До самой последней возможности

Все православные хорошо знают, что Бог не дает креста, который человек не может понести. То же можно сказать и о послушании, которым благословляет человека Господь: если дает Он человеку послушание какое, то и силы дает на его исполнение. А сверх сил Бог не дает послушаний.

Вот, например, милостыня. Дело, безусловно, благое, особенно если совершается без тщеславия и мнения о себе. Старец Нектарий Оптинский напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся: «Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».

Мы должны творить милостыню, в этом наша прямая христианская обязанность. Это то послушание, которое дает Господь ВСЕМ Своим чадам и ученикам. А раз это послушание свыше, то и средства к его исполнению также дарует Господь. И здесь, мне думается, нужно поступать, хотя и с разумением, однако по принципу «до самой последней возможности». То есть – подавать как можно больше, по максимуму из возможного. Если средства скудны, подавать немного, и Господь примет это подаяние, как принял две лепты вдовы.

 «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;  увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,  и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21, 1-4).

От нас, конечно, не требуется отдавать все свое пропитание, не все нужно раздавать. С разумением тут нужно, повторюсь. Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности: «Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».

Повторю свою мысль, ставшую двигателем моей жизни: служа Богу, нужно делать все по-максимуму, или, по крайней мере, делать на пределе возможностей. Это касается не только милостыни, но всего, с чем пересекается человек в своей жизни и что делает ради Христа. Дал Бог работу – трудись честно, выкладываясь, не халтуря, не воруя. Даровал Христос семью – служи членам этой семьи, как служил бы Самому Иисусу – до самой последней возможности раздаривая, раздавая себя ближним. Привел Бог в Церковь, есть возможность послужить ей – используй себя на максимум, насколько позволяют обстоятельства.

Жизнь – это борьба, это постоянное понуждение себя на доброе. Думаю, Бог ждет от нас известных усилий на пути в Царство Небесное. Беда в том, что сегодня очень многие, особенно молодые люди, живут расслабленно, не желая напрягаться, в особенности напрягаться духовно. Добавить к этому распространенное сребролюбие, нежелание делиться материальным средствами с нуждающимися. Но ведь Бог не требует многого! Неужели трудно подать хоть 5, хоть 10 рублей нищему – нас с этого разве убудет?

Нужно понимать, что и Господь терпит нас, терпит до самой последней возможности. Смотрит Он – одумаемся ли, вразумимся, начнем ли, наконец, жить по-христиански? Терпит до последнего, и если не вразумляемся, посылает скорби. А если и скорби нас не вразумляют и нет никакого шанса, что мы исправимся, что ж… призывает к Себе Господь. Похороны, могила, сырая земля.

А с душой – что? С чем душа-то Господу предстанет? Была у нее возможность послужить ближним, да не воспользовалась душа этой возможностью, решив пожить «для себя». И вот теперь наступает ад – Господь отвращает лицо Свое от такой душонки, говоря ей: «Иди от Меня, не знаю, тебя, не сотворившей милости чадам Моим».

Если мы что-то творим во славу Божию, будем уверены – поможет Бог, даст силы, время, ресурсы. Только нужно всего себя вверить Ему, довериться Ему, быть на все 100 увереным в Его помощи и поддержке. Тогда однажды нам станет мало того, что мы раздаем бедным, мало времени, которое тратится на Церковь. Захочется больше. И даст Бог все для этого большего. Жизнь во Христе есть непрерывное развитие, непрерывный рост, которому нет конца. Будем же расти, пока есть, куда, пока есть у нас силы. Расти в Боге – до самой последней возможности…


Рецензии