Почему приемник Гитлера избежал смертной казни

Как человек, интересующийся историей, я еще в школьные годы узнал про гросс-адмирала Третьего Рейха Карла Дёница, которого Гитлер, прежде чем уйти в мир иной (хотя кое-кто сомневается, что он отравился в бункере под рейхсканцелярией), назначил своим преемником.  Потом, уже во время службы в военно-морском флоте, и, (вот какое совпадение), на подводной лодке начальником медицинской службы, прочитал воспоминания Дёница, опубликованные в 1964 году.  Много лет спустя, уже в «постперестроечные» времена я второй раз прочитал эту книгу, но на этот раз она мне не очень понравилась, как при первом прочтении.  А уже при появлении Интернета и возможности читать всевозможные книги статьи в электронном виде, я подробно познакомился с его биографией и  деятельностью во время Второй мировой войны.

Конечно, успехи немецкого подводного флота в начальный период Второй мировой войны были впечатляющие.  На дно шли сотни английских транспортов и танкеров, и над Англией замаячила блокада. Успехи немецких подводников  старалась  возвысить геббельсовская пропаганда.  Про подвиг командира U-47 Гюнтера Прина, проникшего в базу английского флота Скапа-Флоу, и потопившего английский линкор,  знали все в Германии, Железный крест Прину вручил сам фюрер.  Подводников уважали, их первыми приветствовали даже спесивые эссесовцы.  Про «волчьи стаи» Дёница знали даже дети.

Но золотое время через 2 года кончилось.  Немецкие субмарины в большом количестве отправлялись на дно в противостоянии с союзниками, которые нашли против них противоядие – охраняемые конвои, асдик и авиацию. И хотя в конце войны у Дёница появились более совершенные подводные лодки, использовать их в борьбе с союзным флотом он не успел.  Но он успел сформировать у своих подводников, для которых он был ПАПА, дух победителей.  Читал в мемуарах английского генерала про атаку немецких подводников в пешем строю на суше весной 1945 года. С засученными рукавами своих черных форменных рубах, с одними саперными лопатками в руках, они заставили бежать английскую часть, вооруженную автоматами и пулеметами. 

Война закончилась, Дёниц какое-то время оставался последним канцлером Германии, а потом его арестовали,и в числе главных фашистских преступников собрались судить в Нюрнберге, где до войны проходили съезды нацистской партии, где по улицами города и огромному стадиону маршировали штурмовики с зажженными факелами.

20 ноября 1945 года в Нюрнберге начал свою работу Международный военный трибунал (МВТ), вынесший приговоры верхушке руководства гитлеровской Германии. Главный обвинитель от СССР Роман Андреевич Руденко в своей речи прямо призвал: "Да свершится же над фашистскими палачами суд народов - справедливый и суровый". Но насколько соответствовал этому приговор МВТ по итогам 403 заседаний Нюрнбергского процесса, оглашенный 1 октября 1946 года? Из 21 обвиняемого к смертной казни были приговорены только 12, трое вообще оправданы.

А официальный преемник Гитлера Карл Дениц (1891 - 1980), вставший 30 апреля 1945 г. во главе германского государства и вооруженных сил, был приговорен всего лишь к 10 годам тюремного заключения.

В печально известном "Приказе о "Лаконии"1 от 17 сентября 1942 г. не кто иной, как Дениц, запрещал командирам подводных лодок подбирать людей с потопленных кораблей - исключая капитанов и механиков, которые рассматривались как военнопленные. Этот документ был истолкован судьями как приказ расстреливать моряков, спасшихся с потопленных кораблей. В вину Деницу ставились военные преступления - нападение и уничтожение кораблей, в том числе мирных, в открытом море. Обвиняемый признал, что приказал топить и оказавшиеся в зоне боевых действий корабли нейтральных стран.

И, тем не менее, на процессе в Нюрнберге некоторые юристы и свидетели пытались оспорить виновность Деница. Американский судья Фрэнсис Бидди даже выступал за его оправдание, ссылаясь на то, что победители в войне также топили немецкие корабли. Давая письменные показания Международному Военному Трибуналу, главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Честер Уильям Нимиц отметил: "Как правило, американские субмарины не занимались спасением моряков с вражеских кораблей, если при этом корабли подвергались ненужному или дополнительному риску или если субмарины для этого вынуждены были отвлечься от выполнения боевого приказа".

