Хотите жить - сидите дома!

Решил написать эту заметку после прочтения материала из Казахстана.

25 декабря самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air, выполнявший регулярный рейс по маршруту Алма-Ата - Нур-Султан, при взлете потерял высоту, пробил бетонное ограждение и врезался в частный жилой дом. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. 12 человек погибли, 53 получили ранения.

Проверка деятельности казахстанской авиакомпании Bek Air, проведенная Авиационной администрацией Казахстана после случившейся 25 декабря катастрофы, выявила массу грубых нарушений, связанных с безопасностью полетов, передает "Sputnik Казахстан".

Как рассказала начальник департамента летной безопасности администрации Линда Орледи, почти все борты перевозчика имеют серьезные технические проблемы. Так, пилоты и техинженеры обязаны проверять и фиксировать любые протечки на борту, однако проверяющие не нашли у Bek Air таких реестров. "Эти протечки были настолько обширны, что наши инспекторы обнаруживали тазы практически под каждым судом Bek Air. И здесь отсутствовали документы о наличии протечек", - сообщила Орледи.

В числе проблем, не отраженных в документах по техобслуживанию, значатся отслоение стекла кабины, "лысая" резина шасси. Telegram-канал "Новости. Как есть" опубликовал фото бортов Bek Air, на которых можно увидеть следы от протечек, критически изношенную резину и даже ремонт при помощи скотча.

Расследующая трагедию комиссия обнаружила вмятины на боковых панелях лайнера, следы протечки на ВПП и множественные повреждения носового обтекателя, за которым находится радар. Проверка авиационной администрации завершится 26 января, прокурорская — 10 февраля.

Как видите, уважаемые читатели, преступная халатность и владельцев компании, и технического и летного персонала просто вопиющая. А ведь им доверяют жизни сотни пассажиров.  Решил поискать в Интернете данные о аварийности всех видов транспорта и пришел к выводу – если хочешь жить, не выходи из дома.

Вначале приведу данные мировой статистики по аварийности среди различных видов транспорта.  И вот что получается.

Боитесь летать, предпочитая автомобиль или поезд? Совершенно напрасно. Сегодня мы определим самый безопасный вид транспорта на основании сухой статистики, которая, как оказалось, имеет мало общего с нашими страхами. Мы не зря начали с боязней, ведь именно они наглядно показывают, в какой степени наши эмоции и домыслы могут преобладать над фактами и здравым смыслом. Не случайно абсолютно все социологические опросы дают примерно одинаковый результат. Самым безопасным видом транспорта люди считают поезд, на втором месте автомобиль, ну и самым опасным, конечно же, самолет. А вот статистика падений пассажирских самолетов дает несколько другие результаты.

В мире существует несколько методик подсчета смертности в разных видах транспорта. Наиболее точная и распространенная — соотношение погибших на отрезок пройденного пути. Отправной точкой принято считать 100 млн миль (160 млн километров). Правда, исходя из этой статистики, самый безопасный вид транспорта – космический. Ведь за всю его историю случилось всего три аварии, а расстояния были пройдены колоссальные. Однако, космический туризм — это перспектива хоть и недалекого, но будущего, поэтому мы рассмотрим более распространенные средства передвижения.

Авиационный транспорт
Аэрофобы, специально для вас: самолет – самый безопасный вид транспорта, статистика подтверждает это на 100%. На 100 млн миль погибает 0,6 человек. Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 – грузовые судна, 11 – пассажирские. В общей сложности погибло 990 человек. Это меньше, чем количество погибших велосипедистов, и даже меньше количества людей, погибших за год от «рук» ослов. Всего за год было совершено около 33 млн авиарейсов. В среднем на 1 млн вылетов случается одно авиапроисшествие. При этом следует учесть, что большинство из них приходится на небольшие частные самолеты.

Вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала, 1/8 000 000. Даже летая каждый день, потребуется 21 тысячелетие, чтобы попасть-таки на тот злополучный рейс, который потерпит крушение.

Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, тоже имеет мало общего с реальностью. Летательные аппараты проектируются людьми, которые не понаслышке знают об аэродинамике и силе притяжения. Поэтому для того, чтобы с размаху шмякнуться об землю с высоты 10 000 км, нужно сильно постараться. Обратимся опять к статистике. За последние 20 с лишним лет в США произошло около 500 авиапроисшествий. Количество погибших в них составило всего 5% от находящихся на борту в момент аварии пассажиров. Даже если отмести мелкие инциденты и проанализировать лишь серьезные катастрофы с ударами об землю, разломом корпуса самолета и пожарами, то количество выживших в них составляет примерно 50%.

Железнодорожный транспорт
По статистике, это самый безопасный вид наземного транспорта. Смертность в результате аварий поездов составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км. Звучит невероятно, учитывая то, с какой скоростью передвигаются сверхсовременные поезда. Однако, с цифрами не поспоришь. При этом, в значительной степени общемировую статистику портят такие страны, как Индия, где понятие техники безопасности имеет весьма специфическое значение.

Автомобильный транспорт
На 160 млн км пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человек. Согласно этой статистике, автомобиль можно смело отнести к наиболее опасному виду транспорта. Каждый год на дорогах мира погибает около 1,2 млн человек, что в тысячу раз больше, чем в авиакатастрофах. Таким образом, у вас больше шансов попасть в ДТП на пути к аэропорту, чем погибнуть в самом самолете.

Причем, эти цифры касаются только четырехколесного транспорта. Если говорить о мотоциклах и мопедах, то там смертность в разы больше: 42 человека на 160 млн км.

Ну что, уважаемые читатели, вам стало легче на душе от такой статистики? Жаль, что её не узнают 990 пассажиров, погибших в авиакатастрофах , и не попавшие в число  50%, выживающих после падения самолета на землю. Но все равно,  мы же верим, что происшествия случаются, но только не с нами. И поэтому летаем на самолетах, садимся в железнодорожные поезда, в автомобили, и даже мотоциклы, как, например, тележурналист Доренко, погибший при падении с мотоцикла.

Но коль  привел  пример с гибелью русского Доренко, давайте посмотрим, что творится в нашем небе, на железнодорожных путях и автодорогах. Помните фильм Эльдара Рязанова  «Служебный роман»?  Там так и говорится, что статистика знает все, даже среднее количество муравьев в улье или количество комаров  в тайге.  Конечно, учитывая статистическую погрешность, которую никто не учитывает.

Рассчитать, какой вид транспорта самый безопасный, не так-то просто. Для построения красивого и наглядного графика требуются минимум два показателя – количество погибших или пострадавших, а также число людей, которые пользуются этим видом транспорта. Для воздушного, железнодорожного и водного транспорта найти эти данные несложно, ведь благодаря билетам учитывается каждый человек. А вот с транспортом автомобильным проблемы. Отследить передвижения среднестатистического россиянина с работы, на работу и в магазин не представляется возможным – никто же не проходит регистрацию на выход на пороге родного дома.

Наш рейтинг безопасности транспорта по статистике за 2018 год составлялся с привлечением различных источников – от данных «Национального союза страховщиков», которые ведут статистику зарегистрированных страховых случаев с 2012 года по настоящий момент, до данных о транспортных происшествиях на сайте Росстата.  Далее следует  рейтинг видов транспорта по мере убывания опасности, которую он несет человеческой жизни в нашей стране.

10. Мотоциклы
Хотя по сравнению с 2005 годом число ДТП с участием мотоциклистов снизилось более чем на 70%, мотоцикл по-прежнему остается одним из самых опасных видов транспорта. По статистике выходит, что каждые 1,6 млрд. км пути оплачены жизнями более чем двухсот водителей и их пассажиров.
Мотоцикл, как и другое двухколесное средство передвижения – велосипед – отличается повышенной уязвимостью, поэтому аварии с участием мотоциклистов с высокой вероятностью заканчиваются печально. Причина – несоблюдение правил дорожного движения, и, как ни удивительно, принципиальный отказ некоторых водителей пользоваться шлемом.

