История родительского дома

               
                "Если бы камни могли говорить,-
                Они бы о мужестве нам рассказали.."
                Роберт Рождественский.


Было это давно в 1927 году,когда мой дед Щуревич Степан Григорьевич привёз огромную груду гранитного камня,для постройки фундамента будущего своего дома.
 В городе Борисове закладывалась новая улица под названием "10 лет БССР" и моему деду,члену коммунистической партии,выделили участок для строительство дома под кадастровым номером 172\14 и площадью 2000 квадратов.
Мой дед в 33 года начал воздвигать свой дом для своей немалой семьи , довольно большой участок нужен был ему для того,чтобы семья могла прокормится.
В молодой советской республике после гражданской войны царили голод и разруха.
  Земельный участок условно был разделен на двор и огород.Двор занимал четвёртую часть всей площади, на нём дед из камня построил погреб -землянку для хранения
овощей,и в которой можно было временно жить,прежде,чем построится дом.
  Материалы для строительства достать было сложно,тогда мой дед Степан решил перевезти бревенчатый дом своего отца из деревни Швабы,что в тридцати километров от Борисова. Дом был доставлен из Логойского района в разобранном виде.
  Спустя год  привезённый  бревенчатый дом,покрытый деревянной черепицей(дранкой),
возвышался на фундаменте из валуна,скреплённого цементным раствором.
   Постепенно жизнь налаживалась.Из тёмных землянок люди переселились в светлые небольшие домики;провели на нашей улице электричество и народ зажил веселей.
   Улицу"10 лет БССР" люди между собой называли "Десятилетия" , протянулась эта улица в длину почти два километра.Дома все похожи друг на друга:деревянные,тёмные,небольшие;удобства на дворе,водопровода и канализации не было.Каждый житель вёл подсобное хозяйство.Зажил и дедов дом,точнее его родного отца, своей счастливой жизнью,пока не началась Великая отечественная война.
    Тяжёлое бремя обрушилось на людей:голод,холод,сыпной тиф.Улицу"10 лет БССР" немецкие власти переименовали в "Вайсштрассе",иногда завозили и раздавали населению хлеб,который был красного цвета,мука в том хлебе была из желудей с добавкой мякины,электричество пропало.Воцарилась в домах темнота и все ожидали самого страшного - авиационных налётов,которые несли смерть жителям домов.Во время бомбёжек люди из домов бежали прятаться в свои землянки,несли с собой иконы,молились о спасении,но не всегда это помогало.Был случай:авиационная бомба попала в дом к соседям,так брёвна летели по всем окружающим огородам.Старожилы рассказывали,что на огороды бомбы сбрасывали советские лётчицы,не желая бомбить немецкие стратегические объекты,так как они охранялись зенитками.
   Моего деда,Щуревича Степана Григорьевича,немцы расстреляли по доносу начальника полиции города Борисова в 1942 году,в возрасте 48 лет.Сто коммунистов были расстреляны в районе,где ныне находится улица"50 лет БССР",недалеко от борисовского полигона.
   Таким образом война отняла у меня моего деда,а в брёвнах родного дома навечно остались мелкие осколки от разорвавшейся бомбы,как тяжёлая память о прошедшей войне.
Наступил долгожданный день освобождения от фашистских захватчиков;появилась в Борисове улица "1-го июля",именно в этот день освободили наш город в 1944 году.
   Хозяйкой дома после смерти деда стала бабушка,Александра Степановна Щуревич . В 1949 году технический план участка был изменен.После войны многие люди остались без жилья и наш участок уменьшился более чем в два раза.В доме проживало одиннадцать человек,не считая хозяйки-бабушки и её дочери,моей будущей мамы.Три жилые комнаты были в доме и ещё одна считалась служебной,то есть кухней.
    Трудно было представить,как могло такое количество людей проживать в таких условиях; в шутку наш дом называли - "Дом селянина".Поселенцы были люди незнакомые,не родственные,проживающие временно , многие из них стали нашими соседями.
 Проживание людей отягощалось ещё тем,что в доме под полом водились крысы,от которых можно было ожидать всяких неприятностей.Моя мама рассказывала,ещё будучи ребёнком,нашла узелочек на улице с бумажными деньгами и спрятала под кроватью ,никому об этом не сообщив.Через несколько дней деньги пропали,нашлись они только через несколько лет,когда пол меняли.Крысы из денег гнездо сделали.
    Потом в доме прописался мой отец Павел Антонович Яскевич,моя сестра Надежда,наконец,появился и я.Запечатлела  моя детская память мой родимый дом светлым,чистым и уютным:на стене висела иконка,перед которой моя бабушка Александра молилась,на белом потолке зияли  чёрные разрывы - следы от осколков авиа бомбы;в брус потолка прибито кольцо,к которому подвешивали детскую люлечку и конечно же печь тёплая и большая.
   Кто-то из временно проживавших квартирантов мне преподнёс первые уроки игры на баяне,тем самым приобщил меня с малых лет к музыке,что потом мне в жизни очень пригодилось.
         Светлая память живёт с этим домом и ныне.
         Он век стоит невзгоды претерпев;
         Он и сейчас живёт и не гниёт в унынии,
         От старости лишь только почернев!
         Лет сто уж скоро будет дому,
         Родителей моих он пережил
         И чистый лучик деда-коммуниста.
         Мой дом родной на веки осветил!


    На фото родительский дома,взятое из домовой книги 1949 год.
    


Рецензии
Сергей, спасибо за добрую память.
С уважением,

Вера Редькина   08.03.2023 20:05     Заявить о нарушении
Спасибо ,Вера, за отзыв С праздником Вас Весны! Должны мы сохранить всё лучшее.
Успехов Вам в Вашем творчестве!

Сергей Комаровский 2   08.03.2023 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.