Однако международный суд признал удары по кораблям Германии обороной от агрессора, а Деница - преступником против мира и человечности. В этом были едины представители Великобритании и СССР. По вине Деница погибли тысячи ни в чем не повинных людей. Восстанавливая историческую правду о "подвигах" гросс-адмирала, западногерманская печать отмечала, что "чертов адмирал несет личную ответственность за гибель 27 494 моряков германского подводного флота и многих тысяч моряков союзнических флотов".

1 октября 1946 г., после того как Геринг и еще несколько высших нацистов были приговорены к смерти, Нюрнбергский трибунал огласил приговор Деницу. Гросс-адмирал был признан виновным по 2-му (преступление против мира) и 3-му (военные преступления) пунктам обвинения и приговорен к 10-летнему заключению. Однако смертной казни Дениц, по мнению судей, не заслужил. Советская сторона против приговора преемнику Гитлера возражать не стала.

Дёниц прошел долгий путь к высшему воинскому званию во флоте Германии. В годы Первой мировой войны служил на подводной лодке, был её командиром, имел несколько побед, но и его субмарина была потоплена, а он попал в плен. После подписания Германией Версальского договора оставался на штабной работе в немецком военно-морском флоте, так как от былого величия  флота остались лишь воспоминания.

Когда Гитлер пришел к власти, Дениц служил в Вильгельмсхафене в штабе Североморского района, где занимался обеспечением внутренней безопасности флота. 1 февраля 1935 года Гитлер приказал начать строительство подводных лодок, а шесть недель спустя отказался выполнять статьи Версальского договора, ограничивавшие военные возможности Германии. 6 июня 1935 года Дениц был назначен "фюрером подводных лодок" и возглавил 1-ю подводную флотилию.

К 1938 году Дениц разработал тактику "волчьих стай" - групповых атак подводных лодок на суда противника. И уже в октябре 1939 года был произведен в контр-адмиралы. 30 января 1943 г. Деницу было присвоено высшее на германском флоте звание гросс-адмирала. Во время операции "Оверлорд" - высадки англо-американских войск во Франции, начавшейся 6 июня 1944 г. - Дениц последний раз приказал атаковать союзников массированными силами. В бою участвовало 36 субмарин, из них уцелело менее половины. Но Дениц продолжал бросать в бой все новые лодки, видимо, надеясь таким образом переломить ход войны. Его упрямство и безрассудность стали причиной гибели многих: из 820 германских подлодок, участвовавших с 1939 по 1945 г. в "битве за Атлантику", 781 погибла; из 39 тыс. моряков-подводников кригсмарине погибли 32 тыс., из них большинство - в последние два года войны.

Гросс-адмирал претворял в жизнь все, в том числе и самые бессмысленные, затеи своего фюрера, который ничего не смыслил в морской стратегии: для него, как писал Дениц, "война на море была чем-то далеким и не слишком понятным". Дениц не одобрял, но выполнял планы Гитлера при поддержке флота удерживать Тунис весной 1943 г. или защищать от Красной армии Курляндский котел. Гитлеровская группировка в Курляндии сражалась с октября 1944 г. по 15 мая 1945 г. Она сдалась лишь через неделю после капитуляции Германии.

Всю жизнь адмирал был верным и восторженным сторонником Гитлера. "Небеса послали нам лидерство фюрера!" - восклицал он, выступая перед матросами. Однажды, обращаясь к ликующей толпе в Берлине, он сказал, что Гитлер предвидел все и не совершил ни одного неправильного шага. "Мы - черви по сравнению с ним!".

В апреле 1945 г. даже Деницу было ясно, что дни Третьего рейха сочтены. 19 апреля гросс-адмирал эвакуировал свою штаб-квартиру в пригороде Берлина. Через сутки туда ворвались советские танки. 20 апреля Дениц посетил Гитлера в бункере рейхсканцелярии и присутствовал на его 56-м и последнем дне рождения.