9. Личный автотранспорт
На втором месте по числу дорожно-транспортных происшествий находятся личные автомобили. Всего за 1,6 млрд. км пути гибнет не менее 5,75 человек.
Причины – как нежелание водителей соблюдать правила дорожного движения, так и состояние дорожного полотна, возросший износ автопарка из-за кризиса и ухудшения покупательной возможности населения. А также (в связи с увеличением среднего возраста жизни) и старение водителей. Все эти факторы вместе служат залогом, что автомобильный транспорт в России еще долго не будет безопасным.

8. Вертолеты
Среди воздушного транспорта наибольшую опасность для человеческой жизни представляют не международные перевозки, а междугородние. Особенно если человек на вертолете вынужден отправиться в те края, куда даже пресловутый Макар предпочитает не гонять своих телят. Возможно, именно этим и объясняется такое высокое количество пострадавших среди пассажиров вертолетов. На каждые 1 млн. человек получают травмы не менее 9,4. Падать придется с большой высоты, и, с высокой долей вероятности, травмы будут несовместимы с жизнью. Конечно, большинство вертолетов выполняют полеты по доставке тех же вахтовиков на отдаленные участки работы,  но падают и вертолеты с желающими поохотиться с комфортом, или заняться браконьерством на рыбалке, или просто быстрее добраться из точки А в точку Б. 

Вчера вон известный в прошлом баскетболист НБА  Коби Брайант полетел на вертолете на тренировку вместе с дочкой, и погиб при падении вертолета.  А ведь до этого он точно налетал  не одну тысячу километров на самолете, играя в профессиональной баскетбольной лиге в течение 18 лет. Правда,  Правда, тогда не он управлял воздушным судном.

7. Маршрутные такси
Маршрутные такси никак не назовешь самым безопасным видом автотранспорта в России. По статистике каждые 1.5 млрд. км пройденного маршруткой пути оплачены пятью человеческими жизнями. Среди причин могут быть названы как работа водителей на износ, так и конструкционные просчеты маршруток, состояние дорог, нежелание соблюдать правила дорожного движения и вождение в пьяном виде.

6. Междугородние автобусы
В 2018 году случилось несколько крупных происшествий с участием междугородних автобусов, включая трагическое происшествие в Воронежской области, когда столкнулись два автобуса, умерло пять человек и пострадало 17. В целом по статистике междугородние и международные автобусы не отличаются безопасностью – на каждый миллион перевезенных пассажиров в авариях получают травмы или погибают минимум 2,84. Всего за 2018 год поездки в междугородних автобусах принесли смерть более чем 600 пассажирам, а пострадали более 13 тысяч человек.

5. Морские и речные суда
В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2018 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.
Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.

4. Самолеты
Самый безопасный транспорт в мире, однако в России получить точную статистику о числе несчастных случаев на число пассажиров не представляется возможным. Данные Национального сообщества страховщиков, на которые мы опирались при оценке опасности других видов транспорта, для них отсутствуют. Причина – особенности страховой системы в России; большинство воздушных транспортных компаний возят своих пассажиров не только по стране, но и за ее пределы. Поэтому пользуются они страховыми полисами международного образца.

Вот почему самолет самый безопасный вид транспорта: по статистике, шансы погибнуть в результате несчастного случая на борту самолета равны 1 к 11 миллионам. Для сравнения: шансы пострадать от удара молнии при прогулке в грозу выше в 16 раз!

