Старые чертежи

СТАРЫЕ ЧЕРТЕЖИ

                (реальная история)

     Эта история произошла, когда мне было 52 года. Я тогда работал на крупном машино-
строительном предприятии  в должности ведущего инженера-технолога.
Я не буду называть это предприятие, основано оно в 20-ых годах 20-го века. Я работал
в технологическом бюро технического отдела. В отделе было несколько технологических бюро. Наше бюро имело определённое направление работы. Аналогичное конструкторское бюро было и в конструкторском отделе. Все мы, и конструктора и технологи сидели
в одном большом зале, так что мы были все на виду друг у друга. Именно из это конструк-
торского бюро мы и получали в основном чертежи и другую документацию для дальней шей обработки. Но помимо этого на наше бюро возлагались ещё определенные обязанности. И ещё одна обязанность была возложена на наши два бюро.
   Дело в том, что на предприятии за время его существования скопилось много чертежей.
Они не уничтожались, а хранились все в архиве. Многие чертежи были в плохом, ветхом
состоянии. И тогда было принято решение перевести все чертежи в электронный вид,
т.е. начертить их на компьютере, а затем сделать и бумажные копии на кальках.
   Сейчас конечно чертить легче – компьютер, специальные программы, сидишь на стуле за столом и чертишь с помощью «мышки» и клавиатуры.
А раньше, тот кто чертил стоял за кульманом, чертил всё вручную, надписи делались
тоже вручную. И всё что было у человека –это карандаш, а лишнее он стирал ластиком.
Чертили как правило на кальке. И только после этого делались копии уже на бумаге.
Эти копии ещё называли «синьками», потому что все линии и надписи были темно-синего
цвета. Да и сам фон на бумаге был тоже немного синего цвета.
    За время работы через мои руки прошло много таких вот чертежей, таких вот «синек».
Со временем приходит опыт, и я уже мог даже кратко охарактеризовать человека, который чертил данный чертеж, даже его душевное состояние. Это было видно
по тому, как человек выводил линии, как делал надписи. Это как учитель русского языка
и литературы характеризует человека по его почерку.
     Старыми чертежами в этом конструкторском бюро занимался один конструктор, звали
 его Николай. Наши столы стояли плотно друг к другу, а мы сидели напротив друг друга, разделенные невысокой деревянной перегородкой. Этот конструктор брал в архиве
старые чертежи, чертил их на компьютере в соответствии с новыми нормами и ГОСТами.
Затем делали и бумажные копии на кальках. После прохождения определенных процедур
в конструкторском отделе кальки и старые чертежи попадали ко мне.
     Чертежи были разные. Попадались даже чертежи первых советских пятилеток.
Многие чертежи были в ветхом состоянии. При малейшем сотрясании с них слетала
бумажная пыль. Если по такому чертежу провести ладонью, то и на ладони тоже оставалась бумажная пыль. Поэтому к таким чертежам я старался обращаться как
можно осторожней.
     И вот однажды мне принесли несколько старых чертежей, более десятка, и их копии
на кальках. Сначала я начинал изучать старые чертежи, их особенности, все, что там
было прописано. Я старался не упустить ни одну мелочь, ни один штрих. И чем больше
я их изучал, тем всё больше я приходил в какое-то непонятное волнение. Что это?!
Что-то сильно колотилось в моей груди, а мой мозг горел огнем. Вроде бы такие же
линии, цифры, надписи. Нет, во всём этом было что-то другое.
      Я не мог понять, почему это со мной происходит
И чем дольше я их рассматривал, тем всё более мной овладевало какое-то нежное и
светлое чувство и волнение.
Чертежи были крупных форматов. В нижней части чертежа, справа, был штамп.
В нём указывается наименование детали или узла, номер чертежа.
В этом штампе имеются также графы: Разработал…..Проверил….. Нормоконтроль….
Утвердил…..Дата.   И во всех этих графах только женские фамилии.  И так на всех
чертежах Я посмотрел на даты, когда они были начерчены. Только один чертеж
значился декабрем 1945 года, остальные 1946 год, 1947 год. И тогда я всё понял.
Я заглянул за перегородку.
  - Николай, - позвал я конструктора. – Иди быстрее сюда.
Николай подошёл к моему столу.
 - Что-то случилось? – удивленно спросил он.
 - Смотри. – сказал я и стал показывать ему эти старые чертежи. – Ничего не замечаешь
 - А что? – спросил Николай.
Он продолжал их рассматривать , как бы ничего не понимая.
 - Смотри, смотри. – повторил я.
Он продолжал смотреть на них как бы изучая.
 - Начерчены с любовью. – тихо сказал я. – Начерчены с любовью. – уже громко я повторил.
    Николай был опытным конструктором и хорошо разбирался в чертежах. Он продолжал
их внимательно рассматривать.
 - Да, это так. – сказал он тихо.
Мы больше ничего не смогли сказать друг другу. Он ещё некоторое время рассматривал
их, а затем ушел на свое рабочее место, а я остался наедине с этими старыми чертежами
      Да, эти чертежи были начерчены с любовью. Я это видел, я это чувствовал!
И я понял почему.
      Только что закончилась война. Мужчины ещё не вернулись из армии, и поэтому
чертили эти чертежи женщины. Эти женщины пережили страшное, тяжёлое время.
Но война закончилась и началась другая, мирная жизнь. И все те прекрасные чувства,
которые эти женщины хранили все эти годы в своих душах и сердцах, выплеснулись
наружу. Это любовь, доброта, нежность и другие чистые, светлые и прекрасные
чувства. Их было так много в этих женщинах, что они заполняли всё пространство,
всю Вселенную! Их было так много, что это передалось даже в этих чертежах.
Эти женщины хотели любить и хотели быть любимыми.
Это сколько же в них всего этого было, что это передалось даже мне, хотя с той поры
прошло более 70-ти лет! И я был счастлив этим!
    Эти женщины сумели это всё сохранить в те страшные и тяжёлые годы, а затем
отдать это всё людям. Над этими прекрасными чувствами этих женщин не властно
время, они пережили десятилетия и остались такими же сильными и прекрасными
и в наше время. Ведь я же это почувствовал!
   Я восхищаюсь и преклоняюсь перед этими женщинами!!!
          Я не знаю, поверит ли кто в то, что я написал. Но я прошу поверить в то, что
только имея такие чувства как любовь, доброта, нежность, другие чистые и светлые
чувства мы сможем выжить и быть счастливыми. А без них мы погибнем.

                28 января 2020 год         Пучков Н.В.


Рецензии