Картина И. Репина Иван Грозный и сын его Иван

Я уже писал о картине Ильи Репина "Пушкин на лицейском экзамене", в которой художник также взялся за исторический сюжет, лишив тем самым себя своего главного козыря. Дело в том, что И. Репин великолепно писал с натуры, так как был на редкость одарённым рисовальщиком: у него были прекрасные глаз и рука - однако он был далеко не самым умным человеком и совсем не умел понимать героев своих картин, если их невозможно было изобразить с натуры.

Картина "Иван Грозный и сын его Иван" изображает сцену убийства царём Иваном Четвёртым своего сына. Было ли это на самом деле или нет, мы не знаем. Сын царя Иван отличался слабым здоровьем и действительно скончался молодым, но, конечно, неизвестно в точности, от чего от умер.

Однако привычки его отца известны хорошо. Известно, что во всех хоромах, где проживал царь, обязательно имелся пыточный подвал, и Иван Четвёртый его исправно посещал, причём, после посещения сего подвала его никогда не видели угнетённым или мрачным. Наоборот, пытки и убийства бодрили и возбуждали царя, приводили его в хорошее состояние духа, поднимали ему настроение.

Ведь самой яркой чертой этого чудовища в облике человека была сильнейшая склонность к садизму. Ещё в детстве, в 13 лет, он затравил псами неугодного ему боярина. Ещё подростком, обожал скакать во весь опор по улицам Москвы, давя прохожих. Известно, что у Ивана Четвёртого было несколько жён (в точности даже трудно сказать сколько: видимо, около десятка), и почти все они были убиты по его приказу, некоторые - сразу после брачной ночи. Иван Четвёртый обожал изобретать новые, невиданные изощрённые пытки и казни.

Что же мы видим на картине Репина? Только что царь в припадке гнева, как говорит легенда, ударил своей клюкой с острым металлическим наконечником сына. И нанёс ему смертельную рану.

На картине мы видим, как царь, упав на колени рядом с истекающим кровью сыном, поддерживает его окровавленную голову. И вид у царя при этом полубезумный: художник изобразил человека, который находится в состоянии сильнейшего психологического шока, он в ужасе от собственного поступка.

Ничего подобного быть не могло. Убивать людей Иван Четвёртый привык и любил это делать. В отличие от Иосифа Джугашвили-Сталина он любил убивать собственноручно. Поэтому не могло быть никакого шока, даже из-за убийства собственного сына, если оно и было.

Клюка с заострённым концом была именно для того и предназначена.

Нам, конечно, трудно себе представить, как мог Иван Четвёртый реагировать на смертельную рану сына, если бы он её и в самом деле нанёс. Да, честно говоря, и совсем не увлекает - по крайне мере, меня, - эта задача.

Иван Четвёртый был психически больным садистом. А как он реагировал на очередное убийство, не всё ли равно.

Таким образом, человек, изображенный на картине И. Репина в платье царя и под видом царя, - это не Иван Четвёртый. Это вспыльчивый, несдержанный, но добрый и чувствительный человек, который в ужасе от собственного поступка и горько сожалеет о нём. Иван Четвёртый горько сожалеть мог только лицемерно: он замучил и убил собственноручно столько людей, что очередная смерть, пусть даже и сына, вряд ли на него могла произвести сколько-нибудь большое впечатление.


Рецензии