3. Железнодорожный транспорт
В эту категорию входят как и междугородние и международные поезда, так и обычные пригородные электрички. В целом за 2018 год статистика для РЖД выглядит превосходно – почти за весь год, с января по ноябрь, было зарегистрировано всего семь происшествий. К сожалению, не обошлось без смертей – погиб один человек. В целом на 1 млн. пассажиров приходится не более чем 0,17 несчастных случаев.
Одним из самых безопасных видов транспорта предпочитает пользоваться все больше людей, и одной ценой это не объяснить. Ведь на некоторые направления стоимость билетов на самолет и поезд практически сравнялась. Как утверждает сайт РЖД, за 2018 год в поездах дальнего следования перевезено почти на 8% пассажиров больше, чем в прошлом году. А рост числа пассажиров электричек составил почти 3%.

2. Троллейбусы
На втором месте по безопасности среди видов транспорта в России находится троллейбус. По статистике НСС, на каждый миллион перевезенных пассажиров приходится всего 0,09 несчастных случаев. Большинство из них – банальные «оступился и упал».
Причины низкой травматичности троллейбуса очень просты – его объем и масса, а также небольшая развиваемая скорость. При столкновении, например, с легковым автомобилем гораздо хуже придется автомобилю. А пассажиры троллейбуса отделаются легкими ушибами.

1.Трамваи
Самый безопасный транспорт по статистике за 2018 год с точки зрения соотношения числа несчастных случаев на число пассажиров. Всего из одного миллиона прибывших из точки А в точку Б получают травмы не более чем 0,04 человека. Помимо безопасности, у трамвая много преимуществ:
• он движется более плавно, чем автомобиль и даже троллейбус;
• менее шумен;
• полностью автономен от транспортных пробок (если, конечно, автомобилисты не пытаются проехать по путям);
• из всего городского транспорта наносит менее всего вреда окружающей среде.
К сожалению, трамваи постепенно исчезают из малых городов России. Причина — в ограниченном местном бюджете, который просто не в силах поддерживать отдельную линию. Всего за прошедшие двадцать лет число трамваев сократилось более чем на 35%. Значит ли это, что самый безопасный вид транспорта постепенно исчезнет из городского ландшафта?

Когда я написал, что лучше всего сидеть дома, если хочешь остаться живым до преклонного возраста, то вспомнил не такое уж далекое прошлое, когда я жил в Хабаровске на улице Шевчука, и над нашим домом проходила глиссада взлета и посадки самолетов в Хабаровском аэропорту.  Временами самолеты так гудели буквально над нашими головами, что казалось, они вот-вот сядут на наш дом. Особенно громко это было летом ночью, когда открыты все окна из-за жаркой погоды.  Но тут статистика не подвела, как видите. Я, прожив 23 года в этом доме, жив-здоров, да и дом продолжает стоять.  Но вот некоторым домам не так повезло, как нашему.

16 января, в 7.31 в Чуйской области, в районе села Жаны-Жер, где расположены дачи, упал грузовой самолет "Боинг-747-400F", совершавший рейс Гонконг - Бишкек - Стамбул. На борту находилось 4 человека. В настоящий момент известно уже о более 30 погибших, поскольку самолет упал на жилые дома. К сожалению, это далеко не единственный случай, когда самолеты падают в оживленные районы, что приводит к многочисленным жертвам. Kaktus при содействии партнера "Открытая Азия онлайн" собрала самые крупные подобные авиакатастрофы в одном материале.

Жуткая трагедия случилась 6 декабря 1997 года в Иркутске. Военно- транспортный самолет Ан 124 "Руслан" из за последовательного отказа трех из четырех двигателей сразу после взлета упал на жилой район. Рухнувшее судно задело несколько многоэтажек, а также здание детского дома. Трагедия унесла жизни 72 человек, при этом 23 человека были на борту самолета, остальные погибшие, в том числе 14 детей, находились на земле. Без крова остались более 70 семей.

"Руслан" перевозил на борту два истребителя, которые были собраны на заказ для Вьетнама. К тому же, перевозчик был под завязку заправлен топливом, что стало причиной масштабного возгорания. К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах. Спасателям пришлось разворачивать лестницы и снимать людей.