В составленном 29 апреля "политическом завещании" Гитлер писал: "Перед смертью я исключаю из партии рейхсмаршала Германа Геринга и лишаю его всех прав... Вместо него я назначаю рейхспрезидентом и верховным главнокомандующим вооруженными силами гросс-адмирала Деница".

После 10 часов вечера 1 мая, когда Гитлер был уже мертв, тела Геббельса и его жены догорали в саду рейхсканцелярии, а обитатели "бункера фюрера" искали спасения в туннелях берлинского метро, радио Гамбурга прервало трансляцию торжественной Седьмой симфонией Брукнера. Раздался бой военных барабанов, и диктор заговорил: "Наш фюрер Адольф Гитлер, сражаясь до последнего дыхания против большевизма, сегодня днем пал за Германию в своем оперативном штабе в рейхсканцелярии. 30 апреля фюрер назначил своим преемником гросс-адмирала Деница. Слушайте обращение к немецкому народу гросс-адмирала и преемника фюрера".

После сообщения диктора раздался голос Деница, который повторил ложь о "героической" смерти Гитлера. "Немецкие мужчины и женщины! Солдаты германской армии! - взывал по радио Дениц. - Моя первая задача, - спасти немецких людей от наступающего большевистского врага. Только ради этой цели вооруженная борьба продолжается. И до тех пор, пока британцы и американцы будут препятствовать достижению этой цели, мы будем вынуждены продолжать защищаться от них и бороться с ними. В этом случае англичане и американцы продолжают борьбу не в интересах своих народов, а для распространения большевизма в Европе".

В приказе по войскам Дениц сообщил, что он принял командование всеми вооруженными силами Германии и "проникнут желанием продолжать борьбу против большевиков до тех пор, пока сражающиеся войска и сотни тысяч семей, проживающих в восточных районах германской территории, не будут спасены от порабощения и уничтожения".

На Нюрнбергском процессе Дениц откровенно врал, утверждая, что он якобы вообще не считал себя преемником Гитлера и чувствовал, что его выбрали для ведения переговоров о мире и подготовке капитуляции, потому что сделать это мог только далекий от политики человек. Якобы именно по этой причине Дениц принял свое назначение.

2 мая 1945 г. преемник Гитлера перенес свою штаб-квартиру в кадетский корпус в Мюрвике под Фленсбургом, на границе с Данией. Фленсбург, охраняемый батальоном военных моряков, стал временной столицей рейха. В условиях неизбежного поражения Германии Дениц пытался добиться скорейшего перемирия с западными союзниками и одновременно стремился вывести как можно больше войск и гражданского населения с территорий, которые могли быть заняты Красной армией. Для этого гросс-адмирал послал все имевшиеся в его распоряжении суда в балтийские порты, находившиеся еще в руках немцев, с приказом вывезти оттуда всех беженцев. В итоге за неделю, остававшуюся до полной и безоговорочной капитуляции Германии, на запад силами флота было вывезено 2 млн человек.


В 1.30 ночи 7 мая Дениц радировал, что генерал-полковнику Йодлю даются все полномочия подписать Акт о безоговорочной капитуляции, что тот и сделал 7 мая в 02.41. Однако Сталин заявил: "Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, - в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции". По согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность считать процедуру в Реймсе предварительной. Союзники согласились провести церемонию вторичного подписания акта о капитуляции Германии в поверженной столице рейха.

Это случилось 8 мая в 22.43 по среднеевропейскому времени (9 мая в 00.43 по московскому) в берлинском предместье Карлсхорст в здании бывшего военно-инженерного училища. От правительства Деница акт подписали: начальник верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель, командующий люфтваффе генерал-полковник Штумпф и командующий кригсмарине адмирал Фридебург. Безоговорочную капитуляцию приняли Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Артур Теддер (Великобритания). В качестве свидетелей свои подписи поставили генерал К. Спаатс (США) и генерал Ж. де Латр де Тассиньи (Франция). Вторая мировая война в Европе завершилась.

23 мая в 9.45 утра Дениц был доставлен на пароход "Патриа" к генерал-майору армии США Лоуэллу В. Руке. Деницу объявили, что он и члены его правительства отныне военнопленные. Так почему же преемник Гитлера избежал смертного приговора?

