Селенгинские Номоконовы и село Номохоново

(См. информацию на авторской странице http://proza.ru/avtor/venedikt2).

Фамилия Номоконовы (в разных вариантах: Номоконовы, Намоконовы, Намаконовы, Номохоновы, Моноконовы и т. д.), как уже упоминалось в других заметках,  очень распространена в Забайкалье и Приамурье, а также в Бурятии. 

В заметке «Древо генеалогическое Венедикта Номоконова» (http://www.proza.ru/avtor/venedikt2) мы рассмотрели одну из версий её возникновения в Забайкалье и Приамурье – из прозвища Семёна Номокона (у которого в апреле 1719 года имелась заимка на реке Шилка вблизи Нерчинска). В данной заметке – в первой её части - будет рассмотрена другая, «монгольская», версия.

Отражена эта фамилия и в географических названиях. Так например, село Номоконово есть в Шилкинском районе Забайкальского края. Имеются документальные свидетельства о том, что в числе его первожителей были потомки Семёна Номокона - см. заметку «Номоконовы в забайкальском селе Номоконово» http://www.proza.ru/2019/11/24/1642

Известно также, что в Бурятии в конце 19 века существовало ныне исчезнувшее село Номохоново. 
В этой заметке – во второй её части – цитируются некоторые документы, касающиеся истории возникновения - и исчезновения - этого села.

А объединены такие две разные темы в одной заметке из-за географического расположения. При их чтении будет полезной карта, размещённая в заголовке заметки.

ЧАСТЬ 1.
НОВОКРЕЩЁННЫЙ НОМОКОНОВ, «БЫВШИЙ КИТАЕЦ», В РАЙОНЕ РЕКИ ХИЛОК

Во время Нерчинской экспедиции 1753 - 1765 гг. при опросе поселенцев, живущих на р. Хилок и её притоках,  был обнаружен «бывший китаец, новокрещеный И.Номоконов». Об этом упоминает, в частности, С.В. Березницкий в своей книге «Нерчинская экспедиция» (Санкт-Петербург. Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Издательство «Кунсткамера» 2014; цитировано по: «Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН» © МАЭ РАН – спасибо Шестакову М.В. и Пешкову И.Г. за ценную ссылку на форуме Предыстория, - см. тему «Заселение Верхнеудинского и Нерчинского уездов», стр. 48, ответ 712, 25 Декабрь, 2017 г.).   

Стр. 150
«Геодезист Василий Воинов исследовал осенью 1760 г. демографические и колонизационные аспекты и возможности населения р. Хилок [РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2719. Л. 220–239].

… Воинов опросил 75 человек и собрал у них данные о том, когда и по чьему указу они поселились на р. Хилок или на его притоках (Далбахе, Балеге и др.), в конкретных населенных пунктах, каково их социальное положение, хозяйство, этническая принадлежность, вероисповедание, какой налог платят государству и т.п. Практически все опрошенные были неграмотными, так как за них на их «скасках» расписывались казаки.

В основном эти люди (крестьяне, отставные солдаты, разночинцы) поселились на р.Хилок самовольно с 1710-х по 1760 гг., прибыв сюда из поселений на соседних реках (Бичура, Ингода, Чикой, Олентуй), из различных городов и острогов (Архангельск, Барнаул, Енисейск, Илимский, Иркутск, Красноярск, Нарым, Нерчинск, Нижний, Селенгинск, Соликамск, Сретинск [так в тексте], Тобольск, Томск, Тюмень, Удинский, Устюг, Читинский, Яринск)». 

Стр. 152
«… Некоторые поселились по указам Нерчинской и Селенгинской воеводских канцелярий, по указанию Кяхтинской таможни, различных приказных изб, Селенгинского Троицкого монастыря.
… Несколько новокрещеных прежде кочевали по рекам Уда, Селенга. Затем они стали оседлыми и платили ясак наравне с хоринскими бурятами: по три рубля в год».

«Таблица 12
Список опрошенных геодезистом Воиновым и их статус:

бывший китаец, новокрещеный И.Номоконов».

Правда, время опроса - осень 1760 года. В это время семья Семёна Номоконова уже обосновалась в верховьях Шилки, вблизи Нерчинска. А как проиллюстрировано на карте в начале заметки, Шилка и Нерчинск  находятся на расстоянии более 400 км от обследованного С.В.Березницким района реки Хилок (на карте ход течения реки Хилок показан голубыми значками).

Таким образом, «бывший китаец, новокрещеный И.Номоконов», о котором идёт речь в данной заметке - это, видимо, представитель совсем другой генеалогической линии, других Номоконовых…

Важные дополнения внёс в ходе обсуждения этой информации на форуме Предыстория А.А. Намоконов (ник «Вукол», Тема: «Ищу предков Венедикта Номоконова (жил в Поярково, Константиновка)», стр. 12, ответ 172, 13 Январь, 2019):
«У монгольских и братских (бурятских) племён встречается фамилия «монгольского» происхождения Номохонов (Номогонов). В материалах 3-й ревизии (1762-1764 гг.) встречается китайский подданный Иван Номохонов, принявший веру греческого исповедания  (РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д. 3070).
Скорее всего, это начало рода Селенгинских Номохоновых, живущих в Бурятии. Не исключено что потомки этого рода расселились и в Забайкалье».

