Украденное детство

   
    Слова, сказанные однажды ребёнку в далёком детстве об опасном, надолго становятся для него определяющими в его поступках. Не всё отложилось в детской памяти, но многое об опасном зафиксировала детская впечатлительная память, и многое, из которого, было необычным.               

    Много трудностей было у нашей семьи в начале моей жизни. Только родился, началась война. Чтобы во время войны меня не убили и умер некрещённым, на третий день войны повезли крестить в ближайшую церковь. В этот день, недалеко от нашей деревни Пешки, упал в лес подбитый советский самолёт, при этом два лётчика погибли. Меня повезли крестить, а в это время отец помог уцелевшему лётчику переодеться в гражданскую одежду и направил его на восток, где ещё была Красная Армия.

  Через год уцелевшая от пожара в 1943 году часть деревни,  за три месяца до освобождения района от немецких войск и наш недостроенный дом, были сожжены командой немецких СС с участием полицейских с местных жителей. После этого какое - то время жили на хуторе у дедушки. А в то время, когда освобождали нашу местность, на хутор пришел советский солдат и предложил быстрее уезжать, так как вскоре будет артиллерийская стрельба по немцам, всё может быть при стрельбе. Снова звучало слово немцы.

  После войны пришлось жить в чужом доме, который был продан райисполкомом нашей семье. Сколько было разговоров в семье о прошедших событиях, всюду слышалось слово – немец, немцы. При поездке в город Берёза, к врачу, видел много разбитых домов, отец снова говорил, что их сожгли немцы. Эти слова впитались в детский ум как слова связанное с теми несчастьями, бедой, скитанием по чужим углам, где часто звучало: -не трогай, чужое и во всех бедах, это было мной связано, виноваты были немцы.

  Ещё долго в моём детском мире слово немец несло опасность.  В соседней деревне Горск, возле шоссе, проживал человек которого звали –немко. А от слова немец к слову немко было близкое понятие. При проезде возле его дома всегда было ощущение тревоги, покуда не выяснилось, что так его прозывают из-за того, что он был немым.               

  Дела взрослых не всегда касались нас малых. Что нужно было нам малым в далёком детстве? Покушать, встретиться с друзьями и в меру своих сил принимать участие в домашних делах.               

  Однажды родители были в поле, может убирали картошку или были другие работы, не помню отчётливо. Брат был в школе. Перед отъездом родителей в поле был оставлен за охранника дома и получил задание закрыться и не пускать никого в дом. Родители сказали, что в дом могут зайти немцы.

  Моё детство связано с этим словом и которое несло мне страх. Опять немцы. Кто такие немцы в нашей семье очень хорошо знали. А основное, это деревня, где мы жили, была сожжена немцами, а мы смогли уцелеть только потому, что успели убежать в лес, а четырнадцать человек с деревни были угнаны немцами в райцентр и там расстреляны. Отсюда в будущем была и неприязнь к изучению немецкого языка в школе.               

  На то время, когда получил задание охранять дом, уже знал, что война окончена. Откуда они могли появиться в нашем доме? Расспросил отца. Отец рассказал, что недалеко, при ремонте шоссе Брест-Минск, работали пленные немцы. Где они жили, мы не знали, но как говорили, что кормили их плохо. Командование того лагеря, в котором жили пленные немцы, разрешало ходить по ближайшим деревням для обмена самоделок или других вещей на продукты питания. Интересно было - бы знать, разрешали ли немецкие коменданты узникам их лагерей собирать подаяние? Одно наверняка было разрешение- в крематорий, газовую камеру или в канаву на расстрел.

  Однажды и в наш дом пришёл немец. Что он принёс на обмен, какие вещи, что получил взамен, и какая одежда была у этого немца, отчётливо не помню. В памяти осталось то, что он имел большой заплечный рюкзак, на котором было очень много маленьких карманчиков. Выменяли у этого немца родители куртку на какую-то еду. С брезента она была. Пуговиц на ней не было, застёгивалась молнией. Не любили мы её носить, так на чердаке она и сгнила. Но этот заплечный рюкзак помню до сего времен и запомнил кто такие немцы, и у меня тогда было такое сравнение с теми людьми, которых не знал.               

  В тот день, когда дома кроме меня не было в дверь, закрытую на задвижку, кто-то постучал.                Спросил: -Кто там?                В ответ услышал, что это родственница с одной далёкой деревни. Мой ответ был простым, что её не знаю и по этой причине не могу открыть дверь. Бабушка приводила разные доводы, но я был неумолимый. Я думал, а может это немец? В дом так её не пустил.

  Начался накрапывать дождь, и она спряталась под крышей. Стало немного холодно. Вскоре вернулись родители, может дождь согнал с поля, а может наступило время обеда. Как был удивлен, когда увидел, что бабушка и мама целуются с этим «немцем». Мне стыдно стало за мой поступок. Но мои родители об этом мне не напоминали. Только неизвестная мне до этого времени бабушка провела уже тёплой рукой по моей голове и сказала: - Ничего внучек. Всё будет хорошо. Подрастёшь, приезжай ко мне в гости.               

  К сожалению, когда мог уже стал самостоятельно делать путешествия по ближайшим деревням и побывал там, где она жила, в живых уже её не было. Так и не попал к ней в гости, несмотря на приглашение.               

  Встречайся тогда, когда приглашают, не откладывай на потом, что бы не было поздно.               


Рецензии
А у нас в деревне, красивое здание церкви после войны,возможно и раньше,
функционировало,как клуб, и там всегда были танцы.

Татьяна Гутова   02.02.2020 07:50     Заявить о нарушении
Переделать церкви в клубы зависело от местных властей. В одном из районов Брестской области несколько церквей были закрыты просто по тех. причинам, но в клубы или хранилища не переделывались. Успеха Таня в вашем творчестве.

Александр Шиманский   02.02.2020 11:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
Непонятно почему,но из моего детства запомнилась
эта великолепная для моего детского восприятия церковь,
а больше ...ничего.
Смутно дом,смутно река,смутно всё остальное.

Татьяна Гутова   02.02.2020 19:36   Заявить о нарушении
Татьяна. Вы часто бываете там где родились? У нас говорят, что тянет туда где была зарыта пуповина. Я сейчас не так часто бываю на родине, но когда были живы родители,там был раз в три недели.Удачи.

Александр Шиманский   02.02.2020 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.