Десятилетний срок приговор был вынесен ему на основании особенностей судебного разбирательства. Гросс-адмирала пытались выгородить американцы, чью позицию можно объяснить из чисто прагматических соображений: человек, давший согласие на безоговорочную капитуляцию, не должен быть наказан слишком строго. В итоге предшественник Дёница на посту командующего германским флотом Рёдер получил пожизненный срок (правда, в январе 1955 г. был освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья), а сменщик Гитлера получил срок скорее символический.

Советская же сторона действовала в том числе и на основании сведений, полученных от самого Дёница. На допросе 17 июня 1945 г. тот показал, что не участвовал в планировании боевых действий против СССР, что, действительно, было важным аргументом. Рассказал гросс-адмирал и о том, что он не был членом нацистской партии - то есть и за участие в идеологическом конструировании нацистского режима его привлечь было бы затруднительно.

10-летнее наказание Дениц отбывал в берлинской тюрьме Шпандау. В беседах с американским тюремным психиатром доктором Леоном Голденсоном мечтал: "Я куплю себе небольшую квартиру и буду жить там вместе с женой, закрывшись от остального мира, буду писать мемуары. Думаю, я должен сделать это для немецкого народа. Чтобы они сами могли понять, что происходило на самом деле, и как мало кто из нас в руководстве страны знал о зверствах Гитлера и Генриха Гиммлера".

1 октября 1956 г., полностью отбыв срок заключения, Дениц вышел на свободу. В старости бывший гросс-адмирал стал ревностным католиком, каждое воскресенье посещал церковь, истово молился. И очень обижался на правительство Аденауэра, которое отказывалось выплачивать ему адмиральскую пенсию, ограничившись капитанской, мотивируя это тем, что пенсионер был пособником Гитлера.

Бывший "последний фюрер" требовал от правительства устроить ему торжественные похороны и положить в гроб в униформе гросс-адмирала. Однако, когда 24 декабря 1980 г. Дениц скончался, он был похоронен в штатском костюме без воинских почестей на кладбище "Вальдфридхоф" в Аумюле.


Рецензии
Да потому что он не был преступником. Дениц стоял в стороне от преступлений нацизма. Он был талантливым, увлеченным флотоводцем, отличным организатором, человеком с харизмой, что важно, но он не был нацистом. Хоть и в 44-м вступил в партию. Поэтому наверное фюрер его и сделал приемником, все же надеялся что с незапятнанным Деницом союзники пойдут на приемный мир. Кстати, на Нюрбергском трибунале, его пытались осудить за тотальную, подводную войну, так командиры ВМФ союзников выступили в его защиту. Главком подплава США (фамилию не помню) заявил суду что американские подводники вели точно такую же войну против японцев на Тихом океане, после чего это обвинение Деницу было снято. А то что моряков с потопленных судов не спасали, и пленных не брали, так понятно - их просто некуда было брать на подводные лодки. Известен только один случай, расстрела шлюпок с противником с подлодки, и немецкий командир который это сделал, был казнен. Американские командиры подводники, которые расстреливали шлюпки с пленными японцами осуждены не были.

Олег Черняев 2   04.02.2020 12:31     Заявить о нарушении
Вы правы, Дёница не повесили и даже дали меньший срок, чем Редеру, потому что для спасенных на лодках нет мест. А бросали экипажи и пассажиров потопленных судов на произвол судьбы подводники всех стран. Но это характерно для первого периода войны, когда ходили одиночные суда. После формирования конвоев подводникам было не до спасения, самим бы не погибнуть.

Александр Щербаков 5   04.02.2020 12:58   Заявить о нарушении
Страсти после войны были накалены. Если бы Гитлер не сделал Деница преемником, и союзником не надо было посадить "посадить последнего фюрера", то скорее всего Деница бы оправдали. Осудили его по косвенным уликам - использование рабского труда на верфях подлодок, приказы которые можно толковать двояко, даже за то, что он еще до войны привел свои подлодки в боеготовое состояние чтобы они сразу вступить в бой. Осуждали фашизм, а немецкие "серые волки" стали одним из символов нацистского мифа. Вот и надо было осудить человек, который тоже стал символом. Хоть, если и говорить объективно, он уже в 1943 м свою войну проиграл.

Олег Черняев 2   04.02.2020 14:20   Заявить о нарушении