США
9 декабря 2014 года из-за падения частного самолета на дом погибли 6 человек. Двухмоторный реактивный самолет Embraer EMB-500 упал, не долетев до аэропорта Монтгомери около километра. Погибли три человека, находившиеся на борту, а также женщина и двое детей в двухэтажном доме, на который он рухнул. Обломки повредили несколько строений. В двух соседних дома начался пожар.

Жертвами падения самолета на жилой дом в городе Экрон (штат Огайо) 11 ноября 2015 года стали девять человек – два пилота и семь пассажиров. Из находившихся в момент катастрофы на земле не пострадал никто – в доме было пусто.

10-местный бизнес-джет Hawker H25 вылетел из Дейтона и планировал совершить посадку на аэродроме Экрон Фултон, однако упал в трех километрах от него. При падении он оборвал провода коммунальной линии электропередачи. После того как самолет врезался в жилой дом, он загорелся и развалился на части.

ИНДОНЕЗИЯ
21 июня 2012 года самолет Fokker-27 с военнослужащими на борту потерпел крушение, рухнув на жилые дома в окрестностях Джакарты.

В результате катастрофы погибли девять человек, пострадали более 30. Очевидцы происшествия услышали рев моторов, а затем прогремел взрыв. Самолет повредил 8 домов жилого комплекса, расположенного неподалеку от аэропорта "Халим". Погибли шестеро из семерых военнослужащих, находившихся на борту и три человека на земле, 35 были доставлены в больницу.

130 человек погибли при крушении военно-транспортного самолета в жилом квартале города Медан на острове Суматра. Трагедия произошла 30 июня 2015 года. Падая, борт Hercules С-130 задел несколько зданий. Все 113 человек, находившиеся в лайнере, погибли – это военнослужащие и их семьи. Остальные жертвы – оказавшиеся на месте падения жители.

Трагическое совпадение. В 2005 году пассажирский Боинг-737, вылетая из международного аэропорта Медана, так же рухнул на жилые дома в том же самом районе. Среди 143 жертв катастрофы 30 человек находились на земле. Спустя 7 лет трагедия, которую едва ли успели позабыть, в точности повторилась.

ЯПОНИЯ
26 июля 2015 года в Японии пятиместный самолет рухнул в жилом квартале. Падение произошло на расстоянии 1,8 километра от места взлета. На месте катастрофы погибла женщина. Не выжили и два пассажира, трое получили травмы. Пожар охватил пять жилых домов и несколько автомобилей.

БРАЗИЛИЯ
7 человек погибли в результате падения самолета на жилой дом в северной части Сан-Паулу. 20 марта 2016 года самолет СА-9 летел из Сан-Паулу в Рио-де-Жанейро. Он рухнул почти сразу после взлета. Очевидцы рассказали, что были заметны трудности при наборе высоты, так как воздушное судно летело слишком низко. Все погибшие находились на борту самолета, жителям дома удалось спастись.

ИНДИЯ
13 июня 2016 года на северо-западе Индии потерпел крушение истребитель МиГ-27, задев при падении жилые дома. Бомбардировщик совершал тренировочный полет и рухнул в 5 километрах от базы ВВС "Джодхпур". В результате были разрушены два дома и разбиты более 10 машин. Были ранены три человека, все – местные жители. Обоим пилотам, управлявшим самолетом, удалось катапультироваться.

Так что, уважаемые читатели, рецепта, как сохранить жизнь, у меня нет. Опасность нас поджидает везде, в том числе и в  наших домах. То бытовой газ взорвется, то короткое замыкание в электропроводке и возникнет пожар. Даже в частном доме чуть раньше закрыл дымоход,  и можно отравиться угарным газом.  Так что надо верить в свою судьбу, но и следить за состоянием нужного оборудования, и не раскрывать рот, когда переходишь улицу или идешь по тротуару.  Вон сколько людей упавшими сосульками с крыш убило или покалечило.  Да и сама жизнь штука такая, что после неё все равно наступает смерть…. Но все равно будем жить!!!


Рецензии