 Как предположил А.А.Намоконов в следующем ответе (ответ 174, 13 Январь, 2019), в обеих ссылках упоминается, скорее всего, один и тот же человек.

ЧАСТЬ 2.
ПРОЗВИЩЕ «НОМОХОН» И СЕЛО НОМОХОНОВО

Как известно из истории,  в Бурятии в 17-19 веках существовало село Номохоново.  В конце 19 века село исчезло. Сейчас на этом месте имеется лишь очаг движущихся песков, который «расположен на южных бортах Гусиноозерской котловины по правому борту р. Селенги и имеет название по бывшей здесь деревне Старое Номохоново...». 

Однако, как свидетельствуют документы, в названии села в своё время отразилось прозвище, а не фамилия его основателя - в переводе с эвенкийского «Номокон – тихий, смирный» («Забайкалье устами первопроходцев и старожилов», Т. Ю. Игнатович, Ю. В. Биктимирова; Забайкал. гос. ун-т.– Чита, 2016; глава 2, раздел 2.2, стр. 121 книги).

На январь 2020 г. нам известны два документа с разными версиями возникновения такого прозвища - «Номохон» - у жителя  (и возможного основателя) этого села (большое спасибо за информацию двум участникам форума «Предыстория»:
с ником «вахов павел», любитель, за сообщение в теме  «Юговы, Номохоново», стр. 1, Ответ 8, 13 Октябрь, 2017
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=2833
а также с ником «Майя Мель», эксперт, за сообщение в теме «Мои предки казаки Номоконовы из Старого Дурулгуя», стр. 19, Ответ 276, 10 Декабрь, 2019
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=2787 ). 

Первая версия была изложена в докладе Батоцыренова Э.А. и Алымбаевой Ж.Б. на XV совещании географов Сибири и Дальнего Востока (г. Улан-Уде, 2015 г.) (в их в докладе был процитирован архивный документ: Е.Ф.Малыгина, «С.Номохоново». Документ № 164 папки на 4 листах «Доклады разных лиц. К научно-исследовательской работе Кяхтинского музея». Архив Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева):

«В архивах Кяхтинского музея хранится доклад крестьянки Елены Федоровны Малыгиной, сделанный 22 марта 1926 г. от лица жительницы сейчас уже не существующего с.Номохоново, в котором рассказывается история основания поселения.

Оно находилось на правобережье Селенги, напротив с. Ехэ-Цагана, сейчас там ОТФ [овцеводческая товарная ферма] Старое Номохоново и массивы развеваемых песков и барханов.

Село Номохоново основано в середине XVIII в. В начале XVIII в. в Селенгинске (Старый Селенгинск) проживал чиновник по фамилии Малыгин, который, кроме своих служебных дел, занимался торговлей и скотоводством. При хозяйстве имел управительницу бурятку, с которой он впоследствии окрестил сына в русскую веру. При увеличении хозяйства ему понадобилось новое место и заимка.

Место выбрал в 25 верстах от Селенгинска вверх по течению Селенги и получил на него документы по выслуге лет. Всего в Номохоновском земельном обществе было 98 земельных наделов пахотной земли по 3 десятины и островные покосы  на Большом и Малом Салюнчый [так в тексте], Антошкин и Гавриловский. Жители села занимались скотоводством и земледелием. Для скота имелись хорошие выпуски, в окружности все было покрыто хорошей зеленью, из пади Цаган-Бургасу протекала речка вплоть до Селенги (которая ныне теряется в песках в 4,5 км от берега Селенги).

Основатель Малыгин при постройке заимки на берегу Селенги возил лес на санях по речке Цаган-Бургаса вплоть до места строения. На месте нынешних песчаных массивов рос ильмовник, лес был в 1,5 верстах (примерно 1600 м). Почва для пашен была хорошая. Чиновник Малыгин уехал по назначению в европейскую часть России, а его сын с матерью буряткой остался хозяином заимки, и также занимался торговлей, имея лавку в каменных рядах г. Селенгинска.

Молодой Малыгин завел свою семью, продолжал увеличивать свое хозяйство и в то же время расширял торговый оборот. Обработку земли на заимке производил на расстоянии около 1,5 версты от заимки ближе Большого Батыя в версты полторы от заимки, теперь эта местность завалена песком.

Малыгин-Номохон (так его прозвали буряты за справедливость и уравновешенность) имел тучные стада – табуны лошадей и тысячи овец.

….В настоящее время в означенном участке уже нет той богатой природы, ее смел и засыпал песок, и люди помогли ему, уничтожая лес и распахивая по нескольку лет подряд на одном месте пашню, не производя удобрений и не заботясь о том, что останется после них их детям.

