружающего мира вызывают и изменения в образе жизни, приводят к статусным поражениям в обществе. Приходится проводить коррекцию всего внутреннего мира, вплоть до морально-нравственных установок, осуществлять интериоризацию, а это связано со структурным переформатированием самой человеческой психики, обусловленной необходимостью усвоения социокульта, в котором оказался индивид, с целью корректировки его внешней социальной деятельности, и дальнейшим присвоением незнакомых ранее навыков, получением нового жизненного опыта, и уже на основе этого опыта отрабатывать новые, необходимые психические функции для общего развития.
     Когнитивный диссонанс причиняет мигрирующему индивиду психологический дискомфорт, отчего человек интуитивно, неосознанно пытается избежать необычных ситуаций, отринуть от себя новую информацию, что только усугубляет его настроение и состояние, часто переходящее в повседневную форму диссонации, дезадаптации и иррационального поведения.
     Одним из показателей такого состояния является нежелание с кем-либо общаться. Причиной может быть невладение языком страны пребывания, стеснение в общении из-за незнания правил социальной коммуникации в новой для себя духовной, интеллектуальной, языковой, культурной обстановке.
     Одним из важных признаков социального диссонанса является нежелание общаться с людьми в новой среде. Диссонант, как правило, на первых порах подвержен вынужденному молчанию. Общительные в своей первоначальной роднородственной социальной среде, оказавшись на чужбине или в новой духовной среде, не могут ничего никому сказать, как они это делали ранее, боясь быть непонятыми.
     Диссонант может владеть языком страны пребывания, лексикой в новой интеллектуальной среде, но между собеседниками теперь нет общей истории, схожего бэкграунда, чтобы на него опереться в общении, а он тоже является важным условием успешного речевого взаимодействия.
     Существенным фактором дезаптации могут стать неоправданные ожидания от предварительного изучения той социальной сферы, в которую собирается вжиться мигрант. Получив какие-то сведения о новом для себя социокульте, даже выучив язык, мигрант уверен, что он сможет эффективно вжиться в новую географию, лучше и скорее адаптироваться. На самом деле он теряет время в своих ожиданиях, находясь в бездействии. В это же время менее осведомлённый об условиях нового социокульта мигрант более активен и креативен в нейтрализации своего диссонанса, он во всём стремится к соответствию, равноподобию, консонансу. Он изучает язык, особенности новой культуры общения не по книжке, а на практике.
     Причиной возникновения когнитивного диссонанса может стать также невозможность пообщаться с друзьями или знакомыми, сыграть в картишки, в шахматишки, в футбол, сходить в театр, в парк на шашлычок. Сюда также относится еда, кулинария которой непривычна, необычна культура гостевания: как войти, как поздороваться, как пройти, нужно ли разуваться и т.д.
     Многие, пройдя все этапы адаптация, потратив на это несколько лет, так и не смогли избавиться от страхов, тревог, панических всхлёстов, причиной которых были не только нестыковки во встраивании в окружающую среду, но и беспокойства за судьбы родственников на Родине, неприятностей на самой Родине. 
     Во время адаптации мигрант, попадая в иную социокультурную и даже генокультурную среду, вынужден адаптироваться в новых обстоятельствах, подвергаясь своего рода аккультурации. Когда осознанно, а когда не совсем, он вовлекается в процесс обмена новыми культурными правилами с культурными навыками, заложенными в мигранта родовыми ключами. При этом мигрант продолжает оставаться в принципе тем, кем он был изначально.
     В процессе адаптационной аккультурации индивиду приходится производить весьма существенные и разнообразные изменения в своих привычках. Это и язык, и культура, и нравственные ценности, это и схемы общения, даже гендерные роли, приятие культурных ценностей. Особенно если имеются большие различия между различными социокультами. Конечно, психика человека в таких условиях не всегда выдерживает инокультурного натиска и начинает диссонировать на когнитивном плане.
     Когнитивный диссонанс в общем-то лечится, если диссонант постоянно ищет причину возникновения социокультурной дисгармонии. Тут важно вовремя почувствовать и распознать детали различий между своей роднородственной культурой и новой, вновь осваиваемой. Это приносит почти всегда положительные результаты, и диссонант получает навыки к осознанному сопереживанию своему инокультурному собеседнику, к пониманию его эмоционального состояния, при этом не испытывая неудобств со своей внутренней культурной позицией, не ущемляя её. Он в некоторой степени становится эмпатом, то есть человеком с развитой способностью к сопереживанию, эмпатии.
     При смене культур, как духовных, так и географических возникает ощущение, что всё происходит не так, неправильно. Причём, это ощущение прилипчиво как к эмигранту, к внутреннему мигранту, так и к первопроходцу, ищущему новых духовно-интеллектуальных ощущений.
     При смене социокультурной обстановки очень тяжело бывает смириться с иным ритмом жизни. Особенно трудно переживается различие темпов процессов вокруг мигранта, по сравнению с его собственным роднородственным социокультом и даже генокультом.
     Нужно понять, как устроена социальная система, какова духовная история служителей новой социосистемы для интеллектуальных мигрантов, аборигенов и их страны для географических эмигрантов.
     Нужно постоянно быть начеку и заранее готовить варианты для могущих возникнуть ситуаций. Да и посоветоваться особо не с кем. Нервы напряжены, эмоции захлёстывают, быстрая усталость.
     Люди северо-восточных и восточных культур и цивилизаций живут быстрее. Там сложнее климат, больше культур, человек в постоянных поисках удобной экологической и социальной ниши. И вдруг – пустота.
     В любом случае есть правило: возьми столько, сколько сможешь отдать. Гоняясь за материальными богачествами, либо пытаясь наполниться новыми духовно-интеллектуальными достоинствами и приобретая их, человек теряет в равной степени свою божественно-природную идентификацию, в равной степени теряет свою духовно-интеллектуальную роднородственную суть, которая приспособлена к эффективному энергообмену между его генокультом и социокультом.
     Мудрые люди считают, что все неустройства внутренней культуры эмигрант может устранить на своей Родине, прильнув к святому источнику, словно к груди Матери-Земли.


Рецензии
Вот уже я-эмигрант со стажем из последних сил стараюсь удержать себя в руках, но чувствую, что вот, вот не выдержу и вырвусь и тогда покачусь колобком по бездорожью и наткнусь на камень преткновения, и предамся забвению. А выбора нет, как и свободы.

Шведовский   23.01.2022 22:52     Заявить о нарушении