О богатстве и бедности немного слов

Богатство и бедность.
Понятие «голодный художник», так же, как и «голодный писатель» никого не удивляет. Очень часто судьба играет злую шутку с гениями, одаривая их славой только после смерти. А при жизни подвергает их испытаниям в виде нищеты, болезней, забвения, сражения с внутренними демонами и внешними невзгодами.
Говорят, что тот же Гоголь сошёл с ума, - «бегал по кладбищу в Риме, где вскоре сжег второй том «Мертвых душ», и умер.
Фраза “нищий художник” была актуальна во все времена, и такие деятели часто умирали в полной нищете, хотя со временем их работы продавались за миллионы. Считается, что человек может достичь вершины прекрасного, только если не будет думать о деньгах. Однако на могилах большинства таких гениальных художников и поэтов даже не значится ничего о его деятельности, что очень несправедливо. Тот же Ван Гог, который отрезал себе ухо и написал много картин – жил в бедности, а сегодня его картины оцениваются миллионами долларов!
Нищие поэты, писатели по Оливеру Колдсмиту: «Я полагаю, что характер поэта повсюду одинаков: он наслаждается настоящим и пренебрегает будущим. Говорит он разумно, а поступает как глупец, столь мужественен, что сохранит хладнокровие при землетрясении, и столь чувствителен, что расстроится, если разобьёт чашку; таков его характер и, как его ни толкуй, он во всех отношениях противоположен тому, который ведет к богатству».
Принято считать, что судьба иронична (на эту тему даже есть один новогодний фильм, с таким же названием). Однако элементарный анализ штучек судьбы доказывает, что это не совсем так. Например, судьба заставит тебя жениться из-за беременности на некрасивой девушке, которую ты тем не менее полюбишь как раз в тот момент, когда она решит тебя убить ради страховки, — еще самая невинная из выходок судьбы. И разве это ирония? Скорее, в таких ситуациях нужно говорить «сарказм судьбы» или «больное, извращенное чувство юмора судьбы, недостойное настоящего юмориста»!
Ирония Судьбы! – красивое словосочетание. А что мы знаем о богатстве и бедности?
Бернард Шоу сказал: «Стиль что нос: двух одинаковых не бывает»
Все понимают что – Великим делает человека не богатство того же таланта даже и умения, и того же материального обеспечения, но богатым делает то – как мы его используем. – человек может обладать разными талантами, мастерством, а может иметь кучу денег – и если он будет «лежать на диване» мечтая, как Обломов, - не будет ничего великого и вообще ничего.
Самая главная формула успеха – знание и умение, как обращаться с людьми – коммуникация. Мы живём среди людей. Человек общественное животное и все свои таланты необходимо нужно употребить для людей.
Счастье придёт, и оно приходит, - мы не умеем пользоваться счастьем, если мы не насаждаем его, равно, как не умеем пользоваться богатством, не заработав его.
Лишь тогда мы ощущаем прелесть родной речи, когда слышим её под чужими небесами. Тот же Бернард шоу писал: «Мы живём в атмосфере стыда. Мы стыдимся всего, что в нас есть подлинного: стыдимся самих себя, своих родственников, своих доходов, своего произношения, своих взглядов, своего жизненного опыта – точно так же, как мы стыдимся обнажённого тела» И всё почему – «общественное мнение» нас осуждает заочно, даже не зная его, мы предупредительно стыдимся, стесняемся это точно.
Никто не может сказать, беден он или богат, только заглянув в свою тетрадь доходов и расходов. Богатым, на самом деле, человека делает сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть. И вот тут есть проблема! Бенджамин Дизраэли выразил её точнее: «Богатые и бедные: (как) две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам» - И это мы сегодня видим в новом мире двадцать первого века.
Благоденствие – хороший учитель, но несчастье – учитель величайший. Богатство изнеживает разум; лишения укрепляют его.
Человек – единственное животное на свете, способное смеяться и рыдать, ибо из всех живых существ только человеку дано видеть разницу между тем что есть, и тем, что могло бы быть.
Богатство идёт на пользу, ибо экономит время.
Сейчас растет и уже действует новое поколение двадцать первого века (21) – поколение МИЛЛЕНИУМ – от слова УМ, умный. И даже детские вопросы этого поколения изменились: это уже не «почемучки», а «зачемки». Они спрашивают взрослых не «почему это так или так устроено» - всё можно найти в интернете сейчас, всё легко узнать нажатием пары кнопок, как там устроено и так далее. А вот «зачем» это нужно, куда это применить ещё понятно бывает, но зачем применять старые знания, когда есть новые(?) вот вопрос… Будущее более волнует новых людей поколения миллениум. Потому что будущее достаточно размыто-неизвестно!
Карл Маркс тоже оставил семью всю в долгах, хотя был признан неким гением, вот и он говорил о богатстве: «Наслаждающийся богатством в одно и то же время – раб, и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям – и может быть тонок, образован, умён. Он ещё не ощущает богатство. Как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим».
«Невежество – это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной ещё многих трагедий» - считал Карл Маркс.
-----------
Богатство – это вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья.
Богатство зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, как известно. Не тот богат, кто считает деньги, чтобы спрятать их в сундук (как Плюшкин), а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у кого нет нужного для жизни. Так советуют нам моральные установки общества.
Фонвизин об этом говорит по-своему: «Оставлять богатство детям? – Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – всё равно болван».
Люди делятся на две части: у одних, (у меньшей части людей) – есть обед, но нет аппетита; у других, (у большей части населения) – отличный аппетит, но нет обеда.
И бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей. Сколько, много, умельцев и умных в бедных слоях населения по провинциям: есть свои Кулибины всюду.
----------------------
Иной богатство вымолит (себе)
Но и оно ж ему недуг накличет
Иль убийцы нож…
Богатству некоторых людей не стоит завидовать: они приобрели его такой большой ценой, что не каждому «по карману», - они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью и совестью. Это слишком дорого – лишиться части своей человечности. Такая сделка, скорее, приносит человеку убытки.
О том ли говорил Иоанн Златоуст: «Достоинства человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой. – Лучше хлеб с солью в покое, чем множество блюд многоценных в печали и горе. – Многие осуждают меня за то, что я нападаю (с критикой) на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки – равно мои дети, и благословляю их о Господе».
Путник, у которого ничего нет при себе, может распевать в присутствие разбойника – пословица была у Азиатов.
Есть богачи нуждающиеся – они нуждаются, обладая богатством, а это самый тяжкий вид нищеты: нуждаются в духовном общении, в общении душа их жаждет.
От древних мы имеем некоторые поучения, которыми они пытались нам помочь, услышим ли мы(?), приведём примеры:
«Нас учит бедность жизненному опыту», - «С ростом богатства растут и заботы», - «Богатством не изменишь происхождения», - «Богатством не изменишь жадности», - «Бережливость – важный источник благосостояния», - «Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое».
(1) Сила даётся человеку от природы,
(2) умение говорить на благо людям – от души и ума,
(3) а богатство у многих – от случая.
И бывает оно опасно – «от богатства родится пресыщение, от пресыщения – спесь. И убыток, иногда, может обернуться прибылью и прибыль – убытком. Вопрос в том, - что считать богатством.
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
Все страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя при этом чести – то следует принять как должное.
Все хотят для себя богатства и славы, - но, если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
Конец.


Рецензии