Джорджоне в Эрмитаже. Юдифь

  Джорджоне.Юдифь. ок. 1504.Холст (переведена с доски), масло. 144 ; 68 см
   Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

     Джорджоне(1478—1510) — итальянский художник эпохи Возрождения. Родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. В 1493 перебрался в Венецию и стал учеником Джованни Беллини. В 1497 появилась его первая самостоятельная работа — «Христос, Несущий Крест». Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи.

    В 1504 исполнил в родном городе Кастельфранко заказанный ему алтарный образ «Мадонна Кастельфранко», предназначенный для семейной часовни Святого Георгия в местном соборе, чтобы увековечить память Маттео Костанцо.

     Среди великих мастеров прошлого ему принадлежит особое место. Джорджоне прожил всего 32 года. Он умер в 1510 г. от свирепствующей в то время чумы. Современники ценили его как живописца, влюбленного в природу. Человек доброго и благородного нрава, художник был также замечательным музыкантом и певцом. В свое время произведения мастера много копировали, подражали ему.

    В поздних произведениях Джорджоне («Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Джорджоне в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи.

 Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины.

 Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству.
   Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия.

    Некоторые незаконченные произведения Джорджоне были дописаны после его смерти Тицианом.
   Художественное наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников (Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Порденоне и многие другие), что, в частности, породило проблемы атрибуции его картин.

 ДЖОРДЖОНЕ.ЮДИФЬ.

  Картина Джорджоне "Юдифь"была написана на створке для шкафа (в конце XV — начале XVI века в Италии было принято украшать подобным образом мебель).Её перевод на холст произвёл в 1893 году реставратор Эрмитажа А. Сидоров.
 
 Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои произведения художник не подписывал, поэтому полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества»

   На картине мы видим очаровательную молодую женщину, которая одной рукой держит грозный меч, а другой поддерживает хитон. Женщина слегка улыбается ,о чём -то задумалась.Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа.
 
    Стройная нога Юдифь упирается в голову, которую она отрезала, согласно одной из библейских легенд. Согласно легенде, благочестивая вдова втирается в доверие к командующему Навуходоносору Олоферну, который с огромной армией взял в осанду родной город. При первой же возможности вдова обезглавливает предводителя врагов, тем самым спасая свой народ.
         
    Пейзаж на картине тоже значителен. На заднем плане изображена зеленеющая равнина, два дерева: могучий дуб и тоненькое деревце. Возможно это аллегория сильного могущественного военачальника и хрупкой женщины, которая своим героизмом спасла целый город.

       Некоторые исследователи считают, что лицу поверженного полководца Олоферна приданы черты самого Джоджоне. Но даже эта деталь не нарушает созданного художником настроения поэтической задумчивости, а лишь подчеркивает, что в мире все гармонично, а жизнь и смерть неразрывно связаны.

    Картина Джорджоне «Юдифь» - это полотно, которое никого не может оставить равнодушным. Умиротворенная женщина и природа, которая открывается за ней, резко контрастируют с отрубленной головой Олоферна.

   Художник ясно показывает, как Юдифь оценивает свои действия. Спокойствие и чувство выполненного долга отразились на лице героини. Нежная и обаятельная Юдифь встала на защиту своего города,  убийство врага не изменило ее. Она осталась такой же набожной .

    Современники Джорджоне утверждали, что именно этот мастер первым ввел романтический лиризм в строгий венецианский стиль того времени. Герои его полотен демонстрируют эмоции, их настроения и переживания сразу же захватывают зрителя.
 
  Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения, является трепетное отношение к изображению пейзажа. У него он не просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным.

   Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.   

    Картина поступила в Эрмитаж из парижского собрания Антуана Кроза, барона Тьера, в 1772 году.Джорджоне оставил нам очень  маленькое наследие.Так как он свои картины не подписывал,то сложно установить авторство. Ему приписывают 10-15 работ.С некоторыми из них мы с вами познакомимся более подробно.


Рецензии