Омут

- Историю стало быть хочешь? - старик взглянул невидящими глазами на геолога, что стоял в дверях с пакетом и махнул рукой на лавку напротив, - садись.
Вслед за первым появился и второй, третий, и девушка. Четыре человека, заброшенных сюда, за Урал нелегкой судьбой.
Из пакета появилось печенье, чай, конфеты, один, тот что постарше – достал бутылку водки, колбасу…
Старика звали Семеном. Семеном Петровичем. Не верившим ребятам он достал пожелтевший засаленный паспорт Союза советских социалистических республик. 1929 год рождения от Рождества Христового. Девяносто три года назад. Сейчас ребятам эта дата казалась такой же недостижимой, как старику в свои годы казалась старость.
- Я помню все еще до войны, - старик, несмотря на свой возраст, опрокинул рюмку наравне с ребятами, -  вот только здесь ничего не поменялось. Я тогда еще ребенком был. Отца не было, но мать, отпуская меня в лес все время запрещала приближаться к омуту.
- Омуту? ...
- В лесу, на поляне есть омут. Небольшая речушка. Мы зовем ее Свинотопкой, так как давным – давно здесь утонуло целое стадо свиней. Она небольшая, но очень глубокая. Столько не строй через нее мост, через неделю – две его обязательно что-то сломает.
Геологи навострили уши – сами любители придумать какие – то интересные истории, здесь они слушали настоящий рассказ о чертовщине.
- Не верите, - улыбнулся старик, - здесь и не такое происходит. Местные давно привыкли. Есть несколько простых правил – не ходить к омуту, не ходить ночью в лес и не строить забор и ворота лицом на север.
- Так, а что с омутом? – не выдержала девушка.
- За моей памяти в нем утонуло с два десятка человек. Даже те, кто ходил за грибами или на охоту и потерялись, их потом находили там в воде. Кузнеца Степана опознали по фуфайке и по прикладу от ружья. У самого омута валялись две гильзы, но по чему бы он не стрелял – перезарядить ружье он так и не успел.
- А мост?
- Два года назад приезжали из Волчанска ребята. С техникой, с бульдозером и краном. Засыпали омут землей, через реку проложили две тяжелые рельсы. Переварили железом, сделали опоры. Обварили листовым металлом. Танком, говорили, можно ехать. Через два дня наш егерь пришел с леса бледный, как смерть. Говорил, все железо сорвано и разбросано по лесу, опоры лежат на берегу, а рельсы скручены в бублик. Буквально. Ах да, и омут чист. Совершенно, как зеркало. Вода такая спокойная. Больше он в лес не ходил.
Собаки пропадали постоянно. Даже те, кто дома сидел. Пока не начали собак запирать на ночь в сенях. Но не пропадало ничего. Один раз на дороге утром машину нашли. «Ниву», по-моему. В багажнике монтировки да набор отмычек, на заднем сидении ружье. И в кустах рубашка в кровавых пятнах. И больше ничего. Думаю, жулики ночью ехали, да не доехали.
- А в омуте никто не пробовал смотреть? - хихикнул один из парней.
- Ты что, - посуровел дед, - к нему сейчас на пушечный выстрел не подойдет никто.
- Да ладно, хорошая байка дед, - поддержал друга второй, - попугали и хватит.
- Никакая не байка! Однажды я видел нечто, вылезающее из води. Было это лет так тридцать назад. Наш участковый как раз собрался машину покупать. Приехал на своем вороном, «Пегасе», последний раз перед праздниками в деревню. Отпустил возле леса да пошел с мужиками водку пить. А я как раз грибы собирал. Они, зараза, возле воды как раз-таки большие растут – не налюбуешься. Когда вижу – лошадь прямо к воде подошла. Пьет. Ну я, значит, грибы собираю, за ней краем глаза гляжу. Спокойно все так. Когда вдруг плеск. Словно тянут по воде что-то. Вижу, а из води здоровенная зверюга поднимается. Тоже как лошадь, а зубы – что рука длинной. Коня за гриву хапнула и в воду тащит. Такого ужасного крика я никогда не слышал. Сам за дерево спрятался, дрожу, словно после белой горячки. А оно коня в воду, только пена кровавая пошла. И снова вылезло, теперь на берег уже. Сидит огромное такое и головой только вертит. Ну, думаю, тат и конец мне. Как вдруг петухи в деревне кричать начали. Оно быстро в воду шмыг и все. Хвост такой длиннющий.
- Ладно-ладно, дед, а то ночью спать не будем. Верите во всякие байки, да и ладно. Расскажи лучше про войну, глаза там же потерял?
- Да нет, не на войне, а все там же в тот день, за деревом…

Январь 2020 года


Рецензии