Эпизод деревенской жизни

- Вставайте, хлопцы. Нужна ваша помощь, - среди ночи раздался голос Константиновича.

Проснувшись, я не сразу понял, где нахожусь, и о чем говорит хозяин. Знаете, наверное, как сладко и крепко спится зимней морозной ночью во время снегопада. Кажется, что свинцовая тяжесть давит на голову, и оторвать ее от подушки нет никаких сил. С трудом разлепив веки и оглядевшись, я вспомнил, что ночую в деревенской хате и догадался, о какой помощи идет речь.

- Похоже, у нас в хозяйстве сегодня будет прибавление, - высказал за ужином предположение Константинович. – По всем признакам, корова начинает телиться. Если все будет хорошо, к полуночи растелится.

Видимо, не все было хорошо, раз нас разбудили в четыре часа ночи. Мы быстро оделись, обулись в резиновые сапоги, и вышли во двор. Легкие мохнатые снежинки лениво опускались на скованную морозом землю. В носу пощипывало при глубоком вдохе – мороз был не слабый. Под ногами свежий снег громко хрустел, пока мы подходили к светлому прямоугольнику открытой двери хлева.

На свежей соломе, укрывающей толстым слоем пол хлева, стояла корова. К рогам ее была привязана толстая веревка, которая крепилась к противоположной от входа стене помещения. Корова периодически горбилась, когда у нее начинались схватки, но никак не могла растелиться. Из нее выглядывали копытца теленка, но дальнейшего движения плода не наблюдалось.

- Вот так уже часов пять. Это не нормально. Будем ей помогать, - произнес хозяин.

 По голосу было ясно, что он сильно озабочен, ведь корова – кормилица в семье. Это ходячий молочный завод: из молока делались все молочные продукты - сметана, масло, творог, простокваша, сыры – клинковый и вареный. Если в семье была корова, можно было быть уверенным, что дети голодать не будут. Лишиться ее – значило обречь семью на полуголодное существование.  Если корова не растелится – она может погибнуть. Ветеринар далеко, а на дворе ночь.

Возле входа в хлев на снегу лежала возовая жердь – длинное и крепкое бревно, с помощью которого прижимали сено на возу, чтобы оно не сваливалось при перевозке. Подходя к хлеву, я еще подумал: «Зачем хозяин его приволок?» Константинович накинул петли из крепкого капронового шнура на ножки теленка, а другой конец веревки привязал к возовой жерди, оступив на четверть от ее конца. Затем мы уперлись концом жерди в дверной косяк хлева, в результате чего получился мощный рычаг. Я подумал: «Неужели нужно такое усилие, чтобы вытащить теленка из коровы?» Все это мне – городскому было в диковинку. Константинович сказал нам держать жердь на весу и подготовиться тянуть по его команде. Подобрав момент, когда у коровы начались схватки, он скомандовал.

- Тяните потихоньку!

Мы поднажали слегка, но, похоже, недостаточно. Привязанная за рога к стене корова не могла отступить назад. Подождав следующих схваток, хозяин крикнул.

- Тяните сильнее!

Мы уперлись, теленок чуть подался, но не родился. Корова легла на солому. Видимо наши действия были для нее мукой. Подождав следующих схваток, Константинович сказал.

- Тяните изо всех сил!

Мы налегли на бревно и в прямом смысле выдернули теленка из коровы. Он лежал у ее ног мокрый и бездыханный. Хозяин поднял его голову, сильно дунул в ноздри, но теленок не задышал. Тогда он взял соломинку и ею стал щекотать у него в носу. От этого теленок тряхнул головой, тихонько чихнул и задышал. Тем временем, корова вытянулась на соломе, не в силах поднять голову. Зрачки у нее наполовину закатились – сверкали белки глаз. От усталости и болевого шока она была в полной прострации, если это слово применимо к животному.  Хозяин озабоченно глядел на корову и произнес.

- Если не встанет, придется дорезать, пока не сдохла.

Мы стояли рядом, с сожалением глядя на животное. «Что же делать? Как ее оживить?» - напряженно думал я и предложил.

- Давайте поднесем теленка корове под нос.

Подняв мокрого новорожденного, мы положили его у коровьей головы. Она очнулась, глубоко вздохнула, учуяв запах малыша и подняла голову. Обнюхав теленка, она стала его вылизывать. Материнский инстинкт вернул к жизни, казалось бы, умирающее животное.

- Ну, вот и все, хлопцы. Можете идти досыпать. Дальше я сам. Спасибо за помощь, - сказал хозяин.

Ему не пришлось сомкнуть глаз этой ночью. Забот было множество: проконтролировать, как отошел послед у коровы, напоить ее, осмотреть новорожденного на предмет родовых травм, помочь корове и теленку вернуться к нормальной жизни. А мы в хорошем настроении, что все закончилось удачно, вернулись в свои постели и мгновенно заснули здоровым молодым сном.


Рецензии
Замечательно! Жму зелёную.

Михаил Юдин   31.01.2020 18:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.