Ходячее дерево
Наезды на русский язык, на русскую культуры ныне – дело обыденное. Даже поощряемое. Вот Анатолий Найман, друг Иосифа Бродского, пишет очерк о «поэтической непреложности» (Новый мир, 2002, № 7). Найман вычитал, что в валлийском и ирландском алфавитах начертания букв соответствует названиям деревьев. Это сильно обогащает поэзию. У нас этого нет. Вывод: «славянский алфавит - сравнительно поздний и как всякий вторичный оторван от непосредственного значения букв…». У нас нет «вещественного алфавита», - с сожалением констатирует Найман.
Что из этого следует? То, что наша поэзия вторична? Ущербна? Не знаю, что дают автору такие наблюдения. Понаблюдал бы он, к примеру, за языком своих предков. Если валлийский язык пропах запахом дубов и вереска, то за каждой буквой иврита сокрыта каббалистика… Темная бездна демонологии… Впрочем, отдельные изобретатели находят вещественность и в русских буквах. Андрей Вознесенский придумал «буксмы». В инициалах Чингиза Айтматова он увидел и тополек, и юрту – зримые приметы творчества киргизского прозаика.
К счастью, поэзия не только и не столько буква, сколько звук, мелодия, ритм. Тут наш исконный язык многозвучен, разнообразен, вариативен настолько, что может обходиться даже без логического смысла. Пример - потрясающая строка Константина Бальмонта: «Чуждый чарам черный челн…». Если вспомнить, что за словом «челн» кроется еще и сексуальный намек, то «черный челн» может потрясти воображение не на шутку.
Каждая статья – независимо от замысла автора – подобна реке: она несет и пустую породу, и песчинки золота… Вот Найман цитирует Евангелие, где «полупрозревший слепой» восклицает: «Вижу проходящих людей, как деревья!». Господи! Да это без микроскопического зазора ложится в мою идею человека-дерево! В отличие от Наймана, тут видится не простое уподобление ветвей человеческим органам (руки и волосы подобны ветвям, листьям, колосьям, а трава, в свою очередь, простоволоса, как девчонка с забытого хутора). Дело в бытийной сущности человека: это мыслительное древо, его энергетическое двоеродство.
Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни…
Величье дерева в том, что оно есть зеркальное отражение человека невидимого, сущностного… И как сильно сказано в Евангелии о п о л у –
п р о з р е н и и! Это не просто п о л у з р е н и е. Слепой-то прозрел для созерцания сущностей! То есть, для созерцания шагающего человека-дерево.
Свидетельство о публикации №220012800325