<…> Почву на месте основания деревни выдуло местами более двух саженей, что показывают оставшиеся бугры на восточном краю деревни, лес самый ближний верст 7 от деревни, он уже представляет не тот лес, что был раньше, а жалкие остатки от лесных пожаров и вырубки, зарастающей молодняком. Песок с каждым годом расширялся, и местные жители постепенно выселились из Номохоново».

Источник:
Батоцыренов Э.А., Алымбаева Ж.Б. БИП СО РАН, г. Улан-Уде
 «Динамика эоловых процессов в Селенгинском Среднегорье на примере урочища Старое Номохоново» //Материалы XV совещания географов Сибири и Дальнего Востока (г. Улан-Уде, 10-13 сентября 2015 г.) – Иркутск: изд. Института географии им. В.Б.Сочавы СО РАН, 2015.

Вторая версия опубликована в материалах Комиссии по исследованию землевладения и землепользования в Забайкальской области, составленных в 1898 г. Н. Разумовым и И. Сосновским:

«Жители Ноехонской общины говорятъ, что ихъ предки принялп русское подданство въ 1630 году, но где последніе тогда жили, не знаютъ.

[Примечание 1. В настоящее время в Селенгинском районе Бурятии существует сельское поселение «Ноехонское»; его административный центр – улус Зурган-Дэбэ (бур. Зургаан Дэбэ), расположенный на востоке местности Ноехон, на левом берегу реки Хилок – см. карту в заголовке заметки].

Въ Дзокуйской общине инородческое населеніе принадлежитъ къ 3-му Табангутскому роду, перешедшему изъ Монголіи въ 1722 г., какъ въ землю богатую хорошимп пастбищами и имеющую добраго для инородцевъ властителя. На монгольскомъ языке существуетъ повесть, ходящая въ спискахъ по рукамъ между табангутами. Въ ней разсказывается, что ханъ Тушетъ отдалъ свою дочь за хана Цыцына и въ приданое за ней далъ три рода табангутовъ. Отъ притесненій Цыцына табангуты и перекочевали черезъ вершину Чикоя въ здешнія места.

[Примечание 2. Табангуты — этническая группа (род) бурятского народа. Во время завоевания Сибири русскими казаками ушли в Монголию. После сорока лет войны с маньчжурами табангуты вернулись на территорию России. Они вошли в состав казачьего войска, охраняли южные рубежи российского государства].

…Въ Номохоновскомъ селеніи Торейской волости Селенгинскаго округа разсказываютъ, что на месте нынешняго селенія 200 летъ тому назадъ поселился какой-то выходецъ изъ Монголіи. Онъ крестился и сталъ заниматься хозяйствомъ. Отъ другихъ инородцевъ онъ отличался своимъ умомъ, и къ нему часто пріезжали за советомъ, а то и съ просьбой «разсудить». За свой нравъ онъ былъ прозванъ Номохонъ-нойонъ, т. е. смирный господинъ. Нанимавшихся къ нему работниковъ онъ склонялъ креститься и крестившихся селилъ около себя. Все его крестникн носилп фамилію Малыгиныхъ.

Лет 30 тому назад селение начало заносить песком, и в настоящее время занесено уже около 200 десятин пахотной и выгонной земли».

Источник:
«Высочайше учрежденная подъ председательствомъ статсъ-секретаря Куломзина комиссiя  для изследования землевладения и землепользования в Забайкальской области». Матерiалы. Выпускъ 6. «Население, значение рода у инородцевъ и ламаизмъ».
Составили: Н. Разумовъ и И. Сосновскiй. С.-Петербургъ, 1898.
https://ru.b-ok.cc/book/3240663/f36833 
Стр. 12-13 интернет-файла/стр. 7-8 книги

ОБСУЖДЕНИЕ

Как свидетельствуют источники, процитированные во второй части этой заметки, в конце 17-го (либо в середине 18-го) века на правобережье Селенги, в районе нынешнего улуса Ехэ-Цаган, было основано селение «Номохоново» («Номохоновское»). В связи с этим населённым пунктом упоминаются как некий – явно русский – «чиновник по фамилии Малыгин», так и некий новокрещённый «выходецъ изъ Монголіи». 

Примерно в это же время в районе реки Селенги поселилось вышедшее из Монголии племя бурят-табангутов.

В первой части заметки приведено свидетельство о том, что в середине 18 века неподалёку от этого района, в районе реки Хилок (правый приток Селенги), проживал «бывший китаец, новокрещённый», Иван Номоконов (Номохонов),  который, по-видимому, также являлся выходцем из Китая или из Монголии.

Есть ли какая-то взаимосвязь между этими данными – задача для дальнейших поисков. Надеемся, что она заинтересует исследователей, ведущих свой род от «селенгинских» Номоконовых (Номохоновых). 


Рецензии