Школа, учителя

ШКОЛА,УЧИТЕЛЯ

И снова я-о Красиловской школе и об учителях. К сожалению, школу давным - давно разобрали, растащили. На месте ее обильно разросся березняк, и только по состарившимся осокарям можно угадать, где когда-то стояла эта постройка.
Помню эти могучие, величавые деревья с распростершимися в высь ветвями. Мальчишки, кто по крепче, забирались к вершинам, оставляя на гладком светло-сером стволе свои автографы, как это проделывал мой сосед Николай Ковальчук.

Был директором в те пятидесятые годы  Григорий Сильвестрович Мищенко. Краснощекий, довольно крепкий мужчина. Малоразговорчив. Обожал детей, супругу Галину Николаевну. Каждое утро совершал небольшие прогулки к так называемой "Левкиной речке - копанке". Затем его семья переехала в Домановку, и оттуда - в Иванков ( дети; Инна,Зоя,Игорь).

Наверное, многие помнят учителя математики Юрия Никифоровича Ященко. Всегда ухоженный, моложавый, с большим запасом жизненных сил. Доходчиво объяснял математические премудрости. Входя в класс, сразу вызывал к доске кого - либо из учащихся отвечать урок. Уют в семье создавала его супруга Нина Федоровна, филолог (украинский язык и литература), лелея своих милых дочерей Лиду и Аллу.
Позже в 60 - 70 - х годах я встретился с Ященками в Новошепеличах Чернобыльского района, куда они переехали.

Замечу, надолго педагоги в Красиловке не задерживались, как и медики. Дольше всех учительствовали в школе Вера Петровна Борисполец (биолог) и моя мать Ксения Сергеевна Соколова (младшие классы.)Объектом поклонения мужчин, ребят стала красавица, преподаватель русского языка и литературы Зинаида Константиновна Панченко. На фото нашего выпускного седьмого класса (1955 г)запечатлены она ,Вера Петровна, Ефросиния Кондратьевна и Старцев Юлий Петрович, математик, аматер - театрал. Превосходно играл в любительских спектаклях, поклонник стихотворца Баркова.

А как не назвать незабвенного Ивана Тихоновича, москвича с двумя высшими образованиями (консерватория - музыкальное, и педагогическое физика, математика).
Играл на трубе, создал хор из старшеклассников. Недисциплинированных учащихся выгонял из класса . Таким был в шестом классе некий Михаил Водопьянов. Иван Тихонович дал ему кличку "Молекула". И просто выносил его из класса, подняв за воротник.

... Часто менялись и директора. Например, Георгий Романович Черепнин, киевлянин. Читал географию. Жена - интеллигентная женщина, Клавдия Филипповна с дочерью, Галиной. Влюбилась в местного парня - красавца Владимира Петухова, музыканта - гитариста, напоминавшего поэта Байрона и чем - то Сергея Есенина.
Однажды майским сиренево - жасминным утром, я шел по улице к центру села. Проходя мимо дома, где обитала семья директора, невольно наблюдал сцену жарких страстных, объятий, где милая парочка слилась в долгом поцелуе. Однако скоро Володю "забрали" в солдаты. Сколько было слез, горечи! Но не дождалась Галина суженого, вышла замуж за Михаила Жерносекова. Брак длился не долго - разошлись...
Теперь, о Дмитрие Степановиче Кадулине, новом директоре.

Стройный, с военной выправкой , с усами по Семена Буденного. Очень интересно, захватывающе подавал уроки истории. Так, мой одноклассник Олег Ласточкин, обладая завидной памятью. точно воспроизводил только - что рассказанное учителем.
Пришли новые учителя: Леонид Аврамобич Кушниренко; Сергей Иванович Ноженко, интересный рассказчик, смахивающий на персонажей Федора Достаевского, А. Чехова;
Василий Васильевич Роговец, Иветта Николаевна, Николай Иванович Курченко, Инна Ивановна Федорова - Дворяковская, Петр Фомич Жерносеков, Любовь Ивановна Полегкая, Макадзеба Надежда Андреевна, Носенко Ольга Федоровна, Радченко Наталья Михайловна и другие...

... Школа являлась не только общеобразовательным учреждением. Здесь часто проводились разные мероприятия. Выступали на импровизированной сцене участники художественной самодеятельности, демонстрировались и кинофильмы "Фанфан-Тюльпан","Богатырь идет в Марто","Адмирал Ушаков","Тень у пирса", "Убийство на улице Данте" и др.).

А еще школа становилась избирательным участком во время выборов. Уже загодя ощущался душевный подъем.
Женщины, члены избирательной комиссии, в том числе и моя мать, украшали коридор, где устанавливались кабины и в определенном месте - урна для бюллетеней.
Всеобщее оживление начиналось затемно, задолго до рассвета (ноябрь, начала 50-х годов). Любителей проказ, шустрых ребят отряжали с пионерским горном будить жителей села. Выбирали хаты одиноких, престарелых бабок. Подходили в плотную к окнам приземистых строений и изо всех сил выдували из горна трубный звук. Смертельно перепуганные старушки истово крестились, старались молитвой отогнать нечистого, сатану; некоторые из них, объятые ужасом. думали, что настал час апокалипсиса, антихриста. Хохоча во всю мочь. мальчишки убегали дальше, торопясь к следующей жертве...

В школе учителя также отмечали застольем советские праздники, особенно годовщины Октября.Женщины сносили закуски. мужчины - спиртное.
Весело провозглашались тосты...

Как - то раз взрослые ребята решили преподнести на праздник учителям своеобразный сюрприз. На задворках школьной территории, возле дровяного сарая, с коих времен ржавело заднее зубчатое колесо от трактора ХТЗ. Вот это самое колесо они, кряхтя,
покатили к дверям школы. Натужась, вкатили его на крыльцо, напрочь заблокировав входную дверь. Естественно кто-то из гулявших засобирался в туалет. Да не тут-то было. Дверь не поддавалась под натиском многих рук. Кто-то, наконец. догадался разбить окно в коридоре. Выбравшись на волю из западни, совместными усилиями все таки освободили дверь.

Вот такие проделки бывали...


Рецензии