Предисловие

Существует мнение, что история – это изложение процессов классовой борьбы. Она начинается с появлением классов и делится на формации: рабовладельческая, феодальная и т. д.

В конечном итоге появляется самая справедливая формация,но уже без классов и даже без государства. Позднее сформировался цивилизационный подход, согласно которому история – это описание развития независимых друг от друга локальных цивилизаций. Потом заявило о себе движение (психология) вообще отрицания истории или её "конец". Автор данной работы справедливо считает, что история человека начинается с появления человека, то есть с изготовления человеком орудий труда,приручения огня и возникновения языка (общения с помощью речи).

Определенный интерес представляет вопрос о появлении классов и эксплуатации, что обычно связывают с возникновением частной собственности. Автор показывает, что присвоение чужого труда появилось задолго до возникновения частной собственности. Этот процесс начинается с переходом от присваивающей экономики к производящей. Появляются избыточный и прибавочный продукт. И он начинает распределяться уже
не поровну всем, как было в общине первоначально. Начинает применяться распределение по труду. Одна часть созданного продукта остается как необходимый продукт (для производителя). Другая часть продукта (прибавочный продукт) используется для пожертвований божествам или в качестве дара соседней общине. Некоторое количество остаётся и тем, кто занимается накоплением, то есть сбором и хранением излишков продукта (глава рода, общины, их помощники и т. п.). Доля последних постепенно растёт, и они медленно обогащаются. Происходит
имущественное расслоение. С распадом общин на роды и отдельные семьи процесс расслоения усиливается. И только потом появляется частная собственность, которая за счёт присвоения труда других возрастает, что и является эксплуатацией.

Так автор показывает, как возникли прибавочный продукт и присвоение чужого труда. А частная собственность – не исчадие ада и не результат козней дьявола. Она возникает неизбежно, закономерно на определенном этапе развития общества.
Подробно рассматривается процесс рождения и эволюции идей о более совершенном общественном устройстве. Наиболее частым вариантом создания такого общества было осуществление принципов обобществления имущества и «отобрать и разделить». Истоки такого варианта – ещё в Древней Греции.

В работе автор убедительно показывает, что само по себе обобществление и раздел имущества не создают нового продукта, а снижают заинтересованность производителей в росте производства и его эффективности. Для преодоления этого многовекового исторического заблуждения потребовался Вселенский эксперимент по созданию самого справедливого, как предполагалось, коммунистического общества, центром которого стал СССР (и в частности, Россия). Но жизнь в обществе тогда во многом регулировалась административными мерами сверху (Госплан, Госснаб, нормативы, лимиты) без эффективных обратных связей снизу (потребителя, рынка, спроса и т. д.).

Опыт России, её пример помог ряду стран доработать модель демократического социального государства, и она получает все большее распространение. Внедрение этой модели в России осложнилось рядом факторов: ошибками во время приватизации, острой конкуренцией между странами за лидерство,санкциями и др.

Представляет несомненный интерес подход автора к объяснению закономерностей развития исторических процессов с помощью конкурентной борьбы между государствами и человеческими обществами за лидерство. За последние 5 тысяч лет лидерами были Древний Египет, Греция, Рим, Империя Карла Великого, Португалия, Испания, Голландия, Англия и др. И самой большой загадкой являются факторы, обусловливающие подъем, расцвет и кризис в развитии той или иной державы.
Это может быть темой дальнейших исследований.

Данная работа представляет своеобразный подход к рассмотрению истории вообще и процессам формирования прибавочного продукта, собственности, классов и государства в частности.

И.А. Романова


Рецензии