Реклама в искусстве - реклама искусства

У искусства всегда было множество самых различных интересных составляющих. Но одним из самых важных его составляющих была, есть и будет реклама. Ведь искусство рекламы и реклама в искусстве в том или ином виде существуют по меньшей мере тысячелетия. Сколько существует адекватный человек.

Возведённая в абсолют и доведённая до совершенства в наши дни рекламная машина (этакий желанный, извечный двигатель) была великолепно описана Пелевиным в Generation «П». Популярный писатель превосходно детализировал мир русских рекламщиков 90х годов.

Но начиналась реклама в искусстве ещё в первобытные времена. В виде наскальной живописи, которая рекламировала конкретный образ жизни: охота, собирательство, племенные праздники, традиции. В наши дни тот же Пелевин по такому же самому принципу торгует-рекламирует определённый, очень выгодный кое-кому образ жизни. Практически во всех его текстах можно встретить сцены потребления психоактивных веществ, матерщину. Он также активно популяризирует английский язык, индуизм и буддизм, восточную философию в целом. В то же время определенную долю в его бестселлерах занимают персонажи, как правило, чекисты. К слову говоря, «Дозоры» всем известного Сергея Лукьяненко тоже завуалированно рекламируют всесильных спецслужбистов. И поэтому, полагаю, его текстам и экранизациям, основанным на его текстах, дали зелёный свет по всем фронтам. Но Лукьяненко, конечно же, по раскрученности серьёзно уступает Пелевину, за которым стоят и активно продвигают его не только лишь влиятельные люди с Лубянки, но и могущественные наркокартели, англоязычное лоби, власть имущие почитатели буддизма, индуизма.

Если мы детально рассмотрим классическое искусство, предположим, европейского средневековья или античности, когда особую роль в жизни человечества играла религия, то становится очевидно, что фрески, иконы, статуи - есть ни что иное, как прямая откровенная реклама религии, как таковой. То бишь опять же - реклама определенного образа жизни. В средневековье в тренде было христианство, а большое искусство во все времена живописало тенденции своего времени.

Впрочем обернёмся к современному актуальному искусству, которое не получило бы такой существенной огласки, если бы не содержало в себе рекламу. Конечно же я говорю о метротрилогии Дмитрия Глуховского. Бесспорно писатель он интересный и талантливый, да только остальные его книги такой сумасшедшей популярности отчего-то не сыскали. Московское метро - это бренд мирового масштаба. Следовательно Глуховского активно продвигают метростроевцы и начальство. К тому же автор получил высшее образование в Израиле и является выходцем из журналистской среды. Понимаете? Двойное лоби. Плотоядные журналисты в очередной раз могут с гордостью заявить, что из их системы, сообщества, снова вышел талантливый человек. По этой же причине широкую известность получили комиксы о Супермене, в которых заложен колоссальный месседж. Мол, поглядите, граждане дорогие, мы, журналисты, интеллигентные умные ребята, именно мы каждый Божий день спасаем вас, человечество от самых разных напастей. Пускай на вид мы и безобидные ботаники, как Кларк Кент.

Продолжая мейнстримовую тему, тему комиксов, хочу обратиться к ещё одному культовому персонажу DC, фанатом которой являюсь. Брюс Уэйн, правильнее говоря Бэтмен, второй по значимости супергерой DC - неприкрытая реклама олигархии, всевозможных богатеньких мажеров за разгульной, показной жизнью которых якобы скрывается подлинная, эпохальная личность настоящего супергероя, высокоморального всесильного человека, помогающего обществу бороться с преступностью и всеми силами оберегающего свой родной город.

В киноискусстве дела с рекламой обстоят примерно также, как и в литературе или живописи. Достаточно присмотреться к эпичному полотну Спилберга «Первому игроку приготовиться». Кинокартина пестрит и сыплет разномастными отсылками (пасхалками), кои по стати своей, конечно же, являются рекламой. Экранизация романа Э. Клайна и собственно сам роман, положенный в основу потрясающего фильма Спилберга, никогда бы не получили такой сногсшибательной огласки в СМИ, если бы в открытую не рекламировали культовые американские фильмы, видеоигры, комиксы.

Тем не менее рекламная машина крайне избирательна: реклама в искусстве, как инструмент, это часть глобальной системы контроля. На сегодня системе выгодна реклама одного автора, человека, образа жизни, а завтра - совершенно другого. Вы никогда не задавались вопросом, почему дебютные книги, например, Лимонова так долго не издавались ни на Западе, ни тем более в СССР? Но затем тема героя Эдички, этакого левака, страдающего педераста (термин «педераст» в своем тексте употребляет и сам Лимонов) по сюжету бисексуала, по понятным причинам становится особенно актуальна и как следствие популярна в публичном поле, как в России, так и за рубежом.

На этом пока всё!.. (:-))

22.II.19


Рецензии